Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день авторское кино, хоть и существует как самостоятельная единица в кинематографе, однако постепенно отходит на второй план, поскольку многие художественные фильмы и сериалы, которые производятся в начале XXI века, представляют собой экранизации различных литературных произведений, причем такая практика наблюдается как в отечественном, так и в зарубежном кинематографе.
Экранизация позволяет популяризировать литературное произведение, привлечь к нему внимание тех, кто не привык много читать. Зачастую именно после показа экранизации, резко возрастает спрос на литературную версию произведения, зрителям становится интересно сравнить собственное видение сюжета и идей произведения с представлениями режиссера, на котором построена каждая экранизация.
Степень изученности проблемы. Вопросом изучения экранизации как культурного явления занимался ряд авторов, среди которых, в частности: С.М. Аратунян [1], Т.В. Духовная [2], А.А. Кузнецов [3], В.В. Марусенков [4], А.И. Марышева и А.Н. Асманова [5], А.Ю. Павлов [6], К.А. Прохорова [7], В.В. Решетникова [8], Т.Н. Романова и Л.И. Черемных [9], Т.А. Склизкова [10], А.А. Хафизова [11], Л.А. Худякова [12], а также С.А. Яровой [13].
Цель курсовой работы – провести анализ экранизации как визуализированного текста.
Объект курсовой работы – экранизация.
Предмет курсовой работы – экранизация как визуализированный текст.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать экранизацию и ее роль в современном киноискусстве.
2. Выявить принципы раскрытия идеи и содержания литературного произведения посредством экранизации.
3. Изучить специфику работы над экранизацией литературного произведения.
4. Провести анализ примеров экранизаций в кинематографе.
Материал исследования:
– художественный фильм «Братья Карамазовы» [14], [15], [16], [17], [18], [19];
– художественный фильм «Дневник Бриджит Джонс» [20];
– художественный фильм «Хилари и Джеки» [21]
– художественный фильм «Области тьмы» [22].
Методы исследования:
– анализ научной литературы и художественных фильмов;
– описательный;
– обобщение;
– классификация;
– сравнительный;
– моделирование;
– исторический;
– контент-анализ;
– хронологический.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы, посвященным особенностям экранизации литературного произведения, а также специфике работы над экранизацией литературного произведения. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа примеров экранизаций в кинематографе, в частности, таких художественных фильмов как: «Братья Карамазовы» [23], «Дневник Бриджит Джонс» [24], «Хилари и Джеки» [25] и «Области тьмы» [26].
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, а также списка использованной литературы.
Примечания:
1. Арутюнян, С.М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств. Дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. н. / С.М. Арутюнян. – М., 2003. – 168 с.
2. Духовная, Т.В. Киноадаптация литературного произведения как контекстно-зависимый коммуникативный акт / Т.В. Духовная // Гуманитарные исследования. – 2022. – № 2 (82). – С. 56–67.
3. Кузнецов, А.А. Экранизация как форма киноискусства / А.А. Кузнецов // Молодой ученый. – 2018. – № 46 (232). – URL: https://moluch.ru/archive/232/53721/?ysclid=lty8fkhwis97901957 (дата обращения: 28.05.2024).
4. Марусенков, В.В. Интерпретация сюжетно-образного ряда литературного произведения средствами киноискусства. Дисс. на соиск. уч. ст. к. искусств. / В.В. Марусенков. – М.: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова, 2015. – 210 с.
5. Марышева, А.И., Османова, А.Н. Современное российское кино: поиски социального смысла / А.И. Марышева, А.Н. Османова // Язык и текст langpsy.ru. Электронный журнал. – 2014. – № 4. – URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n4/langt_2014_n4_Marysheva_Osmanova.pdf?ysclid=ltzeg6he15415101898 (дата обращения: 28.05.2024).
6. Павлов, А.Ю. Специфика работы над сценарием экранизации литературного произведения / А.Ю. Павлов. – М.– Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 166 с.
