Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения курсовой работы обусловлена рядом причин, которые свидетельствуют о важности данного исследования для современной науки и практики здравоохранения.
Питание представляет собой комплексный феномен, объединяющий различные аспекты экономического роста и социального функционирования. В настоящее время общепризнано, что недостаточное и дисбалансное питание оказывает значительное негативное влияние на экономику и систему здравоохранения многих стран, а в контексте глобализации мировой экономики — на мировой экономический прогресс в целом. Не вызывает сомнений, что качество питания, включая отдельные его элементы, прямо влияет на здоровье человека. Известно, что около 80% всех известных заболеваний связаны с питанием либо имеют значительное значение в их развитии и течении. Неинфекционные заболевания, связанные с питанием или зависящие от него (НИЗ), включают группы болезней, возникновение которых обусловлено неполноценным и несбалансированным питанием. Исследования показали, что питание играет ключевую роль в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2 типа, ожирения, а также важно в патогенезе заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, эндокринных расстройств, кариеса, злокачественных новообразований, заболеваний опорно-двигательного аппарата, алиментарных дефицитов и многих других состояний.
Здоровье студенческой молодежи, являющееся ключевым фактором для поддержания производительности труда и обеспечения национальной безопасности, в значительной степени зависит от качества и рациональности питания. В современной России, где государственная политика ставит здоровое питание в приоритет, важно обеспечить адекватное и сбалансированное питание молодежи. Однако, наблюдается увеличение заболеваемости среди студентов, что в значительной степени связано с недостаточным качеством их питания. Причины этого включают ограниченное время, отсутствие знаний о правильном питании и быстрый темп жизни, что приводит к невнимательному выбору продуктов. В связи с этим, контроль за фактическим питанием учащейся молодежи и проведение профилактических мероприятий является важным аспектом гигиены питания, особенно в условиях начавшегося роста алиментарно-зависимых заболеваний.
Объектом исследования является фактическое питание студентов высших учебных заведений.
Предметом исследования являются особенности, структура и качество питания студентов, а также его влияние на здоровье и учебную успеваемость.
Целью нашего исследования является изучение фактического питания и пищевого статуса студентов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить химический состав рациона.
2. Определить пищевой статус студентов.
Методология исследования:
Методологической основой исследования является системный подход, предполагающий комплексное изучение проблемы с учетом ее взаимосвязей и взаимозависимостей. Исследование будет проводиться с использованием методов качественного и количественного анализа.
Методы исследования:
1. Методы качественного анализа: анализ литературы, интервьюирование экспертов.
Методы количественного анализа: анкетирование студентов, статистическая обработка данных .Фактическое питание изучалось частотным методом с количественной оценкой потребленных пищевых продуктов с помощью компьютерной программы «Анализ состояния питания человека», разработанная Институтом питания РАМН.
Для статистической обработки данных использовалась программа Statistica 10 и программа MicrosoftExcel.
Глава 1. Теоретические основы оценки питания студентов
1.1. Понятие и значение правильного питания для студентов.
Студенты обладают специфическими характеристиками, связанными с возрастными особенностями, а также влиянием условий обучения и жизни.
Изменения в привычном образе жизни оказывают значительное воздействие на организм студентов младших курсов. У молодых людей многие физиологические системы, особенно нейрогуморальная, еще не полностью сформированы, что делает их очень восприимчивыми к дисбалансу в питании.
Нарушение режима питания во время учебы приводит к развитию заболеваний пищеварительной системы, таких как "болезни молодых", хронический гастрит, гипертоническая болезнь, неврозы и другие.
Студенческий период характеризуется насыщенностью и разнообразием, а также значительным перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно во время сессии, может достигать 15-16 часов в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервно-психическому срыву. Компенсация этой негативной ситуации во многом зависит от правильно организованного рационального питания[1,3]
Чаще всего студенты питаются нерегулярно, перекусывая на ходу, 1-2 раза в день, и многие из них не пользуются услугами столовых. В их рационе преобладают углеводы, так как они позволяют легче восполнить энергетические затраты.
При выборе продуктов для студентов важно учитывать их ограниченный денежный бюджет и стремиться к обеспечению рационов достаточным количеством ценных белков, используя доступные и дешевые источники, такие как субпродукты, обезжиренное молоко и нежирный кефир.
Для удовлетворения потребности в жирах рекомендуется добавлять в рацион непрогретые растительные и сливочные масла в количестве 20-25 г. Следует избегать чрезмерного потребления сладостей, так как это может вызвать ожирение и сахарный диабет, а также способствовать развитию кариеса, особенно от сладостей, которые прилипают к зубам.
