Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ И ХАРАКТЕРА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Определение и виды самооценки
Изучение самооценки человека признается важным в психологии, поскольку является центральным элементом психологических процессов. Самооценка, а также все, что связано с понятием человеческого «Я», рассматривается как ключевой аспект личности, оказывающий значительное влияние на поведение. Уровень самооценки человека влияет на многие аспекты его жизни, являясь индикатором психического благополучия или проблем.
Современная психология широко исследует проблематику самооценки, разрабатывает определения, подходы к теоретическому анализу и диагностические методики для исследования этого понятия.
Самооценка играет важную роль в структуре самосознания личности, которое, согласно С.Л. Рубинштейну, формируется по мере ее развития и обретения субъективности [2]. Проблема самосознания человека завершается раскрытием его самосознания, оценки собственных возможностей и места среди других людей. С.Л. Рубинштейн и другие психологи подчеркивают важность самооценки для регулирования поведения, эффективности деятельности и развития личности [2].
А.Г. Спиркин, анализируя особенности самосознания и самооценки, фактически отождествляет эти явления, так как сама сущность сознания выражается в оценке человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, в целостной оценке самого себя и своего места в жизни [13].
Согласно И.С. Кону, самооценки представляют собой особые когнитивные схемы, которые анализируют прежний опыт личности и систематизируют новую информацию относительно аспекта "Я" [6].
Как отмечает Л.В. Бороздина, проблема самооценки является одной из наиболее изучаемых в современной психологии, однако до сих пор нет общепринятого определения самооценки в отечественной и зарубежной литературе [4].
В работах отечественных психологов рассматривается влияние самооценки на когнитивную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и ее место в межличностных отношениях, а также выделяются методы формирования адекватной самооценки и коррекции ее при деформации через воспитательные мероприятия. Общепринято различать общую и частную самооценки, а также уровни ее описания: завышенную, заниженную и адекватную.
По Большому психологическому словарю, самооценка характеризуется уровнем, реалистичностью, особенностями строения, временной отнесенностью, устойчивостью и другими параметрами.
В российской психологии самооценка рассматривается как часть самосознания, в то время как в зарубежной литературе используется термин "Я-концепция", обозначающий все представления индивида о себе [3]. Таким образом, самооценка представляет собой взгляд личности на важность своей деятельности в обществе, оценку своих качеств и чувств, достоинств и недостатков, которые могут быть выражены или скрыты. Личностная самооценка заключается в способности оценивать свои способности критически и определяет задачи, которые человек считает себя способным выполнить.
Самооценка играет важную роль в управлении поведением человека. Существует несколько подходов к изучению самооценки, включая аффективно-ценностный аспект, который разработали ученые У. Джемс, Р. Бернс и В.В. Столин. Джемс выделил две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Он указывал на то, что наша удовлетворенность собой зависит от нашей деятельности. Кроме того, считается, что самооценку также влияет социум, о чем говорили ученые Ч. Кули, Дж. Мид и К.Р. Сидоров. Кули предложил концепцию зеркального Я, где представление об оценке другими людьми влияет на самооценку. Роджерс подчеркивал важность понимания и принятия себя в жизни человека. Бернс и Кон выделяют в самооценке три компонента: когнитивный, аффективно-ценностный и поведенческие установки. Кон определяет самооценку как часть самосознания, включающую оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков [3].
В контексте исследования самооценки можно упомянуть концепцию А.В. Захаровой о структурно-динамической модели самооценки. Эта модель выделяет два основных компонента: эмоционально-ценностное отношение человека к себе и когнитивный компонент, который обобщает наиболее значимые оценки себя. А.В. Захарова описывает общую самооценку как иерархию частных самооценок, находящихся во взаимодействии друг с другом [8].
Л.В. Бороздина отмечает, что самооценка начинает формироваться и функционировать уже в подростковом возрасте [4]. Некоторые исследователи рассматривают самооценку как механизм саморегуляции. Формирование самооценки зависит от общения с окружающим миром и собственной деятельности субъекта.
Существует несколько подходов к изучению самооценки, таких как личностный, структурно-целостный, деятельностный, динамический, психопатологический и функциональный.
Несмотря на широкую популярность самооценки как объекта исследований, изучение этого феномена осложняется методологическими проблемами. Г.В. Лозовая указывает на необходимость разрешения вопросов, связанных с понятийным аппаратом, классификацией и свойствами самооценки, механизмов их формирования [8]. Изучение самооценки остается открытым и требует дальнейших экспериментальных исследований.
Изучение самооценки в различные возрастные периоды имеет важное значение в психологической науке. Раннее ее исследование было связано с работами Уильяма Джеймса, а затем оно стало темой социологических
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ковалёв А.Г. Психология личности. - М.: «Просвещение», 1969.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2.- М.: Педагогика, 1989.
3. Архипова, А. Ю. Я – концепция в юношеском возрасте / А. Ю. Архипова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 16-18.
4. Бороздина Лидия Васильевна Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. №1.
5. Данилова Марина Викторовна Возрастно-половые факторы профессионального самоопределения подростков и юношей в связи с эмоциональным отношением к профессиональному будущему // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2011. №2.
6. Кон, Игорь Семенович. Открытие "Я" [Текст]. - Москва : Политиздат, 1978. - 367 с.
7. Кубанова А.К. Психология юношеского возраста и формирование самосознания // Казачество. 2022. №62 (5).
8. Лозовая Г.В. Методологические проблемы изучения самооценки личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25 - 28 июня 2003 года: в 8 т. - СПб., 2003. - Т. 5. - 143-151, 158, 172-176 с.
9. Лопатина А.А. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Форум молодых ученых. 2018. №3 (19).
10. Макарова Н. Г. Теоретические аспекты изучения характера личности с позиции отечественных психологов // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2013. №5.
11. Психология ранней юности: книга для учителя / И. С. Кон. - Москва : Просвещение, 1989. – 254 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2012. - 71 с.
13. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 28 с.
14. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Прогресс, 2009. - 49 с.
15. Ульябаева Г.Ш., Шакирова Д.М. Самооценка - что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки // Скиф. 2019. №5-1 (33).