7. Прохорова, К.А. Критерии успешной экранизации литературного произведения (на примере кинокартины Александра Петрова «Старик и море») / К.А. Прохорова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-6. – URL: http://hemingway-lib.ru/analiz-proizvedenii/prokhorova-kriterii-uspeshnoy-ekranizatsii-literaturnogo-proizvedeniya-na-primere-kinokartiny-aleksandra-petrova-starik-i-more.html (дата обращения: 28.05.2024).
8. Решетникова, В.В. Телеэкранизация: ключевые аспекты интерпретации литературных произведений. Дисс. на соиск. уч. ст. к. искусств. / В.В. Решетникова. – М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2009. – 198 с.
9. Романова, Т.Н., Черемных, Л.И. Экранизация как прием раскрытия идейно-художественного содержания литературного произведения / Т.Н. Романова, Л.И. Черемных // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekranizatsiya-kak-priem-raskrytiya-ideyno-hudozhestvennogo-soderzhaniya-literaturnogo-proizvedeniya?ysclid=lu0sm1d5am431694339 (дата обращения: 28.05.2024).
10. Склизкова, Т.А. Взаимодействие языка литературы и кино / Т.А. Склизкова. – Владимир: Издательство Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2023. – С. 98–109.
11. Хафизова, А.А. Специфика экранизации литературных произведения в творчества Тома Бертона / А.А. Хафизова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 5 (131). – URL: https://research-journal.org/archive/5-131-2023-may/10.23670/IRJ.2023.131.56?ysc (дата обращения: 28.05.2024).
12. Худякова, Л.А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций. Дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. н. / Л.А. Худякова. – СПб., 2000. – 186 с.
13. Яровой, С.А. Киноинтерпретация как способ прочтения литературного произведения / С.А. Яровой // Вестник Воронежского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 80–92.
14. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – 2019. – URL: https://ilibrary.ru/text/1199/p.1/index.html?ysclid=luekcbdppp771693254 (дата обращения: 28.05.2024).
15. Жиндеева, Е.А., Тараканова, Д.В. Специфика взаимоотношений братьев в изображении Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы») / Е.А. Жиндеева, Д.В. Тараканова // NovaInfo. – 2023. – № 136. – URL: https://novainfo.ru/article/19723?ysclid=luekh9pwdi632509729 (дата обращения: 28.05.2024).
16. Лесевицкий, А.В., Ляхин, Е.В. Бунт Ивана Карамазова как проявление «негативной диалектики» в компартивистском сопоставления философии Г. Гегеля и Т. Адорно / А.В. Лесевицкий, Е.В. Ляхин // Вестник Гуманитарного университета. – 2020. – № 2 (29). – URL: https://vestnik.gu-ural.ru/documents/articles/2020/2/2020-2-lesevickiy-lyahin.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
17. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения / Под ред. Т.А. Касаткиной. – М.: Наука, 2007. – 420 с.
18. Рублев, С. Пырьев. Братья Карамазовы. I. Давнее и стойкое пристрастие к Достоевскому / С. Рублев // Федор Достоевский. Антология жизни и творчества. – 2018. – URL: https://fedordostoevsky.ru/research/cinema/002-1 (дата обращения: 28.05.2024).
19. Юрьева, О.Ю. Структурообразующая роль мотива поединка в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / О.Ю. Юрьева // Культура и текст. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturoobrazuyuschaya-rol-motiva-poedinka-v-romane-f-m-dostoevskogo-bratya-karamazovy?ysclid=luekerknaq123543951 (дата обращения: 28.05.2024).
20. Дневник Бриджит Джонс // Кинопоиск. – 2020. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/621/?ysclid=lwtsbdaz47996779796 (дата обращения: 28.05.2024).
21. Хилари и Джеки // Кинопоиск. – 2021. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/5262/?ysclid=lwts91f8k1675475089 (дата обращения: 28.05.2024).
22. Области тьмы // Кинопоиск. – 2023. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/462606/?ysclid=lwtshgohu2941590537 (дата обращения: 28.05.2024).
23. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – 2019. – URL: https://ilibrary.ru/text/1199/p.1/index.html?ysclid=luekcbdppp771693254 (дата обращения: 28.05.2024).
24. Дневник Бриджит Джонс // Кинопоиск. – 2020. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/621/?ysclid=lwtsbdaz47996779796 (дата обращения: 28.05.2024).