Для компенсации последствий малоподвижного образа жизни рекомендуется включать в питание больше растительных продуктов, богатых пищевыми волокнами[3,5]
Для поддержания нормальной жизнедеятельности организма необходимо обеспечить сбалансированное поступление основных пищевых компонентов: белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов. Важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма, учитывая индивидуальные особенности, такие как рост, вес, возраст и уровень физической и эмоциональной нагрузки. Питание должно быть разнообразным, включая мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, которые являются основными источниками белка, необходимыми для роста и восстановления клеток и тканей организма. Жиры должны составлять около 30% от общей калорийности рациона, при этом не менее трети из них должны быть растительными маслами, которые следует широко использовать при приготовлении салатов и винегретов. Увеличение потребления рыбы в рационе может улучшить работу головного мозга и предотвратить атеросклероз.
Углеводы служат "топливом" для клеток мозга и поступают в организм через хлеб, картофель, сахар, кондитерские изделия, каши и шоколад. Однако избыток этих продуктов может привести к накоплению жира и даже к ухудшению памяти, поскольку такие "пустые" калории не приносят организму полезных веществ, но способствуют накоплению энергии в виде жировых отложений[7,9]
Для обеспечения организма витамином А, помимо продуктов животного происхождения, рекомендуется регулярно включать в рацион источники бета-каротина, такие как морковь, особенно в сочетании с жирами, которые помогают лучшему усвоению этого витамина.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Груздев Ф., Макарова Г. Питание и здоровье населения в контексте глобализации // Труды Института социологии. - 2020. - Т. 19. - № 19. - С. 285-295.
2. Кондратьева Л. Б. Лёсхин С. Н. и др. Тенденции развития потребления продуктов в питании населения территории северо-западного региона России // Humanities and Social Sciences. - 2020. - Т. 4. - № 2. - С. 96-112.
3. Коновалов В. Г. Очерки исследования бедности населения России в сфере питания (XIX век - начало XX века) // Коураж. Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2024. - № 7. - С. 70-76.
4. Лапина В. В. Анализ эффективности государственной политики в сфере питания школьников в регионе // Вестник Российской академии естественных наук и социальных гуманитарных. - 2020. - № 5. - С. 109-118.
5. Кучеренко Е. В. Социальная дифференциация питания населения мегаполиса (на материалах Москвы) // Общественные науки и современность. - 2020. - № 5. - С. 126-135.
6. Мазурина И. А. Социально-экологические аспекты экологичного питания населения // Экологическое разнообразие. - 2017. - Т. 10. - № 2. - С. 91-98.
7. Моисеев А. А., Штурман И. И. Демографические аспекты питания населения России // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2021. - Т. 24. - № 22. - С. 274-279.
8. Пак М. П., Лебедев Е. П., Сажин Б. С. и др. Проблемы питания и мероприятия по их решению в Российской Федерации (2000 - 2008 гг.) // Общественное здоровье и предотвращение заболеваний. - 2020. - № 3. - С. 53-58.
9. Пономарев С. В., Чухловина Е. Н. Анализ спроса на продукты питания в группе риска населения Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства России. - 2024. - № 6. - С. 104-108.
10. Сердюк И. Б. Формирование гидротермодинамического профиля приготовляемых продуктов питания для населения северных территорий // Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 44. - № 8. - С. 82-97.
11. Введенский В. Г., Зайцева Л. М. проблема недоедания у населения городов промышленных районов // Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 34. - № 2. - С. 186-189.
12. Хочинский А. П., Анализ оценки качества потребляемых продуктов питания RoHS-составляющих // Экономика и управление производством. - 2022. - № 3. - С. 14-17.
13. Шакалдина Е. С., Керимова А. Ф., Усачёв И. Г. и др. Факторы риска острой кишечной инфекции, ассоциирующейся с пищевой недоступностью // Проблемы питания. - 2022. - № 6. - С. 63-69.
14. Корчевский Н. В., Кузнецова Л. П., Городянова А. П. Питание школьников: проблемы и перспективы // Вестник Бурятского государственного университета. - 2023. - № 3. - С. 105-108.
15. Галкина Т. И. Питание населения Великобритании // Общественные науки и современность. - 2015. - № 4. - С. 57-61.
16. Иванова О. М. Динамика и структура питания населения дореволюционной России // Демографическое развитие. - 2015. - Т. 7. - № 2. - С. 164-169.
17. Красовская М. В., Хрущева И. Ф. Особенности здорового питания детей в Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. - 2021. - № 2. - С. 109-114.
