Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивает актуальные запросы современного общества. В рамках требований ФГОС на каждой образовательной ступени учебный процесс сегодня ориентируется на новые результаты образования. Процесс учения понимается, прежде всего, как процесс развития личности обучающегося.
Педагоги всегда ведут поиск наиболее эффективных способов для наилучшего обучения школьников не зависимо от того, в какой образовательной модели они работают, традиционной или инновационной. Тем не менее, в настоящее время поиск новых методов обучения приобретает на практике всё большее значение.
Особое значение придают нестандартным формам уроков с использованием интерактивных технологий, деловых игр и наглядности. Обучение школьников информатике – это решение самых необходимых образовательных задач, в частности, логических, дидактических, содержательных, связанных с обработкой большого количества информации, знакомство с системами счисления и др.
Это связано с личностно ориентированным и системно - деятельностным подходом, регламентируемыми современным ФГОС, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом. Проблеме использования в образовательной среде инновационных образовательных технологий посвящено достаточно много исследований в педагогике и психологии.
Деловая игра – это один из методов активного обучения. Их проводят с целью оценки формируемых компетенций обучающегося, которые необходимы для осуществления учебной или профессиональной деятельности. Деловая игра может выступать методом обучения и оценочным средством. Такого рода метод характеризуется высокой степенью активности и интерактивности каждого из субъектов. Этот процесс требует достаточно большой подготовки со стороны педагога.
В связи с индивидуальным и деятельностным подходом в обучении возникает необходимость использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик. Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно способствует использование инновационных образовательных технологий, в том числе игровых, и правильно отобранная педагогом наглядность, с учётом цифровых средств и информационно-коммуникационных технологий.
Именно эти проблемы необходимо решить при внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных технологий и методик, которые предусматривают широкое использование деловых игр образовательном процессе. В связи с этим, перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с любой информацией и различными информационными источниками, чему способствует правильно подобранные педагогом технологии и методики обучения информатике.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования деловых игр в обучении школьной информатике.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках информатики в школе.
Предмет исследования: деловые игры в обучении школьной информатике.
Задачи:
1. Провести анализ понятия игровые технологии в современной образовательной среде.
2. Изучить особенности использования деловых игр в условиях общеобразовательной школы.
3. Описать организационно-педагогические условия использования деловых игр в обучении школьной информатике.
4. Предложить методические рекомендации по использованию деловых игр в обучении школьной информатике.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы использования деловых игр в обучении школьной информатике
1.1. Анализ понятия игровые технологии в современной образовательной среде
Педагоги всегда стремились разнообразить свои уроки и учебные занятия, поскольку с течением времени практически всегда наблюдается снижение интереса учеников к традиционным занятиям. В образовательной среде существует понятие классификация методов обучения в педагогике. В дидактике выделяют следующие методы обучения:
1. Словесные методы. Это лекции, беседы, дискуссии, объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут.
2. Наглядные методы. К ним относят видеоматериалы, наглядные пособия, иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся и др.
3. Практические методы. Практические занятия, практические работы, творческие работы, опыт, упражнения, учебно-производительный труд
4. Обучение через создание проблемных ситуаций.
5. Работа с книгой - чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение и др.
В современной образовательной среде практически каждый учитель владеет инновационными педагогическими технологиями и методиками, которые в условиях личностно ориентированного подхода. регламентируемого ФГОС позволяет формировать у каждого школьника помимо предметных образовательных результатов, личностные свойства и качества. особую роль в этом процессе занимают игровые технологии и дидактические игры [19].
Под игровыми технологиями понимают вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, где складывается и совершенствуется самоуправление поведением субъекта. В понятие игровые технологии входит обширная группа приёмов и методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Под дидактическими играми понимают вид учебных занятий, которые организуются с помощью игр. Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая в данном конкретном случае используется в качестве основного метода. Деятельность участников в игре формализована.