25. Хилари и Джеки // Кинопоиск. – 2021. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/5262/?ysclid=lwts91f8k1675475089 (дата обращения: 28.05.2024).
26. Области тьмы // Кинопоиск. – 2023. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/462606/?ysclid=lwtshgohu2941590537 (дата обращения: 28.05.2024).
Глава 1. Особенности экранизации литературного произведения
1.1. Экранизация и ее роль в современном киноискусстве
Под экранизацией в научной литературе понимается переложение какого-либо произведения, созданного в рамках одного из видов искусства, в частности, литературы, театра – как драматического, так и музыкального или хореографического – в киноформу и представленное в виде представления зрителю киноверсии данного произведения с соответствующим сюжетом и выбранной режиссером и сценаристом стилистикой [1].
При этом важно отметить, что многие научные источники фактически отвергают другие варианты произведений искусств, которые подвергаются экранизации, оставляя ее объектом только литературные произведения, хотя такое утверждение крайне спорно, поскольку, например, в советское время экранизации подвергались, например, театральные спектакли и превращались в телеспектакли, причем экранизировалось именно не литературное произведение, которое изначально лежало в основе этого спектакля, а сам спектакль [2].
Экранизация как социально-культурное явление появилась в тот момент, когда популярными стали игровые фильмы, что позволило привлекать режиссеров и актеров с учетом имеющихся новых на тот момент кинотехнологий воплощать на экране литературных героев, которые читали монологи, участвовали в диалогах и имели возможность взаимодействовать на речевом уровне [3].
Исследователи выделяют некоторые причины появления экранизаций как социально-культурного явления, среди которых можно указать [4]:
– стремление визуализировать литературные образы, придать особой выразительности персонажам и описаниям, что становится возможным за счет средств кино;
– отсутствие достаточного количества оригинальных и интересных сценариев, не привязанных с какому-либо литературному произведению;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Арутюнян, С.М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств. Дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. н. / С.М. Арутюнян. – М., 2003. – 168 с.
2. Дневник Бриджит Джонс // Кинопоиск. – 2020. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/621/?ysclid=lwtsbdaz47996779796 (дата обращения: 28.05.2024).
3. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – 2019. – URL: https://ilibrary.ru/text/1199/p.1/index.html?ysclid=luekcbdppp771693254 (дата обращения: 28.05.2024).
4. Духовная, Т.В. Киноадаптация литературного произведения как контекстно-зависимый коммуникативный акт / Т.В. Духовная // Гуманитарные исследования. – 2022. – № 2 (82). – С. 56–67.
5. Жиндеева, Е.А., Тараканова, Д.В. Специфика взаимоотношений братьев в изображении Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы») / Е.А. Жиндеева, Д.В. Тараканова // NovaInfo. – 2023. – № 136. – URL: https://novainfo.ru/article/19723?ysclid=luekh9pwdi632509729 (дата обращения: 28.05.2024).
6. Караджа, К.Ю. Экономические предпосылки оптимизации дистрибуции на рынке кинотеатрального показа / К.Ю. Караджа // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2007. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-predposylki-optimizatsii-distributsii-na-rynke-kinoteatralnogo-pokaza-1?ysclid=lu1v7rnybv246042507 (дата обращения: 28.05.2024).
7. Кузнецов, А.А. Экранизация как форма киноискусства / А.А. Кузнецов // Молодой ученый. – 2018. – № 46 (232). – URL: https://moluch.ru/archive/232/53721/?ysclid=lty8fkhwis97901957 (дата обращения: 28.05.2024).
8. Лесевицкий, А.В., Ляхин, Е.В. Бунт Ивана Карамазова как проявление «негативной диалектики» в компартивистском сопоставления философии Г. Гегеля и Т. Адорно / А.В. Лесевицкий, Е.В. Ляхин // Вестник Гуманитарного университета. – 2020. – № 2 (29). – URL: https://vestnik.gu-ural.ru/documents/articles/2020/2/2020-2-lesevickiy-lyahin.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
9. Литература на экране / Под ред. А.А. Мелик-Пашаева и др. – М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 2018. – 389 с.
