Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовая грамотность населения играет существенную роль в развитии экономики. В современном мире финансовые знания и умения становятся все более важными для принятия правильных решений о личных финансах и участии в экономической жизни страны.
Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, финансовая грамотность населения позволяет людям принимать информированные решения о своих финансовых вопросах. Она помогает повысить эффективность использования доходов, снизить затраты и управлять долгами. Благодаря этому, люди могут сохранить и увеличить свой капитал, обеспечить стабильность своего финансового будущего, а также достичь своих целей и мечтаний.
Во-вторых, финансовая грамотность населения имеет прямое влияние на экономическую ситуацию в стране. Люди, обладающие финансовыми знаниями, более активно участвуют в финансовых операциях, инвестируют в экономику, открывают и развивают свой бизнес. Это стимулирует экономический рост, создание новых рабочих мест, рост производства и внутреннего потребления.
Кроме того, финансовая грамотность способствует формированию устойчивой финансовой культуры в обществе. Люди, осознавая важность финансовых решений и умея планировать свои расходы, более ответственно подходят к своим финансовым обязательствам. Это снижает уровень рисков и финансовых проблем в обществе, способствует более устойчивому развитию экономики.
Таким образом, финансовая грамотность населения является неотъемлемым фактором развития экономики. Она не только помогает людям лучше управлять своими финансами, но и способствует стабильности и росту экономической системы в целом. Поэтому важно развивать и совершенствовать механизмы финансового образования, чтобы каждый гражданин имел возможность получить необходимые знания и навыки в данной области. Только так страна сможет добиться устойчивого экономического прогресса и процветания.
Исходя из вышеизложенного, можно определить цель моего исследования – изучение значения финансовой грамотности населения в России.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть понятие и компоненты финансовой грамотности;
-изучить финансовую грамотность населения, как фактор экономического развития страны;
-выполнить анализ финансовой грамотности населения России;
-выявить пути повышении финансовой грамотности населения как фактор развития экономики.
Объектом исследования является финансовая грамотность населения в России.
Предмет исследования - влияние финансовой грамотности на экономику страны.
Информационная база курсовой работы включает в себя работы научных деятелей, статьи и публикации по теме финансовой грамотности населения таких авторов, как: Азарян Д.С., Алачихина А.А., Васина Ю.А., Даурова Н.З., Зыбцева Е.В., Коркин Р.И., Лутфуллин Ю.Р. и т.д.
Методология исследования базируется на системном подходе и включает общенаучные и специфические методы познания: методы анализа и синтеза, сравнительный анализ, методы эконометрического моделирования, прогнозирования, статистической проверки гипотез, Факторного анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты роли финансовой грамотности в экономике государства
1.1 Понятие и компоненты финансовой грамотности
Финансовая грамотность можно определить как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в области управления финансами для достижения жизненных целей и планов как в настоящем, так и в будущем.
Финансовая грамотность включает в себя умение вести учет всех поступлений и расходов, умение правильно распоряжаться денежными ресурсами, способность планировать будущее и выбирать подходящие финансовые инструменты для создания сбережений и обеспечения будущей финансовой безопасности, включая обеспечение финансовой устойчивости в случае утраты работы [20].
Финансовая грамотность является сложной областью, требующей понимания основных финансовых понятий и использования этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благополучию людей.
Люди с высоким уровнем финансовой грамотности имеют больше защиты от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они ответственно относятся к управлению личными финансами, могут улучшать свой уровень благосостояния путем правильного распределения денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Кроме того, они оказывают положительное влияние на национальную и мировую экономику.
Современный мир финансов является более сложным, чем когда-либо раньше. Понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, составляет только малую часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Возможности инвестирования, сбережения и кредитования огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, трудно определить, на что ему стоит обратить внимание при использовании финансовых инструментов и как выбрать для себя лучшие возможности.
