Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Налоговая политика – это область экономики, которая непосредственно связана с взаимодействием государственных органов и всех других субъектов хозяйствования. Это взаимодействие достигается с помощью государственных заказов, налогов и систем трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налогообложение является основным источником его пополнения, налоговая политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. С момента возникновения государства налогообложение было необходимым звеном в социально-экономических отношениях. Развитие и смена формы правления всегда сопровождается трансформацией налоговой системы.
В современном цивилизованном обществе налогообложение является основной формой государственных доходов. Помимо фискальных функций, механизм налогообложения используется для экономического воздействия страны на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно-технического прогресса. На данном этапе общественного развития вопросы и особенности налоговой политики России являются наиболее актуальными и важными, поскольку государственные органы заняты поиском более совершенной налоговой системы, поэтому большое количество исследований и научных работ посвящено
Степень научной разработанности. Чтобы оценить статус и степень разработанности тематики исследований, следует отметить, что к исследованию налоговой политики было привлечено большое количество отечественных и зарубежных ученых. В работах А.М. Алиева, А. Гончарова, рассматриваются организация и функционирование налоговой системы, региональный уровень налоговой политики в современной России исследуют Т.В. Бушинская, Д.Ю.Дойхен, А.М. Гринкевич.
Т.М. Гамзатов, И.В. Караваева, М.А. Смирнова, Т.И. Пугановская рассматривают влияние налоговой политики на социальную ситуацию в Российской Федерации, анализируя социальные аспекты государственной налоговой политики.
Объект исследования – государственная налоговая политика Российской Федерации.
Предметом исследования являются теоретический анализ процесса выработки и реализации современной налоговой политики России.
Цель исследования – рассмотреть налоговую политику в Российской Федерации: современное состояние и основные тенденции развития.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность и функции налоговой политики государства;
изучить порядок установления налогов;
дать анализ существующей системы налогообложения РФ;
рассмотреть анализ объемов поступлений налоговых доходов в бюджеты различных уровней;
изучить направления развития налоговой политики Российской Федерации;
определить направление совершенствования налоговой системы РФ.
Теоретико-методологической основой и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных исследователей таких как: В. Я Иохин, Е. Н. Лобачева и др., посвященные вопросам государственного бюджета.
В качестве информационной базы использованы материалы отечественных статистических данных из официальных порталов, таких как сайт министерства финансов и консультант плюс, были использованы периодические издания и справочные материалы.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы налоговой политики государства
1.1. Сущность и функции налоговой политики государства
Налог - это обязательный финансовый сбор или какой-либо другой вид сбора, взимаемый с налогоплательщика (физического или юридического лица) правительственной организацией с целью коллективного финансирования государственных расходов, общественных расходов или как способ регулирования и уменьшения негативных внешних эффектов.
Соблюдение налогового законодательства относится к политическим действиям и индивидуальному поведению, направленным на обеспечение того, чтобы налогоплательщики платили нужную сумму налога в нужное время и обеспечивали правильные налоговые льготы. Определения налога, сбора, страхового взноса приводятся в ст. 8 НК РФ «Понятие налога, сбора, страховых взносов». Налог – это обязательный, бесплатный платеж физических лиц, взимаемый с организаций и физических лиц, приносящий пользу государству и/или муниципальным образованиям, то есть перечисляемый в бюджетную систему Российской Федерации.
Сборы - это обязательные сборы, взимаемые с организаций и физических лиц. Если оплата не произведена, плательщик сбора не сможет получить соответствующие разрешения или разрешительные документы, такие как использование диких животных (п. 1 ст. 333.1 НК РФ), либо уплата которого обязательна при ведении отдельных видов деятельности на определенной территории, как в случае с торговым сбором (гл. 33 НК РФ) 2.
Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог – это цена, которую платят граждане за то, чтобы пользоваться общественным порядком, справедливостью и обеспечивать личную свободу и права собственности. С помощью налогообложения покрываются ежегодные расходы страны, поэтому каждый налогоплательщик участвует в общих расходах, понесенных им и его соотечественниками» 12, с. 7.
Бу Свенссон: «Налог – это цена, которую мы все платим за возможность использовать государственные ресурсы для определенных общих целей, таких как оборона и влияние на распределение доходов и собственности среди граждан» 15, с. 6.
Н. И. Тургенев (1818): «Налоги – это суть средства для достижения социальных или национальных целей, то есть целей, которые люди принимают на себя, когда они присоединяются к своему обществу или формируют страну. На этом основано право правительства требовать налоги с народа. Люди объединились в общество, доверили высшую власть правительству и дали ему право требовать налоги» 8, с. 17.
А. А. Исаев (1887): «Налоги – это обязательный денежный платеж для частных домохозяйств для оплаты общих расходов государства и автономных единиц». И. И. Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или субъектов государства или других общественных организаций, поскольку они являются представителями общества, собираются из их частной собственности законным образом и в законном порядке для удовлетворения» 17, с. 79.
А. А. Соколов (1928): «Налогообложение следует понимать как обязательный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих субъектов или фермерских хозяйств для оплаты их производства или для достижения каких-либо целей экономической политики без предоставления плательщику его особенностей».
