Фрагмент для ознакомления
2
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Под обучением понимают процесс познания, который обеспечивает педагог и который этим процессом управляет. В качестве предметного образовательного результата служат предметные знания, умения и навыки, который педагог формирует в процессе математического обучения и при работе с геометрическим материалом.
В отличие от традиционной образовательной модели, в современной образовательной среде у ребёнка формируют предметные, метапредметные и личностные результаты. Образовательный процесс реализуют в рамках деятельностного и личностно ориентированного подхода. В этой ситуации именно познавательный интерес и познавательная активность ребёнка позволяют формировать у младших школьников потребность в знаниях и умениях [7].
Детская активность проявляется в учебно-познавательной деятельности. Процесс учения является преобразующей деятельностью, в результате которой у школьника формируется личностный, предметный и метапредметный результаты, и они неотделимы друг от друга. Чем активней познаёт ребёнок, тем глубже его учебная мотивация. Эти процессы происходят на фоне саморазвития, самоорганизации и самовоспитания ребёнка.
Исследователи и учёные К.Д. Ушинский, П.Д.Каптерев, Ж.Ж.Руссо и др. рассматривали познавательную активность детей как основу нравственного и умственного развития младших школьников.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения таких дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Это рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Элькониным и др.
Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений. Одним из существенных недостатков получения знаний в чистом виде от учителя, остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12].
Тем не менее, во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность учащегося на уроке. Или, какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания.
Исследователи П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность в действиях является высшим уровнем активности. Познавательная активность – это прежде всего, интерес к учебной деятельности и к приобретению знаний. Она отражает интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков [21].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у младших школьников.
Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения, радости познания [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Э.А. Красновский считает, что познавательная активность – это особое проявление всех сторон личности школьника. Это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Возрастная и педагогическая психология: учебник под ред. Б.А. Сосновского. - Москва: Юрайт, 2023. – 411 с.
3. Губанова, М.И. Функциональная грамотность младших школьников [Текст] / М.И. Губанова, Е.П. Лебедева // Начальная школа + До и После. – 2019. – No12 – С. 1-4.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в начальной школе / О.П.Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 01.06.2024).
5. Голубева, А.В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО. - Москва: Юрайт,2023. - 386 с.
6. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Вопросы психологии – 2016. – N3. – С. 14-15.
7. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика [Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
8. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. –2018. – N2. – С. 49–57.
9. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 288 с.
10. Девятова, О.Ю. Привитие элементарных навыков функциональной грамотности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://text.ru/rd/aHR0cDovL2Zlc3RpdmFsLjFzZXB0ZW1iZXIucnUvYXJ0aWNsZXMvNTM0NzAyLw?%3D?%3D (дата обращения: 01.06.2024).
11. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 01.06.2024).
12. Ковылева, Ю.Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю.Э. Ковылева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2019 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 01.06.2024).
13. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2020. – 142 с.
14. Ковалева, Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан Текст / Г.С. Ковалёва // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №4 (31). – С. 22-25.
15. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. [Текст] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
16. Михеева, Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования [Текст] / Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2017. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
17. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 01.06.2024).
18. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – N 9. – С. 19-24.
19. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – N 7. – С. 208-212.
20. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 01.06.2024).
21. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова. - журнал «Начальная школа». – 2021 – №4. – С.27-30.
22. Трофимова, А.Н. Система оценивания планируемых результатов с
учетом требований ФГОС: начальная школа. Комплексно-целевые
программы [Текст] / Волгоград: Учитель, – 2018. – С. – 43-47.