Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Систематическая подготовка спортсменов, в частности пловцов, представляет собой многогранную научную проблему; она требует изучения как длительных, так и острых адаптаций, необходимых для долгосрочных тренировочных методик. Актуальность данного исследования обусловлена постоянной необходимостью оптимизации тренировочных стратегий, способствующих повышению спортивных результатов и снижению рисков травматизма, что является ключевой проблемой современной спортивной науки. Проблемное поле исследования объединяет несколько аспектов: физиологические адаптации (относящиеся к развитию выносливости и силы), психологическая устойчивость (включающая стрессоустойчивость и психическую стойкость) и биомеханическая эффективность (сфокусированная на совершенствовании техники плавания).
Отличительной особенностью данного исследования является то, что в нем рассматривается «систематический прогресс» в подготовке спортсменов – как стратегическая периодизация, строгая физиологическая подготовка и психологическая стойкость способствуют достижению элитных результатов в плавании. Каждый аспект тренировки рассматривается с целью выявления его роли в продвижении спортсмена от новичка к мастерству; это включает в себя изучение влияния ранней специализации («критические окна» для приобретения навыков), переходных проблем (отмеченных колебаниями в производительности и психологическом состоянии) и кульминационной фазы, где достигается пик производительности. Причем исследование распространяется и на физиологические и психологические основы, которые поддерживают спортсменов на этих этапах; оно тщательно изучает, как со временем происходит адаптация состава мышечных волокон, сердечно-сосудистой эффективности и когнитивной устойчивости.
При изучении этих важнейших областей в исследовании используется целый ряд научных методик – от биомеханического анализа (для выяснения механической эффективности плавательных движений) до психофизиологических оценок (для оценки стрессовых реакций и механизмов преодоления). Интеграция этих разнообразных научных аспектов направлена не только на углубление понимания спортивной подготовки, но и на совершенствование существующих тренировочных парадигм, что позволяет предложить надежные, основанные на фактах рекомендации для плавательного сообщества. В целом, исследование опирается на строгую аналитическую структуру, которая стремится перевести сложные взаимосвязи в практические выводы, опираясь на широкий спектр междисциплинарных исследований.
Объектом исследования является комплексный режим тренировок соревновательных пловцов, а предметом – многогранные компоненты таких режимов, включая физиологическую выносливость, психологическую устойчивость и техническое мастерство. Целью данного исследования является систематический анализ и углубление понимания того, как структурированные тренировки влияют на развитие спортсмена в течение длительного периода времени. Задачи тщательно продуманы, чтобы проанализировать эффективность ранней специализации, оценить динамику переходных фаз в карьере спортсмена и оценить кульминацию тренировочных методик, которые приводят к пиковым показателям; одновременно с этим тщательное исследование физиологических субстратов, лежащих в основе выносливости и силы, наряду с психологическими стратегиями управления стрессом, устанавливает двухсторонний подход к пониманию готовности спортсмена.
Научная новизна данного исследования заключается в интегративном подходе к анализу продольных тренировочных эффектов в физиологической, психологической и технической областях плавания; кроме того, оно является пионером в сопоставлении биомеханической аналитики с традиционными парадигмами тренировок для улучшения спортивных результатов. Гипотеза гласит, что тщательно структурированный режим тренировок, включающий стратегическую периодизацию и индивидуальные психологические вмешательства, значительно повышает техническое мастерство и общую производительность элитных пловцов. Соединяя эти области, исследование вводит новые метрики для оценки технического исполнения и адаптации, тем самым расширяя методологические рамки, в которых оценивается тренировка пловцов. Поэтому, дополняя эмпирические исследования передовыми аналитическими методами, данное исследование не только бросает вызов, но и расширяет существующие границы спортивной науки, способствуя более глубокому пониманию сложной динамики, происходящей в процессе развития элитных спортсменов.
Методологическая основа данного исследования базируется на обширном массиве научных работ и эмпирических исследований, которые в совокупности определяют многогранный подход к долгосрочной атлетической подготовке в плавании. Первичная основа опирается на новаторский вклад К. Вирта, М. Кайнера, С. Фурманна, А. Ниммерихтера и Г. Хаффа (2022), которые раскрывают решающую роль силовой подготовки в повышении спортивных результатов пловцов, предполагая, что физиологическая подготовка является ключевым фактором для поддержания соревновательного мастерства на последующих этапах карьеры спортсмена. Аналогичным образом, М. Крук, И. Одноворченко, Т. Курылло, И. Цуд и С. Ищенко (2023) предлагают понимание тонкостей планирования многолетней спортивной подготовки, подчеркивая необходимость адаптивной периодизации, учитывающей этапы развития отдельных спортсменов.
Исследования С. Поллока, Н. Гауа, М. Джонстона, К. Кука, О. Жирара и К. Милевой (2019) и Ж. Моргадо, К. Монтейро, К. Матиаса, Ж. Рейса, Ж. Телеса, М. Лайреса и Ф. Алвеса (2018) вносят значительный вклад в понимание динамики тренировочных режимов и их влияния на мониторинг восстановления и острый иммунный ответ после высокоинтенсивных занятий. Этот комплекс исследований подчеркивает критическое взаимодействие между интенсивностью тренировок и физиологическим восстановлением, что является ключевым фактором при разработке тренировочных графиков, которые предотвращают перетренированность и максимизируют результаты.
