Фрагмент для ознакомления
2
Право не в состоянии функционировать без государства, равно как и государство по отдельности не может существовать без права, т.к. правовые формы организации жизни общества свойственны только государству. Главной и решающей стадией при возникновении права является правотворчество, одновременно признающееся одной из отличительных его особенностей.
Правовой политикой признается политика, основанная на праве. Будучи осознанной и консолидированной, эта политика выражается, главным образом, в законах, конституциях, кодексах, других базовых правовых актах. В правовой литературе отмечается, что правовая политика, несмотря на все разнообразие характерных признаков и определений этого явления, понимается в обществе только в качестве правотворческой политики.
В настоящее время при создании единого правового пространства законодательная власть обращает собственное внимание на объективную потребность построения правовой политики в законотворческой сфере.
Современные разработки исследователей по проблемам правовой политики даже на этапе общей теории права ориентированы, главным образом, на законотворческий процесс, на возможность выражения теоретических концепций в жизни при определенных преобразованиях правовых актов. Проблема законотворческой политики считается одной из наиболее актуальных проблем теории правоведения .
Правотворчество представляет из себя структурную часть законодательного процесса, который между тем считается более широким по объему, включая в себя кроме процедуры формирования, изменения и отмены правовых норм, деятельность, которая связана с созданием и управлением правотворческим процессом (ее нельзя представить без использования государственного влияния), проработку концепции, тенденций правотворчества, задач, целей, приоритетов правотворческой политики.
Субъектом правотворческой деятельности может быть как государство, так и разные общественные силы, во-первых, политические институты. Можно вести речь о правотворчестве определенного государственного органа – Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ, о политике партии или группы лоббистов. Правотворчество государство – это не что иное, как влияние государства на правотворческий процесс, обладающий осмысленным и систематизированным характером.
Правотворческая форма реализации на практике правовой политики главным образом отражает направление и стратегические основы правовой политики. Между тем выделять ее абсолютность, как наиболее важную форму реализации правовой политики, согласно позиции В. Н. Протасова, вряд ли можно признать обоснованным. Общеизвестно, что любые, наиболее справедливые, правдивые и выверенные решения в области правотворчества не будут реализованы полностью, если не будут предусмотрены сильной политикой в области правоприменительной деятельности.
Именно в сфере правоприменительной деятельности реализуется потенциал и сущность правотворчества, именно здесь очень ярко выражается как правовая культура, так и правовой нигилизм, правовое бескультурье.
Между тем, следует отметить, что правоприменительная деятельность представляется возможной только при наличии регламентированной законотворческой основы, т.е. правотворчество, а равно правотворческая политика имеет приоритет в отношении правоприменительной практики. Без правовой базы, созданной по результатам правотворческого процесса, сложившегося под влиянием правотворческой политики, существование и функционирование правоприменительной деятельности не представляется возможным.
В любом случае правотворческая политика предшествует и определяет правоприменительную политику, по этой причине мы придерживаемся позиции, что лидерство в системе имеющихся направлений правовой политики РФ принадлежит законотворческой форме, которая выражается и реализуется в научно обоснованном принятии, изменении и отмене специально уполномоченными органами правовых актов и юридических договоров, в возникновении массива нормативных положений, составляющих регулятивную основу правовой политики. Согласно позиции исследователей, основная проблема здесь заключается не в числе юридических документов, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. А для этого требуется решить задачи законотворческой политики, соблюдать принципы и учитывать приоритеты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации// Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.05.2024) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.2003
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 02.04.2024) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 28.07.2023) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газета от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
7. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
8. Белимов Д.В. Правотворчество: к вопросу о понятии // Журнал «Студенческий форум». - 2022. - № 30 (209). - С. 48-52.
9. Вилкова Е.М. Актуальные проблемы правотворчества в Российской Федерации // Журнал «Студенческий». -2022. - № 42-6 (212). - С. 39-42.
10. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н.А. Власенко. — 3-е изд., доп. и испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 480 с.
11. Войтович В.Ю. Проблема подхода к пониманию правотворчества // Журнал «Закон и право». – 2022. - №1 (96). – С. 32-34
12. Зуев А.В. Современные проблемы совершенствования правотворчества на современном этапе // Журнал «Заметки ученого». - 2023. - № 2. - С. 243-245.
13. Иванов Р. Л. Субъекты правотворчества: понятие и виды // Вестник Омского университета. – 2022. – Т. 19 . - № 2. - С. 5-8
14. Исаков В. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024. — 656 с.
15. Карнаух Д.В. Стадии правотворческого процесса как общетеоретическая проблема // Журнал «Современные проблемы правотворчества и правоприменения». - 2022. - С. 17-21.
16. Кич И.С., Чупрова А.А., Калйонджу М. Реализация некоторых принципов правотворчества в современной России // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2023. - № 2 (218). - С. 39-41.
17. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы // Журнал «Ученые записки». -2022. - № 1 (41). - С. 91-94.
18. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024.-304 с.
19. Могилевская Е.Н. Правотворчество как важнейший вид юридической деятельности // Журнал «Актуальные вопросы юриспруденции». - 2020. - С. 214-216.
20. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
21. Орешкина И. Б. Проблемы правотворчества в условиях представительной демократии // Вестник СГЮА. - 2022. - №4 (129). – С. 57-60
22. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
23. Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н. Теория правотворчества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2024. - № 2. - С. 12-15.
24. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 478 с.
25. Сехин И. В. Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации // Журнал «Актуальные проблемы российского права». — 2020. — Т. 15. — № 2. — С. 26-28
26. Фетисов Д.Н. Стадии правотворчества в современной России // Журнал «Матрица научного познания». - 2023. - № 10-2. - С. 410-413.