Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сенсорное воспитание является одной из ключевых составляющих развития ребенка дошкольного возраста. В период дошкольного детства закладываются основы для дальнейшего когнитивного и эмоционального развития, и именно в этот период формируются базовые сенсорные навыки, которые будут необходимы ребенку на протяжении всей жизни. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, что позволяет детям более полно и точно воспринимать окружающий мир.
Дидактические игры занимают особое место в процессе сенсорного воспитания дошкольников. Они не только способствуют развитию сенсорных навыков, но и формируют познавательный интерес, стимулируют активность, творчество и самостоятельность детей. Игровая деятельность, будучи ведущей в дошкольном возрасте, является оптимальной формой обучения, что позволяет гармонично сочетать обучение и развитие в единый процесс (Лошкарева, М. С., 2016).
Большой вклад в изучение проблем сенсорного развития внесли отечественные педагоги и психологи: А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова. В настоящее время широко известна и повсеместно используется система сенсорного воспитания дошкольников, разработанная Л. А. Венгером и его школой.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Современные исследования показывают, что использование дидактических игр в сенсорном воспитании способствует более эффективному развитию сенсорных способностей детей. В условиях интенсивного информационного воздействия и повышения требований к уровню подготовленности детей к школе, значение сенсорного воспитания возрастает. Однако, несмотря на очевидные преимущества, данная тема требует более детального изучения и практической реализации в образовательных учреждениях (Айвазян, А. Д., 2019).
Целью настоящего исследования является определение влияния дидактических игр на сенсорное воспитание дошкольников.
Объектом исследования является процесс сенсорного воспитания дошкольников.
Предметом исследования выступает использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в углубленном анализе понятия сенсорного воспитания, выявлении его целей и задач, а также в обосновании роли дидактической игры как средства сенсорного развития дошкольников. Изучение теоретических аспектов сенсорного воспитания позволяет определить ключевые направления педагогической работы и сформировать методические подходы к организации дидактических игр.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации дидактических игр, направленных на сенсорное воспитание дошкольников. Представленные в работе примеры игр и методика их проведения могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений в практической деятельности. Это способствует более эффективному сенсорному развитию детей, улучшению их восприятия, внимания, памяти и мышления, а также подготовке к дальнейшему обучению в школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие сенсорного воспитания;
2. Проанализировать физиологические и психологические основы сенсорного воспитания;
3. Изучить историко-педагогические аспекты сенсорного воспитания;
4. Исследовать определение и классификации дидактических игр;
5. Определить роль дидактической игры в сенсорном воспитании дошкольников;
6. Выделить основные методики организации дидактических игр в сенсорном воспитании.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме сенсорное воспитание дошкольников и по вопросам использования дидактических игр. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание представляет собой целенаправленный педагогический процесс, направленный на развитие и совершенствование органов чувств ребенка, что обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира. Включает в себя развитие всех видов сенсорных способностей: зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений. Сенсорное воспитание имеет решающее значение в раннем возрасте, так как оно закладывает фундамент для дальнейшего когнитивного, эмоционального и физического развития ребенка (Андреева, Н. В., 2020).
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (изобразительной, конструктивной и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы – это геометрические формы (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета – это основные цвета. Если ребенок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он соотносит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей (Ефимова, К. В., 2024).
Сенсорное воспитание – это процесс формирования и развития сенсорных способностей ребенка, который включает в себя систематическое воздействие на его органы чувств с целью улучшения восприятия и анализа окружающего мира. Это фундаментальная часть общего воспитания, поскольку сенсорные ощущения являются основой для формирования представлений и понятий у ребенка.
Цели сенсорного воспитания:
• развитие восприятия: помогает ребенку научиться различать, узнавать и классифицировать предметы и явления окружающего мира.
• формирование сенсорных эталонов: создание у детей представлений о цвете, форме, размере, звуках и других характеристиках предметов и явлений.
• стимуляция познавательной активности: развитие любознательности, способности наблюдать и анализировать.
• подготовка к обучению: обеспечение необходимой базы для дальнейшего обучения в школе и других образовательных учреждениях (Нечаева, И. Ю., 2010).
Процесс сенсорного развития можно разделить на три этапа.
1. Первый – от рождения до начала третьего года жизни – это так называемый период сенсомоторных предэталонов. В этот период у ребенка формируются только первые впечатления и он не в состоянии составить их в общую картину.