Расширяя сферу применения технических аспектов тренировок, Л. Лейте, Л. Соарес, А. Пуссилди, Ж. Клаудино, С. Сильва и Г. Пуссилди (2022) подчеркивают важность контроля тренировочной нагрузки в плавании с помощью комплексного подхода, сочетающего традиционные методы тренировок с современной аналитикой данных для оптимизации тренировочных нагрузок и повышения спортивных результатов.
В совокупности эти исследования формируют надежную методологическую основу, которая направляет текущее исследование, сочетая классические теории тренировок с передовыми исследованиями для изучения всестороннего развития пловцов. Эта интеграция не только отвечает насущным потребностям спортивной подготовки, но и вносит вклад в более широкий дискурс устойчивого развития спортсменов, позиционируя данное исследование на переднем крае научного поиска в области подготовки элитных спортсменов.
Если интеграция теоретических и эмпирических методов будет эффективно использована, результаты могут открыть трансформационные идеи в тренировке пловцов. Начиная с вывода о том, что стратегическая периодизация значительно влияет на пиковую производительность, в данном исследовании используется гибридный методологический подход, переплетающий количественный и качественный анализ. С количественной точки зрения, сбор данных о производительности с помощью биомеханического отслеживания и физиологических оценок (таких как VO2 max и пороговые лактационные тесты) обеспечивает фундаментальное понимание возможностей спортсмена и его адаптации с течением времени. С качественной точки зрения, интервью и психологическое профилирование придают глубину и контекст цифровым данным, иллюстрируя, как спортсмены воспринимают и реагируют на свои тренировочные режимы.
Если изменить традиционный порядок изложения, сделав акцент на выводах, а не на методологии, становится очевидным, насколько критична синхронизация нескольких источников данных. Если бы в исследовании подчеркивалось менее известное влияние психологической устойчивости на технические показатели, данные могли бы подсказать новые направления для тренерских вмешательств. Сценарии, рассмотренные с помощью условных утверждений, н-р., «Если бы спортсменам предоставлялась более целенаправленная психологическая поддержка, они могли бы быстрее восстанавливаться и лучше концентрироваться во время соревнований», помогают сформулировать потенциальные экспериментальные вмешательства.
Используя продольные и поперечные анализы, исследование опирается на эмпирические данные, позволяющие наблюдать изменения с течением времени и в разных когортах спортсменов. Гипотеза о том, что сложные тренировочные режимы, разработанные с учетом индивидуальных психологических особенностей, могут повысить результативность, не просто умозрительна, а основана на методическом подходе. Слияние методов, основанных на данных и теории, обеспечивает всестороннее изучение сложной динамики тренировок по плаванию, направленное не только на эмпирическое подтверждение, но и на теоретическое развитие спортивной науки.
Теоретическая значимость данного исследования обусловлена критическим рассмотрением многомерных аспектов подготовки пловцов, в частности, взаимосвязанных ролей физиологической выносливости, технического мастерства и психологической устойчивости; по сути, эти компоненты образуют триаду, лежащую в основе элитных результатов. Препарируя индивидуальные и синергетические эффекты этих факторов, данное исследование вносит вклад в тонкое понимание науки о спортивной тренировке, тем самым заполняя значительный пробел в литературе (в частности, интеграцию биомеханической обратной связи в традиционные парадигмы тренировки).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Anjasmoro, M., & Soenyoto, T. (2023). Survei Pembinaan Prestasi Atlet Renang di Pemalang Shark Swimming Club Tahun 2021. Indonesian Journal for Physical Education and Sport. https://doi.org/10.15294/inapes.v4i1.51894.
2. Arsoniadis, G., Botonis, P., Bogdanis, G., Terzis, G., & Toubekis, A. (2022). Acute and Long-Term Effects of Concurrent Resistance and Swimming Training on Swimming Performance. Sports, 10. https://doi.org/10.3390/sports10030029.
3. Costa, M., Marinho, D., Santos, C., Quinta-Nova, L., Costa, A., Silva, A., & Barbosa, T. (2021). The Coaches’ Perceptions and Experience Implementing a Long-Term Athletic Development Model in Competitive Swimming. Frontiers in Psychology, 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.685584.
4. Dakal, N., Smirnov, K., Cherevychko, O., & Sikorsky, I. (2021). Features of teaching swimming techniques of students at different stages of training. Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15. Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports), 9-11. https://doi.org/10.31392/NPU-NC.SERIES15.2021.5(135).01.
5. Falaahudin, A., Suharjana, S., & Sumarjo, S. (2022). Percentage of swimmer's coach needs for the development of applications for the physical conditions of swimming. Quality in Sport. https://doi.org/10.12775/qs.2021.08.02.007.
