Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность развития творческих способностей человека сформулирована в Федеральном законе в редакции от 17 февраля 2023 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности упоминаются и целевые направления образовательного процесса. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» творчество определено как фундаментальная национальная ценность.
В Федеральном образовательном стандарте начального общего образования развитие самостоятельной творческой деятельности ребенка является одним из направлений образовательной области «Искусство».
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконин; Б.М. Теплов; педагоги: Т.С. Комарова, Д.Б. Кабалевский Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, и др.
Изобразительная деятельность - эффективный способ развития творческих способностей. Каждый вид искусства обладает своим специфическим потенциалом, который воздействует на личность, но если действовать по отдельности, каждый из них не сможет в полной мере повлиять на развитие творческих способностей и не повлияет в полной мере на формирование гармонично развитой личности. Взаимодействие различных видов искусства очень важно для полноценного развития личности и развития творческих способностей.
Проблемой развития творческих способностей занимались такие известные российские психологи как: Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин; педагоги: Д.Б. Кабалевский Т.С. Комарова, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр, и др.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организованные во внеурочное время, главным образом для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, участии в самостоятельной и общественно полезной деятельности. Внеклассные мероприятия являются эквивалентным элементом школьной программы.
Целью внеурочной деятельности является создание образовательной среды, обеспечивающей развитие здоровой и творчески растущей личности.
Внеурочная деятельность, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, а также деятельности учащихся в рамках занятий. Но, прежде всего, это достижение личностного и метапредметного результата. Это также определяет детали внеклассных занятий, о которых учащиеся не должны узнавать слишком много, а также то, как они учатся действовать, чувствовать, принимать решения и т.д.
Цель исследования: изучить игровую деятельность на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности как средство формирования знаний младших школьников в области изобразительного искусства
Объект исследования: внеурочные занятия по изобразительной деятельности младших школьников.
Предмет исследования: игровая деятельность на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности как средство формирования знаний младших школьников в области изобразительного искусства
Задачи:
1. Проанализировать игровую деятельность в развитии младших школьников.
2. Рассмотреть роль внеурочных занятий по изобразительному искусству для развития младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование уровня развития творческих способностей младших школьников.
4. Разработать комплекс внеурочных занятий по изобразительному искусства, направленный на развитие знаний младших школьников в области изобразительного искусства.
Методы исследования:
теоретические: анализ, систематизация и обобщение данных полученных при изучении психолого - педагогической литературы;
экспериментальные: наблюдение, диагностик, беседа, количественный и качественный анализ.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Игра как метод организации учебной деятельности обучающихся младших классов
Игры — отличный способ организовать группу людей для совместной деятельности, побудить человека к определенным действиям, повысить его мотивацию и взглянуть на рутинную работу под новым углом.
Многие психологи изучали игру и ее влияние на психическое развитие детей. Таким образом, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и другие занимались разработкой психологической теории игры.
Психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "Игра - это вид деятельности исторического происхождения, направленный на воспроизведение детьми взаимоотношений людей и познание окружающей действительности" [12, с.117].
В любой деятельности человек не проявляет разных способностей, как в играх. Именно поэтому его часто используют в сфере народного образования и профессиональной подготовки. Л.С. Выготский в своей работе "Игры и их роль в психическом развитии детей" писал, что игры способствуют развитию высших психических функций. По мнению ученых, она переходит к внутренним процессам школьного возраста, внутренней речи, логической памяти и абстрактному мышлению [6, с.76].
Л.С. Рубинштейн также характеризовал игру как "осмысленную деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивации", ее важное воспитательное значение. Однако игры, связанные с трудом, не ограничиваются производственно-техническим содержанием трудовой деятельности. Он считает, что игровая форма уважает ее права, дружбу и умение общаться с окружающими, а ученые также видят главную цель игры в развитии социального и личностного опыта школьников [13, с.26].
