Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С самого начала овладения навыками чтения и письма предметом понимания для ребенка должен быть не только процесс звукового анализа слов, четкое дифференцирование артикуляции сходных по звучанию фонем и закрепление в памяти зрительных образов букв, но также приобретение буквенных сигнографем и способов их воспроизведения на бумаге. Основы регуляции движений закладываются уже в дошкольном детстве.
Актуальность данной темы исследования определяется необходимостью изучения особенностей зрительного восприятия и формирования зрительно-моторных навыков у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, исходя из их индивидуальных психофизиологических особенностей, в частности специфики обработки зрительной информации и особенности психомоторного развития.
Представление о зрительном восприятии как сложном системном акте основано на теории функциональных систем П.К. Анохина, теория психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, теория единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонский и В.В. Давыдова, теории деятельности С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьев и Б.Ф. Ломова.
Значительная часть работ в психологии посвящена изучению особенностей восприятия. Базовыми работами являются работы Ж. Брюнера, В. Нейссера, Ж. Пиаже, Г. Фолькельта, З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперина, В.А. Ганзена, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и другие.
Объект исследования: зрительный гнозис.
Предмет исследования: особенности зрительного гнозиса у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить состояние зрительного гнозиса дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: у детей с общим недоразвитием речи значительно менее развито зрительное восприятие и зрительно-моторные навыки, чем у их сверстников с нормальной речью; Существуют строгие корреляции между уровнем развития зрительно-моторных навыков и зрительным гнозисом.
Задачи: 1. Анализ научно-теоретической методической литературы по проблеме зрительного гнозиса у детей с общим недоразвитием речи.
2. На основе анализа теоретического материала выявить и описать особенности зрительного восприятия детей дошкольного возраста.
3. Изучение особенностей зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, наблюдение, беседа, изучение документации, исследование эксперимента, анализ литературы.
Научная новизна исследования: подтверждена связь между речевыми и неречевыми функциями у детей дошкольного возраста с особенностями развития: умственной отсталостью и системными нарушениями речи. В работе обоснована необходимость развития наглядно-речевых функций во взаимоотношениях у дошкольников, готовящихся к обучению в школе. Показана важность учета индивидуальных особенностей развития речевых и зрительных функций у детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей работы.
Практическая значимость исследования: анализ теоретического и практического материала по проблеме развития зрительного гнозиса дошкольников с общим недоразвитием речи; выбор методов формирования зрительного гнозиса дошкольников с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения зрительного гнозиса у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие и психология зрительного гнозиса детей
Концепция зрительного восприятия как сложного системного процесса основана на различных теориях в психологии. К ним относятся теория функциональных систем П.К. Анохина, теория психофизиологических основ психических процессов Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова, теория развития высших психических функций Л.С. Выготского, теория единства обучения и психического развития ребенка П.П. Блонского и В.В. Давыдова, теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теории системной организации психических процессов Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова. Согласно этим теориям, зрительное восприятие включает в себя внимание, память, ментальные, эмоциональные и другие компоненты [3].
В отечественной психологии зрительный гнозис рассматривается как сложная система перцептивных и идентификационных действий.
Гнозис, в буквальном смысле этого слова, означает распознавание. Наша способность ориентироваться в окружающем нас мире тесно связана с распознаванием форм, размеров, пространственных соотношений объектов и, в конечном счете, пониманием их значения, которое часто передается через их названия. Эти знания о нашем окружении основаны на анализе и синтезе сенсорной информации, которая затем сохраняется в нашей памяти. В то время как рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов остаются нетронутыми в случае повреждения высших когнитивных механизмов, способность интерпретировать эти импульсы и сравнивать их с сохраненными воспоминаниями нарушается. Это нарушение приводит к расстройству, известному как агнозия, при котором, несмотря на способность воспринимать объекты, теряется ощущение знакомости, из-за чего некогда знакомый мир кажется чужим, непонятным и лишенным смысла.
Однако гнозис нельзя понимать просто как сопоставление образов. Гнозис - это непрерывный процесс обновления, уточнения и конкретизации образов, хранящихся в матрице памяти, по мере того, как на них влияет новая информация.
Тотальная агнозия, характеризующаяся полной дезориентацией, встречается редко. Чаще всего гнозис нарушается в определенной анализаторной системе, что приводит к различной степени агнозии в зависимости от степени повреждения.