В дидактической игре присутствует система оценивания и наличие регламента и правил. Школьники в любом возрасте отличаются интенсивностью и мобильностью эмоциональных реакций. У школьника в процессе обучения и воспитания формируется собственное отношение к учебному труду, а также к тем, кто его окружает. У него постепенно вырабатываются навыки и привычки правильного поведения в социуме [8].
Умения и навыки, которые формируются у школьников в процессе общения друг с другом и с взрослыми, своё дальнейшее развитие получают в игре. Здесь ученикам необходима квалифицированная помощь педагога, чтобы помочь организовать игру, которая побуждала бы их к активизации учебной деятельности, хорошим поступкам и пониманию многих вещей, которые их окружают [8].
Любая игра должна вызывать у школьника высокие чувства и эмоции. Любая, хорошо продуманная игра, или игровой приём является важным средством умственного воспитания и развития когнитивных способностей. Все те знания, которые получает школьник, находят в игре своё практическое применение и развитие.
Игровые роли ученики выбирают в соответствии со своими интересами. В процессе игры они учатся и развиваются. В игре они познают сущность основ наук, знакомятся с профессиями и др. В любой игре развиваются творческие способности личности. Хорошо организованная дидактическая игра создаёт ребёнку бодрое и радостное настроение. Любого рода игры делают жизнь детей полной и удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Большинство дидактических игр в их процессе отражает труд взрослых.
В игре формируются многие моральные личностные качества школьника. В процессе игры возникает чувство товарищества и дружбы, ответственность перед коллективом за порученное дело, умение разрешать спорные вопросы и правильно общаться с другими детьми [16].
Игра – это важнейшая самостоятельная деятельность ученика. Она имеет большое значение в том числе, для становления индивидуальности и формирования ученического коллектива. При организации игровой деятельности в учебном процессе перед учителем встают достаточно сложные вопросы и проблемы. Очень важно, чтобы у школьника всегда сохранялась мотивация в игре. Все качества и свойства его личности проявляются и формируются в активной познавательной деятельности.
В зависимости от того, что человек делает и как делает, формируются его определенные задатки, склонности и черты характера. Любая личность формируется в деятельности. Чем больше и разнообразнее эти виды деятельности, тем многочисленнее и разнообразнее отношения с другими людьми. При этом интересы школьника становятся всё более разностороннее и разнообразнее. Он учится понимать других и себя, управлять собой и оценивать свои поступки.
В развитии школьника большое значение имеет форма включения умственной деятельности, в деятельность практическую. Любая деятельность человека требует использования определенных движений и способов действия. Речь идёт о его сформированных умениях и навыках, или компетенциях.
При этом разумная деятельность человека не сводится лишь к навыкам. Любые действия должны выполняться осмысленно. Для этого человек учится самостоятельно использовать системы, или наборы освоенных им навыков. Педагогам при этом необходимо периодически оценивать, насколько верно происходит подобного рода научение школьника. Сам человек тоже должен критически оценивать полученный результат.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании [Текст] / Н.В. Апатова. - Учебное пособие. - Москва: Российская академия образования, 2014. – 224 с.
2. Бобырев, А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в
условиях профильного обучения [Текст] / А.В. Бобырев. учеб. пособие //
Ростов: известия ЮФУ. Технические науки, 2019. – 275 с.
3. Бочарова, Л.И. Нестандартный урок как средство реализации
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования на уроках математики [Текст] / Л.И. Бочарова, М.В. Глебова, Н.А. Цыгунова // Вестник белгородского института
развития образования. – 2017. – N 4(6). – С. 66-72.
4. Вербицкий, А.А. Методические рекомендации по
проведению деловых игр [Текст] / методическое пособие // А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова. – М.: Всесоюз. науч.-метод. центр проф. техн. обучения молодежи, 2004. – 158 с.
5. Денисова, Е. В. Дидактическая игра как элемент нестандартного урока информатики и ИКТ в 8-х классах [Текст] / Е.В. Денисова // Наука и
образование: проблемы и перспективы: Материалы XX Всероссийской
с международным участием научно-практической конференции
молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.)/
АГГПУ им. В.М. Шукшина. - Бийск: РИО АГГПУ им. В. М. Шукшина,
2018. - С. 574-578.