Советский психолог Д.Б. Эльконин выделил наиболее характерные типы игр для детей:
- развлекательные игры (игры вообще без сюжета. Их цель - развлечь и завлекать участников).;
- игра-упражнение (без сюжета, физическое действие имеет приоритет, но одно и то же действие повторяется несколько раз);
- сюжетная игра (все еще на ранних стадиях, но с игровым действием и воображаемыми ситуациями);
- имитационная игра (воспроизведение поведения или ситуации, которые ребенок наблюдает в данный момент);
Согласно этой классификации игр, социальная среда является источником развития, а содержание и структура игры определяются обществом.
Игра считается "важным условием, необходимым для оказания влияния на ребенка". Это освобождает подсознание и делает процесс воспитания и тренировки свободным, непосредственным, привлекательным и незаметным" [18, с.8].
В то же время игра должна быть наиболее естественным и доступным способом приобретения определенных знаний, навыков и умений, поскольку это простой и интимный способ познания окружающей действительности. Существующая потребность в рациональном построении, организации и применении в процессе обучения и воспитании требует более тщательного и детального ее изучения.
Специфику и дополнительные условия игры определяет преподаватель, ориентируясь на особенности учащихся (воспитанников) и изучаемый материал [2].
Работа Б. Неменского, Б. Юсова, С. Коновца, В. Тименко посвящена проблеме развития творческого потенциала учащихся в игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства.
По мнению Ф. Блехера, игру можно назвать дидактической только в том случае, если познавательный элемент в ней тесно связан с элементом интереса, а Т. Маслова подчеркивает, что включение дидактической игры в образовательный процесс способствует тому, что дети, которые приходят в восторг от игры, сами того не осознавая, приобретают определенные знания, умения и навыки. и способности. Поэтому игра является средством самореализации и самовыражения личности [4].
Выдающийся психолог Д. Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру сюжетно-ролевой игры, он выделил единицу игры - роль, которую принимает на себя игрок. Особенности игры также включают в себя игровые действия: что именно происходит в определенных границах времени и места, в соответствии со спонтанными правилами.
Игровые правила — это ещё один, очень важный компонент игры.
Игровое действо в определённой воображаемой ситуации — это образное преобразование реальности, где личность, спрятавшись за маской, «играет» другую роль. Для игры характерна свобода, выход за пределы «настоящей жизни». Правильно организованная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребёнка.
Правила игры - еще один очень важный элемент игры.
Игровое действие в определенных воображаемых ситуациях - это образное преобразование реальности, в котором человек, скрывающийся за маской, "играет" другую роль. Игра характеризуется свободой и выходит за рамки "реальной жизни". Хорошо организованная и интересная дидактическая игра обогащает мыслительный процесс индивидуальными эмоциями, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка.
Игру можно рассматривать как:
- Особое отношение человека к окружающему миру;
- Особую активность игрока, которая изменяется и раскрывается как его субъективная активность;
- Социально определенный и усвоенный игроком вид деятельности (или отношение к миру).;
- Виды деятельности, в ходе которых происходит развитие психики;
- Социально-образовательные формы организации образования.
Игра — это способ исследовать свои способности. Самоанализ всегда способствует самосовершенствованию. Поэтому детские игры являются важным средством самообразования. В них происходит переход от обучения к самообразованию, переход к свободе, осознанной работе над формированием внутренних импульсов, воли, характера и положительных привычек. Приобретение необходимых навыков происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается интересом к игре.
В других видах деятельности ребенок не проявляет столько усидчивости, неутомимости и решительности. Детям нравится сам процесс игры, но для них это задача, требующая усилий. Они преодолевают серьезные трудности игры, тренируют свою силу, ловкость, развивают способности и интеллект.
Игра укрепляет полезные навыки и привычки детей. Игра дополняет процесс обучения и способствует развитию важнейших психических характеристик, необходимых для работы и творчества. Большинство игр построены на самопроверке своих способностей, стимулируя их развитие. Это важно психологические и воспитательные средства развития и воспитания [1].
С незапамятных времен люди использовали игры как способ обучения и воспитания, передачи опыта старшего поколения молодому. Игра широко используется в народной педагогике, дошкольных и внешкольных образовательных учреждениях.