10. Марусенков, В.В. Интерпретация сюжетно-образного ряда литературного произведения средствами киноискусства. Дисс. на соиск. уч. ст. к. искусств. / В.В. Марусенков. – М.: Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова, 2015. – 210 с.
11. Марышева, А.И., Османова, А.Н. Современное российское кино: поиски социального смысла / А.И. Марышева, А.Н. Османова // Язык и текст langpsy.ru. Электронный журнал. – 2014. – № 4. – URL: https://psyjournals.ru/journals/langt/archive/2014_n4/langt_2014_n4_Marysheva_Osmanova.pdf?ysclid=ltzeg6he15415101898 (дата обращения: 28.05.2024).
12. Области тьмы // Кинопоиск. – 2023. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/462606/?ysclid=lwtshgohu2941590537 (дата обращения: 28.05.2024).
13. Павлов, А.Ю. Специфика работы над сценарием экранизации литературного произведения / А.Ю. Павлов. – М.– Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 166 с.
14. Прохорова, К.А. Критерии успешной экранизации литературного произведения (на примере кинокартины Александра Петрова «Старик и море») / К.А. Прохорова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 10-6. – URL: http://hemingway-lib.ru/analiz-proizvedenii/prokhorova-kriterii-uspeshnoy-ekranizatsii-literaturnogo-proizvedeniya-na-primere-kinokartiny-aleksandra-petrova-starik-i-more.html (дата обращения: 28.05.2024).
15. Решетникова, В.В. Телеэкранизация: ключевые аспекты интерпретации литературных произведений. Дисс. на соиск. уч. ст. к. искусств. / В.В. Решетникова. – М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2009. – 198 с.
16. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения / Под ред. Т.А. Касаткиной. – М.: Наука, 2007. – 420 с.
17. Романова, Т.Н., Черемных, Л.И. Экранизация как прием раскрытия идейно-художественного содержания литературного произведения / Т.Н. Романова, Л.И. Черемных // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekranizatsiya-kak-priem-raskrytiya-ideyno-hudozhestvennogo-soderzhaniya-literaturnogo-proizvedeniya?ysclid=lu0sm1d5am431694339 (дата обращения: 28.05.2024).
18. Рублев, С. Пырьев. Братья Карамазовы. I. Давнее и стойкое пристрастие к Достоевскому / С. Рублев // Федор Достоевский. Антология жизни и творчества. – 2018. – URL: https://fedordostoevsky.ru/research/cinema/002-1 (дата обращения: 28.05.2024).
19. Склизкова, Т.А. Взаимодействие языка литературы и кино / Т.А. Склизкова. – Владимир: Издательство Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2023. – С. 98–109.
20. Хафизова, А.А. Специфика экранизации литературных произведения в творчества Тома Бертона / А.А. Хафизова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2023. – № 5 (131). – URL: https://research-journal.org/archive/5-131-2023-may/10.23670/IRJ.2023.131.56?ysc
21. Хилари и Джеки // Кинопоиск. – 2021. – URL: https://www.kinopoisk.ru/film/5262/?ysclid=lwts91f8k1675475089 (дата обращения: 28.05.2024).
22. Худякова, Л.А. Особенности искусства кино и эволюция их художественно-философских интерпретаций. Дисс. на соиск. уч. ст. к. философ. н. / Л.А. Худякова. – СПб., 2000. – 186 с.
23. Чжэньнань, Г. Место авторского кино в российском кинематографе / Г. Чжэньнань // Культура и цивилизация. – 2023. – Т. 13. №№ 1А–2А. – С. 124–132.
24. Юрьева, О.Ю. Структурообразующая роль мотива поединка в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / О.Ю. Юрьева // Культура и текст. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturoobrazuyuschaya-rol-motiva-poedinka-v-romane-f-m-dostoevskogo-bratya-karamazovy?ysclid=luekerknaq123543951 (дата обращения: 28.05.2024).
25. Яровой, С.А. Киноинтерпретация как способ прочтения литературного произведения / С.А. Яровой // Вестник Воронежского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 80–92.
26. Hutcheon, L. A Theory of Adaptation / L. Hutcheon. – NY–L.: Routledge, 2006.