6. Дергачева, Л.М. Особенности подготовки и проведения
дидактической игры на уроках информатики [Текст] / учеб. пособие //
Л. М. Дергачева. – Москва: Информатика и образование, 2015. - 95 c.
7. Дергачева, Л.М. Методические аспекты использования учителем
дидактических игр на уроках информатики [Текст] / метод.
разработка // сост.: Л.М. Дергачева. - Москва: Информатика и
образование, 2004. – 42 с.
8. Дидактические требования к разработке дидактических игр по
информатике на основе применения ИКТ [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5639839/page:4 (дата обращения: 29.05.2024).
9. Зубрилин, А. А. Игровой компонент на уроках информатики [Текст] / практикум для поступления в ЭК // А.А. Зубрилин - М.: Информатика и
образование, 2016. – 52 с.
10. Зубрилин, А.А. Загадки в обучении информатики [Текст]/
А.А. Зубрилин // гуманитарные науки и образование. – 2014. – N 3. –
С. 9-13.
11. Исмайилова, Б. И. Использование нестандартных методов обучения школьников на уроке информатики [Текст]/ Б. И. Исмайилова //
Социология, психология, педагогика. – 2018. – N 1. – С. 76-83.
12. Ибрагимова, К. Ю. Использование игр в учебном процессе [Текст]/
К.Ю. Ибрагимова//педагогический менеджмент и прогрессивные
технологии в образовании: Сб ст. Х Междунар. Науч.-метод. конф.-
Пенза, 2013. – С. 43-48.
13. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки [Текст] / Научно-практич. пособие для
учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов
пед. учеб. заведений, слушателей ИПК/ С.В. Кульневич,
Т.П. Лакоценина. - Ростов-н // Д: Изд-во ―Учитель, 2016. – 175 с.
14. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики [Текст] / учебное пособие для студентов пед. Вузов // М.П. Лапчик. – Москва: Академия, 2017. - 624 с.
15. Пайгачев, Н.В. Педагогические технологии использования
дидактических игр в учебном процессе [Текст] / Учебно-метод. пособие // Н.В. Пайгачев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. - 104 с.
16. Пискунова, В.И. Использование занимательных задач на уроках
информатики [Текст] / В.И. Пискунова // Научно-методический
электронный журнал «Концепт». – 2013. – N7. – С. 41-45.
17. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] / учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. – Москва: Владос-пресс, 2004. -
365 с.
18. Полчанинова, Т.В. Применение нестандартных уроков в
педагогической деятельности [Текст] / Т.В. Почанинова // Вестник
научных конференций. – 2016. – N 7. – С. 91-93.
19. Петрова, Н. Б. Практическое пособие для учителей и классных
руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных
заведений, слушателей ИПК [Текст] / Н.Б. Петрова. — Воронеж: ЧП
Лакоценин С.С, 2017. — 175 с.
20. Радягабов, Т.Е. Роль дидактических игр как средство обучения
[Текст] / Т.Е. Радягабов // Вестник Таджикского национального
университета. – 2015. – N4 (68) – С. 389 -392.
21. Салангина, Н.Я. Нестандартные формы организации уроков [Текст] / Н.Я. Салангина, Е.А. Нещадимова// Вестник научного общества
студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2014. – N1. – С. 235-240.
22. Семакин, И.Г. Информатика [Текст] / методическое пособие для 7–9 классов // И.Г. Семакин, М.С. Цветкова. – Москва: Бином.
Лаборатория знаний, 2016. - 160 с.
23. Система дидактических игр [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf (дата обращения: 29.05.2024).
24. Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в
основной и старшей школе [Текст] / методическое пособие для учителя
/ Н. Д. Угринович. – Москва: Бином, 2008. –153 с.
25. Шершенова, М.А. Игровые методики в начальном курсе информатики / М.А. Шершенова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 465-467. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66478/ (дата обращения: 29.05.2024).