Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ 6
1.1. Понятие и структура воображения 6
1.2. Психологические аспекты развития воображения у детей 9
1.3. Роль искусства в развитии детского воображения 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ 16
2.1. Психофизиологическое влияние музыки на ребенка 16
2.2. Методы музыкального воспитания, способствующие развитию воображения 18
2.3. Примеры использования музыки в развивающих программах для детей 21
2.4. Практические рекомендации для педагогов и родителей 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире, где информационные технологии и медиакультура оказывают значительное влияние на развитие детей, вопрос формирования и развития воображения становится особенно актуальным. Воображение играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, способствуя развитию творческого мышления, способности к решению проблем и эмоциональной адаптации.
Школа ориентирована на разностороннее развитие личности ребенка, что предполагает необходимость сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Музыка, как одно из наиболее древних и универсальных средств искусства, обладает уникальным потенциалом для стимуляции воображения у детей. Слушание музыки гармонично вводит детей в тайны творчества и направлено на развитие их творческого воображения. Данный вид музыкальной деятельности развивает эмоциональность детей, способность выразить свои впечатления от музыки словами и пластическими движениями.
Исследование влияния музыки на воображение может помочь разработать эффективные методики музыкального воспитания, направленные на гармоничное развитие личности ребенка.
В начале ХХ века многие музыканты, такие как Б. А. Асафьев, Б. Л. Яворский, И. Кюм и др. уделяли вопросу слушания музыки для развития музыкальных способностей детей в целом, и творческого воображения, в частности, большое внимание.
Вопросами слушания музыки впоследствии занимались музыкальные психологи – Б. М. Теплов, К. В. Тарасов, а также научные работники-педагоги М. Нильсон, М. Викат, А. И. Катинене, О. П. Радынова и педагоги-практики С. М. Бекина, Е. Дубинская и многие другие.
Спустя полвека, в середине 90-х годов ХХ в., интерес к процессу слушания музыки, как основному виду музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в развитии творческого воображения, значительно возрос.
Проблема развития творческого воображения детей особенно актуальна в настоящее время, в связи с тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека.
Таким образом, проблемой развития творческой деятельности дошкольников занимаются давно и тем не менее эта тема остается до конца не изученной. Наш психика устроена таким образом, что для нормального психического развития человеку необходима звуковая информация с самого рождения. Исследования в этой области показали благотворное влияние на детей именно музыки, что позволило использовать ее как средство педагогического воздействия и основу для эмоционального контакта между ребенком и взрослым.
Настоящая курсовая работа направлена на всестороннее изучение взаимосвязи между музыкой и воображением, а также на выявление эффективных методов и приемов, способствующих творческому развитию детей посредством музыкальной деятельности.
Целью данной курсовой работы является изучение влияния музыки на развитие воображения у детей.
Объектом исследования является процесс развития воображения у детей.
Предметом исследования является влияние различных видов музыкальной деятельности на развитие воображения у детей.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и структуру воображения;
2. Проанализировать психологические аспекты развития воображения у детей;
3. Определить роль искусства в развитии детского воображения;
4. Изучить психофизиологическое влияние музыки на ребенка;
5. Выделить методы музыкального воспитания, способствующие развитию воображения;
6. Рассмотреть примеры использования музыки в развивающих программах для детей;
7. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме развития воображения у детей посредством музыки. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 7 параграфов заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ
1.1. Понятие и структура воображения
Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и восприятий. Оно позволяет человеку выходить за пределы непосредственного опыта, создавая новые комбинации и возможности, что играет ключевую роль в творческой и когнитивной деятельности. Воображение необходимо для решения проблем, планирования будущих действий и адаптации к новым условиям.
В психологии и педагогике выделяют несколько определений воображения:
1. Фантазия – создание новых образов, не имеющих аналогов в реальном мире.
2. Репродуктивное воображение – воспроизведение ранее воспринятых образов.
3. Творческое воображение – создание новых оригинальных образов и идей, выходящих за рамки стандартного восприятия.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение возникло и развилось в процессе труда людей. В нем отчетливо проявляется специфически человеческий характер деятельности: не представив результата труда, нельзя начинать работу. Когда первобытный человек обрабатывал камень для наконечника стрелы, или выламывал палку для лука – у него был образ того, что необходимо получить в результате работы, что будет в недалеком будущем.
Итак, создавая психическую модель промежуточных и конечных результатов, воображение ориентирует человека в процессе деятельности.
Можно сделать вывод, что воображение вместе с ощущением, восприятием, памятью, интуицией и мышлением принадлежит к познавательным процессам человека.
Большинство исследований по развитию детского творчества, в какой бы отрасли они не проводились, направленные на установление связи между творческими процессами, развитием интеллектуальных способностей и речью.