18. Кудряшова О. Л. Влияние питания на показатели здоровья населения районов Центрально-Черноземной зоны России // Биоресурсы и природопользование. - 2022. - № 4. - С. 46-51.
19. Мартынова Ю. С. Ползучий Шаг Модернизации Здравоохранения Населения России: Проблемы Нагрузки и Перспективы // Психологическая наука и образование. - 2023. - Т. 13. - № 3. - С. 25-32.
20. Миронов К. И., Медведев А. П., Надёженков Г. Г. Факторы риска дисбиоза кишечника у детей раннего возраста // Проблемы питания. - 2016. - № 4. - С. 80-87.
21. Никулина Т. А., Оценка питания населения на основе анкетирования и статистического анализа // Молодой ученый. - 2020. - № 6. - С. 320-323.
22. Сапрыкин У. Б. Проблемы состояния питания и труда современного рабочего населения // Acta Biomedica Scientifica. - 2021. - Т. 3. - № 2. - С. 205-210.
23. Селиванова Л. С., Цель_01_измельчение материалов на основе графита в отрасли питания // Труды ФГБОУ ВО "Владимирский государственный лесотехнический университет. - 2020. - № 2. - С. 66-70.
24. Сибгатуллина К. Р. Экологические аспекты рационального питания населения // Экологическое разнообразие. - 2022. - Т. 9. - № 3. - С. 82-89.
25. Соловьёв А. И. Оценка питания населения по данным медицинских организаций // Молодой ученый. - 2021. - № 14. - С. 193-197.
26. Стукова И. С., Рынковые отношения в сфере ресторанного обслуживания // Питание в России. // Молодой ученый. - 2023 - № 5. - С. 341-345.
27. Трубицына А. И., Буджак Ю. К. и др. Дифференциация потребления продуктов питания в современной России // Молодой ученый. - 2023 - № 7. - С. 341-345.
28. Ульяков Д. А., Павлов Р. А., Волков В. П. и др. Питание населения СССР военных лет // Гиппократ. - 2017. - Т. 16. - № 3. - С. 92-97.
29. Фадеева Н. Г., Перкова О. А. Актуальные вопросы питания детей дошкольного возраста в условиях современной России // Гуманитарные науки и исследования. - 2015. - Т. 5. - № 1. - С. 28-33.
30. Черных Т. С. Движение продуктов питания населения: взгляд сквозь призму экономической теории // Общественные науки и современность. - 2017. - № 4. - С. 96-100.
31. Чиноа В. С., Розенталь Д. Б., Точкин Р. В. и др. Пациентоориентированные технологии коррекции бесплодия у пациентов с комплексной недостаточностью репродуктивного здоровья // Проблемы питания. - 2015. - № 3. - С. 72-77.
32. Шубина Л. О., Организация рационального питания сельского населения в современном Российском государстве // Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 36. - № 1. - С. 150-154.
33. Шумилова А. П., Оценка рациональности питания работников открытого акционерного общества// Экономика и управление производством. - 2020. - № 4. - С. 45-48.
34. Щетина Л. Р., Имеется ли необходимость в физической дружбе в обществе неограниченности рационального питания // Демографическое развитие. - 2015. - Т. 9. - № 4. - С. 148-155.
35. Юрешева Л. Ф., Рачков А. Б., Кондратьев В. Л. Принцип выбора природных продуктов питания для населения Финляндии // Экология. - 2016. - Т. 47. - № 2. - С. 75-78.
36. Ющук И. Д. Механизмы метаболических приспособлений к врачебному питанию в условиях неарктического климата // Врачебный вестник Закарпатья. - 2016. - Т. 4. - № 1. - С. 89-93.
37. Яворский В. В., Богданов К. Г., Далецкая Т. С. и др. Потребительские оценки и предпочтения россиян в области верблюдоводства // Питание в России. - 2022. - Т. 123. - № 2. - С. 113-119.
38. Яр, Ж., Волкова, С. П. и др. Статус и тенденции развития питания населения региона в контексте реализации Федеральной целевой программы развития культуры и туризма // Социальные науки и высшее образование: текущие проблемы. - 2016. - Т. 12. - № 2. - С. 169-177.
39. Ярушкина В. В., Фуртат Г. С., Лазарев М. В. Продовольственная безопасность населения как фактор повышения качества жизни в Российской Федерации // Современные проблемы общественных наук и образования. - 2015. - Т. 3. - № 2. - С. 124-128.
40. Булгакова В. П., Динамика рациональности питания населения региона в контексте развития общества.