Люди, обладающие "здравым финансовым смыслом", принимают решения, которые обеспечивают их личную финансовую безопасность и благополучие, а также вносят вклад в экономику и способствуют устойчивому развитию мировой экономической системы.
Под финансовой грамотностью понимается результат процесса финансового обучения, который включает владение информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях, а также о доступных источниках информации и консультационных услугах. Также под финансовой грамотностью понимается способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию для принятия решений, проведения расчетов, оценки рисков и сравнения преимуществ и недостатков финансовых услуг [11].
Основную проблему составляет природа финансовых услуг и рынков, на которых они предоставляются.
Специализированные исследования показывают, что повышенные требования к финансовой грамотности участников рынка обусловлены несколькими факторами: финансовые продукты используются относительно редко, что ограничивает накопление опыта их потребления; финансовые продукты нельзя проверить на качество в момент покупки, что предоставляет возможность недобросовестным продавцам вести недобросовестные практики; проверка достоверности обязательств является затратной процедурой.
Эти факторы создают высокий уровень асимметрии информации на рынках финансовых услуг и ограничивают возможности потребителей адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
Низкий уровень финансовой грамотности приводит к негативным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом.
Для потребителей финансовых услуг низкая финансовая грамотность приводит к принятию неэффективных решений, уменьшению доверия к финансовым институтам, ограничениям доступа к преимуществам финансового рынка, высокому уровню задолженности, массовым банкротствам, передаче негативного финансового опыта следующим поколениям, уязвимости к мошенничеству и недобросовестным практикам продавцов финансовых услуг, низкому уровню сбережений и неэффективному формированию пенсионных накоплений.
Для государства низкий уровень финансовой грамотности является препятствием для развития платежной индустрии, ограничивает возможности и эффективность регулирования финансовых рынков, защиты прав потребителей и перехода к пенсионной системе с большим участием граждан.
Для частных организаций, предоставляющих финансовые услуги, низкая финансовая грамотность потребителей способствует распространению негативных воздействий недобросовестных поставщиков услуг, что снижает уровень доверия к сектору в целом [17].
В рамках проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" разработана система финансовой грамотности населения, которая включает в себя основные компоненты этой грамотности.
В структуре школьного фреймворка выделяется одна область финансовой грамотности: доходы и расходы.
В этой области охватываются различные вопросы, связанные с личными финансами, такие как общий доход семьи, различные источники и типы доходов, структура расходов, налоговая система, контроль затрат, учет потребностей и желаний и многое другое.
Также в рамках системы финансовой грамотности населения важными компонентами являются финансовое планирование и составление бюджета. Это требует знания и понимания необходимости планирования и управления доходами как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Включает в себя умение планировать и управлять бюджетом, связывать различные потребности и затраты, учитывать разные типы затрат при принятии финансовых решений.
Кроме того, система финансовой грамотности включает область личных сбережений. В данной области охватываются вопросы сохранения личных финансов, целей и типов сбережений, различных сберегательных продуктов, а также знание государственной системы страхования вкладов и общих навыков в области сбережений [4].
Ссуды также являются важной составляющей финансовой грамотности. В этой области необходимо понимание общей кредитной политики, условий ссуды, умение сравнивать различные ссудные продукты, использовать кредитные карты и понимать последствия долговых обязательств.
Инвестирование также входит в состав финансовой грамотности. Включает базовые знания о понятии инвестирования, различиях между сбережениями и инвестициями, различных типах инвестиционных инструментов и способности оценивать риск инвестиционного продукта.
Страхование является еще одной важной областью финансовой грамотности. Включает понимание основных целей и принципов страхования, знание различных типов страховых продуктов, условий страховых выплат, сравнение различных типов страховых продуктов и принятие решений на основе выбранной цели и ситуации в жизни.
Риск и финансовая безопасность являются ключевыми областями финансовой грамотности. Включает способность определить пути и средства управления финансами с учетом потенциальных финансовых выгод или убытков.
