Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста играет огромную роль в становлении личности. Ряд показателей трудолюбия, таких как осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении, готовность доводить начатое дело до конца, проявление эмоционально-положительного отношения к труду, адекватная оценка результатов деятельности, а также аккуратность, старательность и бережное отношение к средствам и продуктам труда, наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. В этом возрасте дети находятся в особенно восприимчивом состоянии, готовы к обучению и легко поддаются влиянию образцов поведения. Поэтому, важно организовать для них доступные и интересные занятия, которые стимулировали бы развитие этих качеств.
Таким образом, трудовое воспитание должно стать неотъемлемой частью дошкольного образования, помогая детям научиться ценить труд, стремиться к успеху, развивать терпение и ответственность. Эти навыки и качества, приобретенные в раннем детстве, будут полезны взрослой жизни и будут способствовать формированию личности, успешной адаптации в обществе, будет решена проблема потребности современного общества в высоко нравственных людях, достижение личных и профессиональных целей.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики. Отметить следует труды таких выдающихся педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, К.Д. Ушинского, Н.К. Крупского и др. [1].
В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и учреждением совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе [4].
Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста. Однако, проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из ведущих задач выделяется формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, тем самым показывая что одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, учебной деятельности через правильного и положительного отношения к труду.
Таким образом, трудолюбие является качеством, которое отражает не только развитие трудовых навыков у дошкольников, но и их развитие в целом. Это свидетельство того, что они активно формируются как личности и обладают важными социальными навыками, которые будут полезны им на протяжении всей жизни.
С учётом изложенного выше, можно указать на актуальность проблемы, рассматриваемой в курсовой работе.
Проблема исследования: какие методы трудового воспитания детей дошкольного возраста целесообразно применять в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы трудового воспитания детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать применение методов трудового воспитания детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1 Изучить проблемы трудового воспитания детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
2 Проанализировать и обосновать применение методов трудового воспитания детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации на базе исследования.
3 Проанализировать деятельность лучших практиков трудового воспитания в современном дошкольном образовании.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.
Структура исследования: курсовая работа выстроена в логике научного исследования и состоит из двух глав, выводов после каждой главы, заключения, библиографического списка источников и литературы (20).
Глава 1. Теоретические основы проблемы трудового воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Характеристика основных понятий исследования
Воспитание рассматривается как создание социальных, целенаправленных условий (организационных, духовных, материальных) для усвоения нового поколения социально-исторического опыта с целью подготовки его как к промышленному труду, так и к общественной жизни. В одном из учебников педагогики авторы утверждают, что воспитание следует понимать как: передачу социального опыта; воспитательное воздействие на человека, группу или коллектив; организацию образа жизни и деятельности учащихся; воспитательное взаимодействие педагога и учащегося; создание условий для развития личности учащегося [5, с. 18].
Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание детей - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное влияние социальных институтов на человека с целью формирования его определенных взглядов, взглядов и убеждений, моральных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.
В широком педагогическом смысле воспитание детей - это организованное, целенаправленное и управляемое влияние команды педагогов на тех, кто воспитывается с целью формирования определенных качеств, которые практикуются в учебных заведениях и охватывают весь образовательный и учебный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных задач [15, с. 78].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Н.А. Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественного труда / Н. А. Андреева // В сборнике: МИР ДЕТСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ Сборник материалов IХ очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». 2015. – С. 61-65.
2. Бондаренко, Т.М. Приобщение дошкольников к труду (2-7 лет). Методическое пособие: методическое пособие / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Метода, 2014. – 195 с. 6. Буре, Р.С. Дошкольник и труд: Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. – 229 с.
3. Борисова, З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: автореф. канд. дис. / З.Н. Борисова. – Ленинград, 1993. – 214 с.
4. Буре, Р.С. Дошкольник и труд: Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014. – 229 с.
5. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // «Дошкольное воспитание». – 2013. №4. –С. 17-25.
6. Бых, Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. 2019. №6 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 25.05.2024).
7. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Бype, Л. В. Загик и др.; Сост. Р. С. Буре; Под ред. В. Г Нечаевой.— 3-е изд., испр. и доп.— М.: Просвещение, 1983.—207 с.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - 2-е изд., стер. - Москва: Академия, 2005. - 173.
9. Козлова,Э С.А. “Я – человек”: Программа приобщения ребенка к социальному миру / С.А. Козлова //Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1.
10. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009. - 68 с.
11. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. 135 с. (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
12. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.В. Куцакова // Програм.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2003. 143 с.
13. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. – Москва: Просвещение, 1991. – 159 с.
14. Микерина, А.С. Теоретическое обоснование проблемы формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста / А.С. Микерина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016 - № 5 - С. 77-81.
15. Сайгушева, Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013. – 276с.
16. Сергеева, Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева. – Москва: Просвещение, 2000. – 99 с.
17. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания / Е. О. Смирнова. - Москва: Юрайт, 2020. - 122 с.
18. Ежкова, Н.С. Теоретические основы дошкольного образования: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. С. Ежкова // ЭБС Юрайт. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 183 с. – URL: https://urait.ru/bcode/452344 (дата обращения 25.02.2024).
19. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 2013. – 27 с.
20. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847).