Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальной проблемой дошкольного образования является оказание коррекционной помощи детям, имеющим нарушения в развитии, в том числе детям с нарушениями речи. Нарушения фонематических процессов, звукопроизношения, лексико-грамматического строя у старших дошкольников негативно отражаются на познавательном и личностном развитии детей, затрудняют процесс социализации, подготовки к обучению в школе. В связи с этим актуальной является проблема оказания психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи, которая включает коррекцию речевых отклонений с помощью оптимальных средств.
Одной из особенностей детей с общим недоразвитием речи является недостаточный уровень восприятия и воспроизведения ритма, как речевого, так и неречевого. В психолого-педагогической литературе отмечается своеобразие чувства ритма у детей с ОНР III уровня (Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина), подчеркивается необходимость организации работы по развитию чувства ритма (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В этих исследованиях подчеркивается, что детям с нарушениями речи должна оказываться комплексная коррекционная помощь, которая включает в себя развитие чувства ритма.
Эффективным средством развития чувства ритма у детей детьми с нарушениями речи является музыкальная игра, сочетающая в себе речь, движение и музыкальное сопровождение. Музыкальные игры являются средством развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с общим недоразвитием речи, формирования ритмических способностей, умений воспринимать ритмический рисунок, воспроизводить движения в заданном ритме. Сочетание движения, музыки и речи в музыкальных играх позволяет сформировать у детей чувство ритма, что также способствует быстрому и эффективному преодолению речевых нарушений у детей.
Проблема исследования: каковы особенности использования музыкальных игр для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: изучение особенностей использования музыкальных игр для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: музыкальные игры для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Раскрыть психолого-педагогическую сущность развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучить особенности развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Изучить педагогический опыт по проблеме развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Глава 1. Процесс развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью музыкальных игр
1.1. Исследование психолого-педагогической сущности развития чувства ритма детей старшего дошкольного возраста
Проблема ритма издавна привлекала внимание исследователей на всем протяжении истории искусства, эстетики и философии, начиная с античных времен (Плутарх, Аристотель, Плотин, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Г.Ф. Гегель). Понятие «ритм» изучается не только в философии, но и в педагогике и психологии, а также в музыкознании. Значительный вклад в изучение музыкального ритма внесли Н.А. Гарбузов, Б.М. Теплов, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, Г.М. Цыпин, A.Л. Готсдинер, ЮА. Цагарелли.
Ритм (лат. rhythmus, греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω – течь, стремиться, устремляться) – последовательность длительностей, образуемая чередованием акцентов и пауз. Ритм – чередование каких-либо явлений (например, звуковых или речевых), происходящее с определённой последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. Ритм является основной многих действий, движений, речи. Ритму подчинены различные природные явления (смена времен года), а также умственная и физическая работоспособность человека [1].
В педагогике и психологии ритм рассматривается как способность, как компонент речи, как характеристика движения. В детской психологии доказана роль ритмических способностей в формировании экспрессивной речи в раннем возрасте. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы, влияет на становление просодической стороны речи [4].
В логопедии ритм – это одна из важнейших характеристик речи, которая выражает регулярное чередование речевых средств – слогов, различных типов интонаций, моментов говорения и молчания. Ю.О. Филатова отмечает, что в речи ритм представляет собой периодичность восприятия и воспроизведения каких-либо элементов в определенной последовательности. Ритм наиболее тесно связан с такими компонентами интонации, как темп, ударение и мелодика [26].
В музыкальной педагогике и психологии ритм рассматривается как элемент выразительности мелодии. Благодаря тому, что звуки организованы определенным образом, ритмично, обладают длительностями, образуется мелодия. Не каждый набор звуков будет мелодией, а только специальным образом организованный. Ритм является сильным выразительным средством, который ярко характеризует мелодию. Музыкальные ритмы также являются влияют на человека, формируя у него желание сопровождать музыку движениями [13].
Связь музыкального ритма с физиологическими жизненными процессами делает музыку приближённой к жизни. Ритмы жизни преобразованы и отражены в различных жанрах музыкальных произведений и, в свою очередь, воздействуют на эмоциональную сферу человека. Музыкальные ритмы оказывают воздействие на частоту дыхания и пульса, вызывая у человека состояние взволнованности или, наоборот, спокойствия. Более того, восприятие ритма в музыке — это не пассивный процесс, а активный, так как ребёнок в реальном или воображаемом действии пытается отобразить ритм воспринимаемой музыки движением.
В физическом воспитании, в физической активности, при выполнении движений или действий ритм позволяет ощутить точность мышечных усилий, пространство и время (Э. Далькроз). С помощью ритма формируются способности различать звуки разной длительности и в соответствии с ними выполнять движение. Ощущение ритма лежит в основе моторных действий, в основе танца, ритмики [11].
Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, которая лежит в основе восприятия и воспроизведения музыкального ритма с помощью умений слышать акценты, чувствовать и различать музыку с опорой на моторику. Восприятие ритма всегда опирается на слуховой и двигательный анализатор, а не только слуховой. Ритм включает в себя ритмический рисунок (своеобразная материя ритма), метр (система ритмической организации) и темп (качественные и количественные характеристики скорости протекания ритмического процесса). В соответствии с этим чувство ритма направлено на восприятие ритмического рисунка, метра и темповых соотношений.
В основе чувства ритма лежит не только эмоциональный компонент, но и моторный (двигательный). Чувство ритма необходимо при воспроизведении движений. Музыкально-ритмические движения – это движения, которые лежат в основе музыкально-ритмической деятельности, осваиваемой в дошкольном возрасте. В процессе музыкально-ритмических движений задействованы такие способности, как чувство ритма, ладовое чувство, а также музыкально-слуховые представления. С помощью музыкально-ритмических движений дети выполняют движения выразительно, точно, под музыку.
Чувство ритма формируется постепенно в ходе развития детей. Первые музыкально-ритмические реакции наблюдаются у детей в первый год жизни. Дети младенческого возраста способны реагировать на ритмический компонент музыки, например, при пении матери, при восприятии звуков музыкальных инструментов. Ритмический рисунок музыки вызывает у детей определенные движения, которые сначала беспорядочные, но затем начинают совпадать с «пульсом» музыки. В раннем возрасте продолжается развитие чувства ритма у детей. Дети в процессе пения могут воспроизвести простой ритмический рисунок [7].
Значительно улучшаются музыкальные способности у детей в дошкольном возрасте. У детей формируется умение воспринимать музыкальный ритм как целостную систему, проявлять эмоциональное отношение к музыке, отзывчивость, воспроизводить заданный ритм в процессе танца, музыкально-ритмических упражнений, в играх. Лучше всего дети воспринимают и воспроизводят темп (медленный, умеренный, быстрый), далее различают и воспроизводят отношения «акцент – не акцент» (сначала простейшие эталоны тактового метра – двух-, четырех- и трехдольный метры, затем более сложные – четырех- и трехдольные метры). Последней формируется умение воспринимать и воспроизводить отношения между звуками различной длительности и паузами.
В дошкольном возрасте дети осваивают разные ритмические рисунки: простые и сложные. Простые ритмические рисунки основаны на равенстве длительностей, сложные – на неравенстве длительностей. Сложные ритмические рисунки разделяются на «квадратные» (четная сумма сумма длительностей) и «неквадратные» (нечетная сумма сумма длительностей). К «квадратным» ритмическим рисункам относятся: «пунктирный ритм», «ритм дробления», «ритм суммирования».
Начиная с младшего и среднего дошкольного возраста дети начинают осваивать задания, в основе которых лежит воспроизведение ритмического рисунка мелодии на музыкальных инструментах, а также в притопах, хлопках. Более доступно детям воспроизведение «ритм суммирования», чем «ритм дробления». К старшем дошкольному возрасту дети осваивают неквадратные ритмы.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными движениями. Им доступны ходьба, бег в сочетании с разными действиями в заданном темпе и ритме, со сменой темпа и ритма. Это происходит благодаря развитию нервной, костно-мышечной системы, повышению показателей анализаторных систем, формированию восприятия, мышления, внимания. Дети способны к творчеству в различных видах деятельности, в том числе в музыкальной [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батанова, Г.Д. Современные технологии в музыкальном развитии детей с тяжелыми нарушениями речи / Г.Д. Батанова // Современный Урок. – 2023. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.1urok.ru/categories/20/articles/64879
2. Борисова, И.А. Развитие чувства ритма у детей с ОНР в процессе музыкальной деятельности / И.А. Борисова // Продленка. – 2021. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440645-statja-razvitie-chuvstva-ritmi-u-detej-s-onr-
3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритмической пластике для детей 3-7-ми лет / А.И. Буренина. – СПб.: Фонд «Петербургский центр творческой педагогики «Аничков мост», 2015. – 196 с.
4. Гумановская, Е.А. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста / Е.А. Гумановская // Педагогическое мастерство. – 2023. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.pedm.ru/conference_notes/218
5. Дунаева, И.В. Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи / И.В. Дунаева // Завуч. – 2021. – [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aen4cua.xn--p1acf/publication/192877
6. Елсукова, О.Н. Особенности логоритмики и влияние на музыкальное развитие детей с общим недоразвитием речи / О.Н. Елсукова // Академия педагогических проектов Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. URL: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B5%D0%BB%D1%81%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BE-%D0%BD-%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/
7. Заводова, Е.А. Музыкальное развитие детей с общим недоразвитием речи / Е.А. Заводова // Академия развития творчества. – 2019. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/7440-muzykalynoe-razvitie-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
8. Каплунова, И.М. Этот удивительный ритм: развитие чувства ритма у детей [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений / И.М. Каплунова. – СПб. Композитор, 2005. - 73 с.
9. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.
10. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет [Текст] / М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
11. Кобзева, Е.В. Развитие чувства ритма у дошкольников / Е.В. Кобзева // Солнечный свет. – 2022. – [Электронный ресурс]. URL: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-chuvstva-ritma-u-doshkolnikov.11711457416/
12. Корнеева, Н.В. Развитие чувства ритма у детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Корнеева // Открытый урок. Первое сентября. – 2019. – [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/588089
13. Коткова, С.Ф. Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством музыкально ритмической игры / С.Ф. Коткова // Время развития. – 2023. – [Электронный ресурс]. URL: https://vremyarazvitiya.ru/razvitie-chuvstva-ritma-u-detej-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-posredstvom-muzykalno-ritmicheskoj-igry/
14. Ларина, Е.А. Диагностика интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.А. Ларина. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. – 120 с.
15. Марченкова, И.В. Особенности обучения ритмической гимнастике детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.В. Марченкова // Воспитатель. – 2022. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.vospitatelru.ru/categories/5/articles/1622
16. Минина, А.В. Формирование ритмического чувства посредством музыкальных игр у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / А.В. Минина // Урок.РФ. – 2020. – [Электронный ресурс]. URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/formirovanie_ritmicheskogo_chuvstva_posredstvom_muzi_193029.html
17. Мошевич, Л.Е. Развитие чувства ритма у детей с тяжёлыми нарушениями речи во всех видах музыкальной деятельности / Л.Е. Мошевич // Дефектология Проф. – 2020. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_chuvstva_ritma_u_detej_s_tyazhyolyimi_narusheniyami_rechi_vo_vsex_vidax_muzyikalnoj_deyatelnosti/
18. Мурованая, Н.Н. Логопедическая ритмика в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Н.Н. Мурованая, Ю.Ю. Курбангалиева // E-Scio. 2023. №2 (77). – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/logopedicheskaya-ritmika-v-rabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi
19. Нищева, Н.В. Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики: межполушарное взаимодействие, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения: 3-7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. – 126 с.
20. Пантелеева, И.О. Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, нарушенным темпом и ритмом в формировании звуковой культуры речи / И.О. Пантелеева // СДО. – 2010. – № 6. – [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-muzykalno-ritmicheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-narushennym-tempom-i-ritmom-v
21. Скурихина, Н.Ю. Использование системы музыкально-ритмических упражнений для развития слуховой памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях [Текст] / Н.Ю. Скурихина // Педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 25-33.
22. Старостина, М.А. Использование музыкально-ритмических игр и логопесенок для формирования и развития речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи / М.А. Старостина // Наука и образование on-line. – 2022. – [Электронный ресурс]. URL: https://eee-science.ru/item-work/2022-0051/
23. Тарасова, О.А. Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта [Текст] / О.А. Тарасова, Ю.А. Чернышева. – М.: Перо, 2021. – 270 с.
24. Тверетина, Е.В. Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами музыкально-игровой деятельности / Е.В. Тверетина // Дефектология Проф. – 2021. – [Электронный ресурс]. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_kommunikativnyix_umenij_u_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_obshhim_nedorazvitiem_rechi_3_urovnya_sredstvami_muzyikalno_igrovoj_deyatelnosti/
25. Тверская, О.Н. Интегрированные музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) [Текст] / О.Н. Тверская, Е.Н. Каменских, В.Н. Беляева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 109 с.
26. Филатова, Ю.О. Логоритмика: Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.О. Филатова, Н.Н. Гончарова, Е.В. Прокопенко; под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.
27. Чуйко, А.Р. Музыкальное воспитание детей старшего дошкольного возраста с ОНР / А.Р. Чуйко // Открытый урок. Первое сентября. – 2019. – [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/508229
28. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи [Текст]: учеб. пособие / Г.Р. Шашкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
29. Щепихина, С.В. Пальчиковые игры с пением. Лето [Текст] / С.В. Щепихина // Музыкальный руководитель. – 2017. – № 7. – С. 5-8.
30. Якушева, В.В. Игровая деятельность как инструмент коррекционной работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) / В.В. Якушева, М.И. Новикова // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2023. – № 09 (86). – [Электронный ресурс]. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/igrovaya-deyatelnost-kak-instrument-korrektsionnoj-raboty-po-formirovaniyu-slovarya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obshhim-nedorazvitiem-rechi-iii-uroven-rechevogo-razvitiya.html