2. Второй период начинается на третьем году жизни. Именно в этом возрасте, при условии наличия у ребенка оптимальных условий для развития, отмечается ускоренный темп сенсорного развития. В трехлетнем возрасте сенсорное воспитание ребенка выходит на первое место по своей значимости, формируя основу для дальнейшего полноценного развития личности дошкольника. В этом возрасте у ребенка интенсивно развивается сенсорный опыт, на основе которого формируются определенные представления о мире, и эти представления начинают мотивировать действия малыша.
3. Усвоение норм начинается в третьем периоде, с пятилетнего возраста. Обобщая накопленный опыт под руководством взрослого, ребенок может самостоятельно соотносить качество предметов с освоенными общепринятыми сенсорными стандартами. В результате восприятие ребенка переходит на качественно новый уровень. Ученик овладевает навыки обобщения, анализа и классификации, которые очень важны для дальнейшего обучения в школе. Развитие чувственного восприятия происходит, однако, спонтанно, в процессе постепенного познания ребенком окружающего мира. Но организованное воздействие со стороны взрослого делает его более эффективным (Венгер, Л. А., 2008).
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст – это период интенсивного сенсорного развития, когда ребенок активно познает мир через свои органы чувств. В этот период сенсорное воспитание способствует:
- обогащению сенсорного опыта – ребенок знакомится с разнообразием форм, цветов, звуков, запахов и текстур.
- развитию мелкой моторики – сенсорные игры и упражнения часто включают манипуляции с мелкими предметами, что способствует развитию координации движений.
- эмоциональному развитию – сенсорные впечатления тесно связаны с эмоциональными переживаниями, что способствует эмоциональной отзывчивости и развитию эмпатии.
- социальному развитию – через сенсорные игры дети учатся взаимодействовать с окружающими, обмениваться опытом и впечатлениями (Гусева, Ю. А., 2017).
Компоненты сенсорного воспитания:
• зрительное восприятие, то есть развитие способности различать и узнавать формы, цвета, размеры и пространственные соотношения.
• слуховое восприятие – формирование способности различать звуки, определять их источник, высоту, громкость и тембр.
• тактильное восприятие – развитие способности чувствовать и различать текстуры, температуру, форму и вес предметов.
• обонятельное восприятие – обучение различению и распознаванию различных запахов.
• вкусовое восприятие – формирование способности различать основные вкусовые качества (сладкое, соленое, кислое, горькое).
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью общей педагогической системы и играет ключевую роль в развитии дошкольников. Оно закладывает основу для дальнейшего обучения, стимулирует познавательную активность и обеспечивает гармоничное развитие ребенка (Платонова, Т. Е., 2014).
1.2. Физиологические и психологические основы сенсорного воспитания
Сенсорное воспитание основывается на понимании физиологических и психологических аспектов развития ребенка. Эти аспекты формируют базу для разработки эффективных методов и подходов к сенсорному воспитанию в дошкольном возрасте.
Физиологические основы сенсорного воспитания.
1. Развитие сенсорных систем у детей
Становление зрительных функций начинается с рождения и активно развивается в первые годы жизни. К дошкольному возрасту дети уже способны различать основные цвета, формы и размеры предметов, однако их зрительное восприятие продолжает совершенствоваться.
Слуховое восприятие также развивается с рождения. К трем годам дети способны различать основные звуки, а к шестилетнему возрасту – различать высоту, тембр и громкость звуков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айвазян, А. Д. Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр / А. Д. Айвазян // Образование: традиции и инновации: Материалы XXI международной научно-практической конференции, Прага, 17 октября 2019 года / Отв. редактор Уварина Н. В. – Прага: World Press s.r.o., 2019. – С. 14-15.
2. Андреева, И. Н. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством современных дидактических игр / И. Н. Андреева, Л. А. Бусыгина // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы: материалы международной междисциплинарной научной конференции: в 2 частях, Йошкар-Ола, 08–09 декабря 2016 года. Том Часть 1. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017. – С. 255-258.
3. Андреева, Н. В., Пьянова, М. Н., Репина, И. Н. Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр // Символ науки. – 2020. – №12-2. – С. 77-78.
4. Валинская, В. А. Значение сенсорного воспитания дошкольников при подготовке к обучению в школе / В. А. Валинская // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Липецк, 27 мая 2021 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – С. 144-148.