6. Kruk, M., Odnovorchenko, I., Kuryllo, T., Tsud, I., & Ishchenko, S. (2023). Features of planning multi-year sports training in sports swimming. Scientific Journal of National Pedagogical Dragomanov University. Series 15. Scientific and pedagogical problems of physical culture (physical culture and sports). https://doi.org/10.31392/npu-nc.series15.2023.02(160).26.
7. Leite, L., Soares, L., Pussieldi, A., Claudino, J., Silva, S., & Pussieldi, G. (2022). Swimming Training Load Control: an integrated approach. Revista Brasileira de Educação Física, Saúde e Desempenho. https://doi.org/10.33872/rebesde.v3n2.e021.
8. Liu, G., Zeng, L., & Tao, Y. (2022). Correlation Between Mental Quality and Training Intensity in University Swimmers. Revista Brasileira de Medicina do Esporte. https://doi.org/10.1590/1517-8692202329012022_0370.
9. Liu, H., & Wang, J. (2023). The Effects of Incorporating Dry-land Short Intervals to Long Aerobic-dominant In-Water Swimming Training on Physiological Parameters, Hormonal Factors, and Performance: A Randomized-Controlled Intervention Study. Journal of sports science & medicine, 22(2), 329-337. https://doi.org/10.52082/jssm.2023.329.
10. Marques, M., Yáñez-García, J., Marinho, D., González-Badillo, J., & Rodríguez-Rosell, D. (2020). In-Season Strength Training in Elite Junior Swimmers: The Role of the Low-Volume, High-Velocity Training on Swimming Performance. Journal of Human Kinetics, 74, 71-84. https://doi.org/10.2478/hukin-2020-0015.
11. Morgado, J., Monteiro, C., Matias, C., Reis, J., Teles, J., Laires, M., & Alves, F. (2018). Long-term swimming training modifies acute immune cell response to a high-intensity session. European Journal of Applied Physiology, 118, 573-583. https://doi.org/10.1007/s00421-017-3777-8.
12. Pollock, S., Gaoua, N., Johnston, M., Cooke, K., Girard, O., & Mileva, K. (2019). Training Regimes and Recovery Monitoring Practices of Elite British Swimmers. Journal of sports science & medicine, 18(3), 577-585.
13. Ponimasov, O., & Bolotin, A. (2019). Differentiated Methodology of Training Long-Distance Swimmers for Competitions on Open Water Taking into Account Types of Energetic Metabolism. Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019). https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200114.164.
14. Puce, L., Marinelli, L., Pierantozzi, E., Mori, L., Pallecchi, I., Bonifazi, M., Bove, M., Franchini, E., & Trompetto, C. (2018). Training methods and analysis of races of a top-level Paralympic swimming athlete. Journal of Exercise Rehabilitation, 14, 612-620. https://doi.org/10.12965/jer.1836254.127.
15. Sammoud, S., Negra, Y., Chaabene, H., Bouguezzi, R., Moran, J., & Granacher, U. (2019). The Effects of Plyometric Jump Training on Jumping and Swimming Performances in Prepubertal Male Swimmers. Journal of sports science & medicine, 18(4), 805-811.
16. Shi, J., & Li, X. (2022). Potential Physical Endurance Training System for Swimmers. Revista Brasileira de Medicina do Esporte. https://doi.org/10.1590/1517-8692202329012022_0302.
17. Wirth, K., Keiner, M., Fuhrmann, S., Nimmerichter, A., & Haff, G. (2022). Strength Training in Swimming. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19. https://doi.org/10.3390/ijerph19095369.
18. Xu, B. (2023). ANALYSIS OF PHYSICAL TRAINING OF SWIMMERS AT THE COMPETITIVE LEVEL. Revista Brasileira de Medicina do Esporte. https://doi.org/10.1590/1517-8692202329012023_0082.
19. Афтимичук, О.Е., & Кузнецова, З.М. (2015). Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 10(2), 28-38. http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.
20. Бомпа, Т. (2003). Подготовка юных чемпионов. Москва: Изд-во АСТ – Астрель, 260 с.
21. Верхошанский, Ю.В. (1970). Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства. Теория и практика физической культуры, 6, 10-13.
22. Квашук, П.В. (2003). Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки. Вестник спортивной науки, 1, 32-35.
23. Набатникова, М.Я. (1987). О содержании тренировки юных спортсменов. Научно-спортивный вестник, 1, 6-9.
24. Никитушкин, В.Г. (1995). Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных спортсменов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада. Москва: ВНИИФК, 88 с.
25. Никитушкин, В.Г., Квашук, П.В., & Бауэр, В.Г. (2005). Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. Москва.
26. Смирнов, Ю.И. (1981). Разработка и реализация программ стандартизации комплексного контроля в теории и практике спортивной тренировки. Научно-спортивный вестник, 4, 22-25.
27. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. (1995). Москва: Изд-во «СААМ», 448 с.
28. Тимакова, Т.С. (1998). Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 76 с.
29. Филин, В.П. (1974). Воспитание физических качеств у юных спортсменов. Москва: Физкультура и спорт, 232 с.
30. Филин, В.П., & Фомин, Н.А. (1980). Основы юношеского спорта. Москва: Физкультура и спорт, 255 с.