Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современная учебная программа является неотъемлемой частью всей жизни каждого школьника. По сути, это курс, в котором происходит образование, развитие и раскрывается личность. Урок нельзя рассматривать как форму распространения содержания образования, его следует оценивать как источник развития учащихся, раскрытия их познавательных способностей, что проявляется в рациональной организации совместной деятельности педагога и учащихся.
В преподавании существует много различных определений учебных программ. Это такая форма организации процесса обучения, при которой учитель ведут групповую деятельность, учитывая особенности каждого из учеников и создавая благоприятные условия для того, чтобы все учащиеся непосредственно усваивали основные понятия предмета в процессе обучения.
Следует отметить, что современные учебники по истории значительно изменились. 1 сентября ученики 11-х классов обеспечены новыми учебниками по истории России: во все регионы страны доставлено более 755 тысяч экземпляров. Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны.
Единый учебник истории – это проект, о котором зашла речь ещё в 2013 году. Суть в том, что всеобщую и отечественную историю могут объединить в один школьный учебник. На первый взгляд всё просто и понятно, но при разработке пособия возник ряд препятствий.
Перспектива создания единого учебника по истории воспринимается специалистами неоднозначно. Одни видят в этом решение путаницы при объяснении материала и построении уроков, другие – негативное влияние на восприятие исторических фактов.
Научная новизна исследования. Одним из основных программ с 5 по 11 классы во всех школах является урок истории. С точки зрения смысла, времени и организации учебный план на уроках истории представляет собой целостную часть образовательного процесса (исторические этапы, звенья, элементы и личности), являющуюся основной формой обучения с тройственной целью: обучение, воспитание и развитие.
Объектом исследования является урок истории.
Предметом исследования является современный учебник истории на уроке.
Цель исследования: проанализировать структуру современного учебника истории на уроке.
Для решения поставленной цели и доказательства предложенной гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть историю и методологию современного преподавания в России;
2. Рассмотреть структуру и классификацию уроков;
3. Проанализировать современные технологии и методы в преподавании уроков истории;
4. Провести сравнительный анализ учебника истории 1930-50 гг. и современных учебников;
5. Изучить блочно-модульную технологию преподавания уроков на основе учебника истории;
6. Проанализировать использование современных технологий при подготовке учителя к уроку на основе учебника по истории.
Источниковая база представлена нормативно-правовой базой советского и современного образования. Сюда входя следующие документы, определяющие содержание образования: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) , Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) .
Степень изученности проблемы заключается в том, что данная проблематика изучалась как раньше, так и продолжает изучаться в настоящее время. Сейчас уроки истории очень важны, благодаря им учащиеся узнают то, что было до них, что существовало и развивалось раньше, как сто лет назад, так и несколько веков до этого. Отдельно следует отметить авторов следующих работ: Н. Ромашина «Урок с применением информационных технологий» , В. Сапожников «Организация уроков» , Л.В. Терешина «Деятельностный метод обучения» , И.А. Хапилина «Дополнительный материал к истории» .
Методологическая база исследования носит комплексный характер и содержит следующие методы: педагогический, компаративистский, исторический.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсовых, диссертационных и научных работах.
Задачи исследования определили структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.
1. Теоретические основы современного урока и его преподавание
1.1.История и методология преподавания
В условиях сложившейся формы организации обучения использовался разнообразный арсенал методического инструментария. Выбор различных источников, из которых школьники получали знания, во многом зависел от формы организации обучения. Поэтому одной из важнейших задач методологии является разработка единой формы организационного обучения и выявление ее методических возможностей .
В нашей стране и за рубежом наиболее распространенной являлась классная система обучения. При участии педагогических мыслителей, таких как К.Д. Ушинский, эта система была дополнительно усовершенствована. Его система заключалась в разделении учащихся на классы, реализующие соответствующие учебные программы. При этом процедура изучения каждой темы состояла из частей, которые, в свою очередь, делились на темы, разрабатываемые под руководством преподавателя в течение 40-45 минут.
Классовая система выдержала испытание столетиями и, несмотря на сильную критику, остается почти во всех частях света. Но в то же время эта система в настоящее время претерпевает значительную эволюцию в ряде европейских стран и Соединенных Штатах.
Ключевым компонентом системы обучения в классе всегда являлся учебный план. До сих пор в преподавании естественных наук преобладает мнение, что учебный план - это способ организации деятельности коллектива преподавателей и школьников на определенный период времени, систематически используемый для решения задач обучения, воспитания и развития.
В учебном плане представлены все компоненты учебно-познавательного процесса: цель, содержание, средства, методы организации и управления деятельностью и все их дидактические элементы. Его сущность и назначение - это динамическая система в процессе обучения в целом, тем самым снижающая взаимодействие коллектива и личности учителя и учащихся, в результате которого учащиеся приобретают знания, умения и навыки, развивают свои умения, опыт, активность, общение и взаимоотношения, а также педагогические навыки учителя.
Урок является организационной единицей процесса обучения для достижения завершения цели обучения. В некоторых методических пособиях отмечается:
1. Преподавание - это занятия, которые ведут учителя в школе. Они имеют одинаковую продолжительность и проводятся по определенному календарю.
2. Урок - это часть учебного процесса, но не механическое регулирование и завершение. Как элемент учебного процесса урок характеризуется всеми его функциями, но в то же время является его основной формой.