5. Веденеева, Д. Дидактические игры и упражнения как средство развития словаря старших дошкольников / Д. Веденеева // Научные достижения и открытия в системе профессионального образования: методические и организационные аспекты: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чистополь, 26 мая 2017 года. – Чистополь: Издательство "Познание", 2017. – С. 129-130.
6. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008. – С. 118.
7. Венгер, Л. А., Пилюгина, Э. Г., Венгер, Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада. / Под ред. Л. А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – С. 144.
8. Вилякина, Е. Е. Воспитание сенсорного восприятия у дошкольников / Е. Е. Вилякина, Н. А. Ревякина // Экономика и социум. – 2019. – № 11(66). – С. 936-938.
9. Волкова, Т. А. Из опыта работы по использованию дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста / Т. А. Волкова // Дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов XVII Республиканской технической научно-практической конференции, Чебоксары, 28 марта 2018 года. Том Часть 1. – Чебоксары: Волжский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», 2018. – С. 58-61.
10. Гусева, Ю. А. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников / Ю. А. Гусева, Ю. Ю. Колесниченко // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2-х частях, Казань, 13 января 2017 года. Том Часть 1. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2017. – С. 127-131.
11. Давидчук, А. Н., Селихова, Л. Г. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – С. 176
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 464.
13. Ефимова, К. В. Сенсорное воспитание дошкольников / К. В. Ефимова, Т. А. Бреусова // Обучение и воспитание в период детства: материалы международной научно-практической конференции «Педагог- наставник: история и современность», Оренбург, 22 ноября 2023 года. – Оренбург: ОГПУ, 2024. – С. 85-88.
14. Калинкин, Е. А. Методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста / Е. А. Калинкин, Н. В. Сутормин // Студенческая наука Подмосковью: Материалы международной научной конференции молодых ученых, Орехово-Зуево, 22–23 апреля 2013 года / Министерство образования Московской области, ГОУ ВПО Московский государственный областной гуманитарный институт; Ответственный редактор: Бухаренкова. – Орехово-Зуево: Московский государственный областной гуманитарный институт, 2013. – С. 52.
15. Кропотова, И. Г. Сенсорное воспитание младших дошкольников / И. Г. Кропотова, Н. И. Мишутова, И. Г. Кропотова // Дошкольное детство: результаты, задачи, перспективы: сборник научно-методических статей. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2023. – С. 4-7.
16. Логинова, М. В. Сенсорное воспитание дошкольников через дидактические игры / М. В. Логинова // Детский сад от А до Я. – 2022. – № 6(120). – С. 63-68.
17. Лошкарева, М. С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников / М. С. Лошкарева, Л. П. Лазарева // Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т., Хабаровск, 15 июня 2016 года. Том 2. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2016. – С. 232-236.
18. Луцык, А. А. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников / А. А. Луцык, Д. А. Шкодкина, В. Н. Маховицкая // Становление психологии и педагогики как междисциплинарных наук: сборник статей Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 15 декабря 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2021. – С. 154-156.
19. Нечаева, И. Ю., Яровая, Н. Е. Система сенсорного развития детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – № 1. – С. 256.
20. Платонова, Т. Е. Содержание сенсорного развития детей дошкольного возраста / Т. Е. Платонова, Г. А. Коровникова // Психолого-педагогическое образование в вузе: прошлое, настоящее, будущее: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры психологии ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», Ульяновск, 20–21 ноября 2014 года / ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2014. – С. 126-131.
21. Полхлебова, О. Н. Специфика дидактических игр в дошкольном возрасте / О. Н. Полхлебова, М. В. Камович // Мир детства в современном образовательном пространстве: Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Выпуск 10. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. – С. 30-32.
22. Савенкова, И. В. Роль дидактической игры у детей дошкольного возраста / И. В. Савенкова, Е. Е. Барбурова // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2014. – № 2. – С. 331-338.
23. Тихонова, К. Т. Сенсорное развитие детей в образовательном процессе / К. Т. Тихонова, С. Н. Числова // Рефлексия. – 2022. – № 5. – С. 25-29.
24. Фоменко, Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т. А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV международная научная конференция (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 53-55.
25. Фурман, В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников / В. В. Фурман // Молодой ученый. – 2015. – № 22-4(102). – С. 52-59.
26. Хайбуллаева, Ф. Р. История становления сенсорного воспитания / Ф. Р. Хайбуллаева, А. Ю. Охримчук // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 ноября 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 131-133.
27. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Традиции и инновации / Ю. М. Хохрякова // Дошкольное воспитание. – 2023. – № 10. – С. 37-39.