Зрительная агнозия возникает при повреждении затылочной коры головного мозга. При этом состоянии ребенок способен видеть объект, но не может его распознать. Существуют различные варианты зрительной агнозии. В некоторых случаях ребенок может точно описать внешние характеристики предмета, такие как его цвет, форма и размер, но все равно не может идентифицировать его. Например, ребенок может описать яблоко как «что-то круглое и розовое», не осознавая, что это яблоко. Однако, если ребенку дать предмет и он сможет потрогать его руками, он сможет его узнать. Бывают также случаи, когда ребенок со зрительной агнозией не может распознать знакомые лица. В этих случаях ребенок может полагаться на другие отличительные признаки, такие как одежда или родимые пятна, чтобы запомнить людей. В других ситуациях ребенок со зрительной агнозией может распознать предмет, описать его свойства и функции, но не может вспомнить его название. Такие случаи классифицируются как нарушения речи [6].
При определенных формах зрительной агнозии нарушается пространственная ориентация и зрительная память. Это означает, что даже если объект не распознается, все равно затрагиваются механизмы памяти, поскольку воспринимаемый объект нельзя сравнить с его изображением в гностической матрице. Бывают случаи, когда ребенок при повторном предъявлении может заявить, что уже видел какой-то предмет, но по-прежнему не может его узнать. При нарушениях пространственной ориентации ребенок может не только не узнавать знакомые лица и места, но и многократно проходить по одному и тому же участку, не осознавая этого.
Зрительная агнозия часто приводит к трудностям в распознавании букв и цифр, что приводит к потере способности к чтению. Конкретный тип этого расстройства будет дополнительно проанализирован при исследовании речевой функции.
Для изучения зрительного гнозиса используется набор предметов. Эти предметы предъявляются обследуемому, которого затем просят идентифицировать их, описать внешний вид и сравнить размеры. Кроме того, для оценки распознавания объектов, лиц и сюжетов используется серия картинок, включающая цветные, монохромные и контурные изображения.
Важно отметить, что дети, как правило, испытывают больше трудностей с контурными изображениями по сравнению с цветными и монохромными. На способность понимать сюжеты влияет возраст ребенка и уровень его умственного развития. Дети редко проявляют классическую агнозию из-за неполной дифференциации корковых центров.
Зрительная агнозия относится к неспособности распознавать и идентифицировать визуальную информацию. Это состояние включает в себя:
Предметная агнозия - это состояние, при котором нарушается способность распознавать различные объекты, в то время как зрение остается неизменным. Пациенты могут описать свои собственные симптомы, но не могут определить тип объекта, который находится перед ними. Это состояние возникает, когда поражается выпуклая поверхность левой затылочной области [8].
Прозопагнозия, также известная как агнозия на лицах, - это состояние, при котором способность узнавать знакомые лица нарушена, в то время как способность распознавать объекты остается неизменной. Пациенты могут различать отдельные части лица и лицо в целом, но не могут идентифицировать личность человека. В тяжелых случаях они могут даже не
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова, А. А. Научная школа Т.Б. Филичевой «персонализированный подход в диагностике и коррекции общего недоразвития речи у детей» / А. А. Алмазова, Т. В. Туманова // Научные школы Московского педагогического государственного университета : Очерки / Отв. редактор А.В. Лубков. Том Выпуск 2. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – С. 207-212.
2. Выявление и диагностика речевых нарушений у обучающихся общеобразовательных организаций: методическое пособие для педагогов по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ/Е.Л.Ворошилова, О.Е.Грибова, Т.В. Кошечкина, А.Ю. Дымкова. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2021. – 116 с.
3. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования - М.: АРКТИ, 2018. - 96 с.
4. Дрозд, А. Д. особенности зрительно-пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / А. Д. Дрозд // Профессиональные дебюты в теории и практике дефектологии: расширяя границы возможного : Сборник статей по материалам IV Всероссийской студенческой конференции, Нижний Новгород, 28 апреля 2022 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2022. – С. 87-91.
5. Игнатьева, С. А. Состояние зрительного гнозиса как компонента функционального базиса чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / С. А. Игнатьева, А. П. Амельянчик // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2020. – Т. 3. – С. 57-61.
6. Изутова, Е. А., Медведева, Е. Ю. Своеобразие развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4.
7. Кощеева, О. В. Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа. 2020. №5.
8. Куценко, А. С. Экспериментальное изучение сфрмированности зрительного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня / А. С. Куценко, А. А. Бондарева // Научные исследования - основа современной инновационной системы : Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Тюмень, 12 декабря 2023 года. – Стерлитамак: ООО "Агентство международных исследований", 2023. – С. 86-93.
9. Савичева, О. В. Результаты диагностики речевого развития детей с ОНР как основы коррекционной работы / О. В. Савичева // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве : Сборник научных трудов по результатам международной научно-практической он-лайн конференции, посвященной 75-летию ООН, Магнитогорск, 27–29 апреля 2020 года. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. – С. 206-210.
10. Шаройко, Л. Ю., Аксиненко, Т. М. Работа педагога-психолога по развитию словаря детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы педагогики. 2018. №4 (36).