В приведенном выше определении можно также выделить специфические особенности, отличающие урок от других форм организации. Это постоянная группа школьников, которая руководит деятельностью школьников, учитывает особенности каждого из них и осваивает основы обучения непосредственно на занятиях .
Таким образом, современный урок состоит в том, что он прошёл свою значимость столетия, так и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания школьников.
1.2. Структура и классификация уроков
Современные учителя уделяют особое внимание типологии и структуре урока. Структура учебного плана и форма организации всей воспитательной работы имеют для него большое значение, как в теории, так и на практике учебного плана, так как он во многом определяет преподавание и его усвоение.
Каждый урок имеет свою структуру. Под структурой следует понимать соотношение элементов курса (этапов, звеньев) в их определенном порядке и соотношении друг с другом. Элементы - деятельность преподавателей и школьников. Элементами урока являются :
1.Организация;
2.Проверка знаний по предыдущим учебным материалам, логически связанных с содержанием данного урока;
3.Переход к новым материалам;
4.Закрепление;
5.Подведение итогов урока;
6.Домашнее задание.
Большинство из этих базовых структурных элементов реализовано во многих типах уроков. Также на уроках необходимо создавать задания, которые осваивают то или иное звено в учебном процессе.
Структурные компоненты урока перечислены в том порядке, в котором они используются в учебном процессе:
1. Организационные моменты включают внешнюю подготовку (подготовка рабочего места, приветствие) и внутреннюю подготовку школьника к курсу. Рекомендуется каждый раз находить оригинальные приемы, чтобы побудить учащихся к изучению той или иной темы, включиться в плановую работу или подчеркнуть особый смысл данного урока.
2. Подготовка школьников к восприятию новой темы - это элемент урока, в котором внутренняя организация протекает плавно во все времена. В нем в форме краткого вводного диалога или постановки вопроса актуализируются ранее приобретенные знания и сформированные умения. Если тесты знаний и умений проводятся до этого этапа, то содержанием подготовки восприятия школьником новой темы будет являться краткое изложение преподавателем рассматриваемых тем и их связь с новыми учебными материалами.
3. Изучение нового материала - первый компонент, перечисленный в учебном плане, имеющий значение самостоятельности и самодостаточности, приобретения новых знаний и умений, реализации заложенного в нем воспитательного и развивающего потенциала, направленного на педагогов на занятиях.
4. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне совершенствования. Задача этого этапа - восстановить в памяти школьника основные исторические события, даты, понятия и теоретические выводы, а также выработать новые познавательные приемы. Как правило, эта задача решается с помощью положительного повторения: общих бесед по основным пунктам учебной темы, учебных упражнений, картографических и хронологических заданий, а также отдельных видов тестов.
5. Систематизация и распространение новых знаний и навыков на преобразующем и творческом уровне. Содержанием данного этапа является решение познавательных задач, в том числе задач с проблемным и творческим воображением, где учащиеся имеют возможность применять новые знания и умения в различных учебных ситуациях, определять собственное отношение к изучаемым фактам, обоснованно критиковать существующие оценки и формулировать собственные выводы .
6. Организация заданий также требует определенной части урока, но не строго установленной. В течение нескольких минут, в соответствующее время курса, необходимо успеть подробно, объяснить школьнику цели задания, источники рекомендаций и методы взаимодействия с ними. Эффективное задание должно состоять из двух частей: обязательных, то есть для всех учащихся (один абзац, с использованием карт, хронологий и понятий) и вариативных, то есть логических, проблемных и творческих заданий, в которых учащиеся выбирают задания, соответствующие их познавательным способностям и интересам
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список:
4.Афанасьева, Л.В. Особенности образовательного процесса в школе. М.: Учитель, 2019. 160 c.
5. Бибекова, О.А. Современные образовательные технологии. М.: Учитель, 2020. 128 c.
6. Еремина, Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках истории. М.: Просвещение, 2019. 160 c.
7. Зименкова, Ф.Н. Воспитание творческой личности школьника на уроках истории и внеклассных занятия. М.: Прометей, 2020. 533 c.
8. Лебедева, Г.Н. Современный урок истории с применением информационных технологий. М.: Гостехиздат, 2019. 240 c.
9. Лемина, Г.Л. История и обществознание 8-11 классы. М.: Учитель, 2020. 128 c.
10. Лутцева, Е.А. Сценарии уроков. М.: Вентана-Граф, 2020. 208 c.
11. Лутцева, Е.А. Современный урок истории в школе. М.: LAP, 2019. 112 c.
12. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. М.: Каро, 2019. 248 c.
13. Муштавинская, И.В. Система подготовки учителя к уроку. М.: Каро, 2020. 144 c.
14. Пустохина, О.А. Технологии, методы, приемы на уроках истории. М.: Учитель, 2019. 175 c.
15. Ромашина, Н. Урок с применением информационных технологий. М.: СИНТЕГ, 2019. 160 c.
17. Терешина, Л.В. Деятельностный метод обучения. М.: Учитель, 2019. 120 c.
18. Хапилина, И.А. Дополнительный материал к истории. М.: Учитель, 2019. 200 c.
19. Чернобай, Е.В. Технологии подготовки урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2020. 487 c.
Электронные источники:
20. ФГОС [Электронный ресурс]. 2016-2021. Дата обновления: 05.02.2021. URL: https://fgos.ru/