В этой области также понимается, что определенные финансовые продукты могут использоваться для управления различными рисками в зависимости от потребностей и обстоятельств. Также важно ограничение рисков личного капитала и понимание преимуществ диверсификации.
Защита прав потребителей также является областью финансовой грамотности. Включает знание прав и обязанностей потребителей на финансовом рынке, основных последствий финансовых соглашений. Также понимаются последствия изменений экономических условий и государственной политики на личные финансы и используется информационные ресурсы и правовое регулирование.
Общие знания по экономике и основам арифметики финансовых наук также входят в область финансовой грамотности.
Включают знания и навыки в области повседневных финансовых операций, таких как покупки товаров, платежи, расходы, понимание экономических основ и финансовой арифметики, а также знание о налоговой и пенсионной системах, государственном страховании и общей экономической ситуации в стране и мире [1].
Все эти области финансовой грамотности делятся на три потока: знание и понимание, навыки и поведение.
Знание и понимание включает знание потребителем финансовых продуктов и концепций, а также способность получать, понимать и оценивать соответствующую информацию, необходимую для принятия решения. Навыки и поведение включают в себя навыки и способности финансового поведения, принятия финансовых рисков и предпринятия других эффективных действий для улучшения финансового благополучия.
- Личные характеристики и установки - включают в себя основные характеристики потребителя, связанные с общим отношением к личным финансам, способностью принимать ответственные решения и финансовым выбором.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаев, Т.А. Особенности финансовой грамотности в странах мира // Современные тенденции развития образования, науки и технологий - 2019 – С. 275-277.
2. Аксенов, А. П. Гид по финансовой грамотности - М.: КНОРУС, 2020. - 456 с.
3.Бабин, И. Э. Финансовая грамотность россиян в XXI в. как направление государственной политики: основные тенденции // Молодой ученый. — 2020. — № 7 (297). — С. 329-333.
4. Бейдерман С.Б. Разработка курсов финансовой грамотности как мера защиты населения// От финансовой грамотности к финансовому благополучию: опыт, проблемы, вызовы - 2019.- С.228-231.
5.Блок, М. Е. Развитие экономического образования и формирования финансовой грамотности: учебное пособие. – Барнаул, 2021 – 250 с.
6. Брехова, Ю.В. Финансовая грамотность. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021. – 400 с.
7.Егорова Л. А., Юхновская Е. А. Повышение финансовой грамотности населения современной России // Концепт. – 2022. – Т. 41. – С. 91–96.
8.Залётина, А. Д. Направления повышения финансовой грамотности населения // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 187-189.
9.Калашникова, Н. Г. Секреты финансовой грамотности: учебное пособие. – М.: Просвещение, 2020 – 112 с.
10.Левицкая, В. А. Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации // Исследования молодых ученых: материалы LX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань: Молодой ученый, 2023. — С. 1–5.
11.Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. – М.: ВАКО, 2021. - 280 с.
12.Матюшенкова, Н. Г. Основы денежного обращения и финансы. – М. : Академия, 2020 – 128 с.
13.Миненко, Е. Ю. Анализ уровня финансовой грамотности в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2022. — № 4. — С. 235-239.
14.Обердерфер Д.Я. Я управляю своими финансами. - М.: Вита-Пресс, 2022 - 232 с.
15.Перфильева, П. А. Развитие финансовой грамотности среди студентов // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 173-175.
16. Петухов Р. Н. Влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния населения // Молодой ученый. — 2021. — № 5 (139). — С. 217-220.
17. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность. — М.: ВАКО, 2021 – 264 с.
18.Старченко Е.Н., Вержицкий Д.Г., Копышева Т.В. Повышение финансовой грамотности населения как фактор решения социальных проблем // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 6-2. – С. 401-405
19.Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (108). — С. 452-456.
20.Черникова Л.И. Финансовая грамотность населения: итоги и перспективы // Наука, образование, общество. - 2021. - № 2. - С. 26–32.