Воображение – важнейший познавательный процесс, который входит в состав любого творческого акта. Вместе с творческим мышлением продуктивное воображение составляет единый контекст творческого развития человека на правах его самоценных образующих. Оно связывает интеллектуальную и эмоциональную жизни личности, пронизывает все виды деятельности, включается в систему существенных когнитивных образований субъекта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белова, А. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / А. А. Белова // Развитие социально-гуманитарного знания: новые направления и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 28 декабря 2023 года. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2023. – С. 83 – 86.
2. Ванник, М. Э. Творческое воображение на уроках [Текст] / М. Э. Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание. – 2005. — № 5-6. – С. 14 –15.
3. Войтюк, Е. С. Сущность понятия "творчество" и "творческое воображение" / Е. С. Войтюк, Л. Х. Аблямитова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2019. – № 2(18). – С. 19 – 20.
4. Вострякова, В. В. Слушание музыки как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2015. – №3 (27). – С. 86 – 89.
5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2015. – С. 292.
6. Груздова, И. В. Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей [Текст] / И. В. Груздова. – М.: Феникс, 2011. – С. 162.
7. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. – Смоленск, 2014. – С. 153.
8. Зяблицева, М. А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения / М. А. Зяблицева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – С. 89.
9. Иванова, В. А. Влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка / В. А. Иванова // Мастер-класс. – 2014. – № 2. – С. 17 – 20.
10. Ильина, М. В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики / М. В. Ильина. – М.: Книголюб, 2004. – С. 56.
11. Киселева, С. Л. Воображение как универсальная способность человека // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета IV: Педагогика. Психология. – 2015. – Вып.4 (39). – С.108 – 117.
12. Кондакова, И. В. Роль искусства в развитии воображения младших школьников / И. В. Кондакова // Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве: Сборник материалов Межд. научно-практической конференции, Елец, 15 апреля 2021 года. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2021. – С. 162-167.
13. Королёва, М. Б. Роль музыкального воспитания в гармоничном развитии детей // Царскосельские чтения. – 2011. – № 15. – С. 210 – 213.
14. Королёва, М. Б. Формирование личности дошкольника средствами музыкального воспитания // XVII Царскосельские чтения: материалы международной научной конфе¬ренции (Санкт-Петербург, 23–24 апреля 2013 г.). СПб.: Изд-во ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2013. – С. 196 – 201.
15. Красавина, О. К. Развитие творческого воображения у школьников в процессе восприятия музыки / О. К. Красавина // Актуальные проблемы образования в период детства: Материалы Всероссийской студенческой научно-методической конференции, Екатеринбург, 22 апреля 2021 года. – Нижний Тагил - Екатеринбург: [б.и.], 2021. – С. 26 – 31.
16. Крысенко, Г. Е. Музыкально-эмоциональный мир ребенка. Музыка – источник развития интеллекта // Проблемы педагогики. – 2016. – № 1 (12). – С. 4 – 9.
17. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребёнка: природа и развитие // Психологический журнал. – 2001. – № 5. – С. 23 – 29.
18. Лянвэнь, И. Музыкально-игровая драматизация как средство развития творческих способностей школьника / И. Лянвэнь // XXIII Уральские социологические чтения. Личность, культура, общество: наследие Л.Н. Когана и современность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 17–18 марта 2023 года / Под общей редакцией Ю. Р. Вишневского, М. В. Певной. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2023. – С. 248-251.
19. Никитенок, Н. А. Методика формирования творческих способностей младших школьников в процессе музыкальной и изобразительной деятельности / Н. А. Никитенок // Актуальные проблемы педагогических исследований: Материалы XVI Аспирантских чтений, Минск, 23 апреля 2020 года / Редколлегия: И.А. Царик [и др.], Н.В. Самусева (отв. ред.). – Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. – С. 88 – 91.
20. Пономарева, А. Н. Развитие музыкального воображения у школьников на уроках музыки / А. Н. Пономарева // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2021. – № 7(15). – С. 99 – 102.
21. Румянцева, З. В., Курганова, Е. В. Развитие художественно-образного мышле¬ния учащихся в музыкально-творческой деятельности // Знание. – 2018. – № 10-2 (62). – С. 44 – 55.
22. Сакердонова, А. С. Развитие творческого воображения младших школьников в процессе слушании музыкальных произведений / А. С. Сакердонова, Н. В. Назарова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-3. – С. 158 – 160.
23. Скворцова, Е. Н. Методы развития воображения школьников в процессе восприятия музыки / Е. Н. Скворцова // Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 26 апреля 2019 года. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 96 – 98.
24. Сюзева, Н. А. Влияние музыки на развитие психики ребенка / Н. А. Сюзева // СМАЛЬТА. – 2023. – № 2. – С. 107 – 117.
25. Туйгильдин, И. У. Влияние музыки на формирование личности ребенка / И. У. Туйгильдин // Наука и современность. – 2011. – № 8-2. – С. 87 – 90.
26. Ямлихина, Г. М. Сущность понятия "воображение" / Г. М. Ямлихина, З. З. Крымгужина // Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пермь, 25 февраля 2018 года. Том Часть 2. – Пермь: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2018. – С. 221 – 224.