Мюррей Ротбард (1982): «Все остальные индивиды и группы в обществе (за исключением отдельных преступников, таких как воры и грабители банков) получают доход по добровольным контрактам: через продажу товаров и услуг потребителям или через пожертвования (то есть только государство зарабатывает доход с помощью насилия, если доход не появляется, это грозит страшным наказанием. Этот вид насилия называется налогообложением, хотя в слаборазвитые времена это называется данью. Налогообложение - это просто чистое воровство, и масштабы такого рода воровства ошеломляют, и ни один преступник не может сравниться с ним. Это принудительный арест имущества резидентов или субъектов государства» 19.
Основные функции:
1. Фискальная. Она заключается в том, что налоговая система является основным источником поступлений в национальную казну. Реализация этой функции осуществляется посредством контроля и авторизации. Остальные функции вытекают из финансовых функций, то есть они предназначены для ее достижения.
2. Распределительная. Эта функция включает в себя перераспределение средств между различными категориями населения. Например, власти собирают обязательные платежи с налогоплательщиков и используют эти средства для поддержки малообеспеченных и уязвимых групп населения.
3. Регулирующая. Эта функция направлена на решение политических и экономических проблем страны. Другими словами, формулирование налоговой политики государством не только означает всеобщее налогообложение и изъятие средств, но и предусматривает право пользоваться льготами, вычетами, освобождениями и другими привилегиями.
4. Контрольная. Позволяет государству использовать бюджет для контроля правильности, полноты и своевременности расчетов. Другими словами, специально созданный сервис постоянно следит за целостностью и своевременностью бюджета обязательных платежей. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции 22, с. 23.
Основные задачи налоговой политики Российской Федерации заключаются в следующем: - совершенствование отечественного налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы и снижения уровня неплатежей; - оптимизация налоговых льгот и преференций; - наиболее жесткий контроль за постановкой налогоплательщиков на учет; - рационализация налогового администрирования; - реструктуризация в обоснованных случаях задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды [39]. На рисунке 1 представлены основные цели государственной налоговой политики 3.
Рис.1. Цели налоговой политики государства
Мы можем сказать, что эта налоговая классификация отражает федеральное устройство государства.
Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор. Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.
Как можно видеть, существует множество способов классификации налогов по различным причинам. В частности, они могут быть сгруппированы по условиям оплаты, объекту налогообложения, цели уплаты налогов в бюджет определенного уровня и т.д. Но независимо от вида налога или расхода, он всегда может быть отменен в соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 12 НК РФ) 3.
Налоговая политика, как часть финансовой политики, должна осуществляться только на основе компромисса между интересами государства и налогоплательщиков. Интересы страны основаны на принципе адекватного налогообложения [13].
В экономической литературе существуют различные концепции налоговой политики. К сожалению, несмотря на свою абсолютную важность, понятие "налоговая политика" в нашем государстве юридически не признано и не подтверждено. Этот термин не соблюдается ни в одном проекте налогового или бюджетного законодательства. Единственным исключением является упоминание об этом в статье 15 Федеральной конституции "О правительстве Российской Федерации", в которой, как представляется, Правительство Российской Федерации разрабатывает и осуществляет налоговую политику. Однако этот термин используется и в других подзаконных актах, но не раскрывает его сути [7].
Поэтому считается, что налоговая политика - это комплекс мер в области налогового надзора, целью которых является установление оптимального уровня налоговой нагрузки, который зависит от характера поставленных в настоящее время макроэкономических задач. Можно также отметить, что налоговая политика - это система определенных целенаправленных действий государства в области налогообложения, основанная на экономических, правовых и организационных мерах контроля [27].
Субъектом налоговой политики является страна, представленная законодательными и административными органами власти. Принимая во внимание государственное устройство, субъектом налоговой политики могут быть национальные органы власти и управления, а также законодательные и административные органы территориальных образований. В Российской Федерации основными субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, автономные округа, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, а также муниципальные образования. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах своих полномочий, который определяется налоговым законодательством [29]. Объектом налоговой политики считается социально-экономический процесс (например, развитие малого бизнеса; повышение инвестиционной активности; создание дополнительных возможностей для трудоустройства; поддержка населения, относящегося к уязвимым группам общества, и т.д.).
Таким образом, налоговая политика - это совокупность экономических, финансовых и правовых мер страны по формированию национальной налоговой системы для удовлетворения финансовых потребностей страны и отдельных социальных групп в обществе, а также путем перераспределения финансовых ресурсов. При реализации налоговой политики государство опирается на налоговые функции и использует их для проведения активной налоговой политики. Однако для всех не существует единого понятия, сущности и функции налоговой политики, каждый экономист-финансист определяет и комбинирует ее по-своему, исходя из законодательства Российской Федерации. Государство и налогоплательщики всегда должны находить компромисс между своими интересами. В этом заключается налоговая политика.
1.2. Порядок установления налогов
Порядок установления и введения налогов и сборов определяется Законодательством Российской Федерации. Необходимо установить спо-соб налогообложения или расход, чтобы определить все обязательные элементы
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Налоговый кодекс (часть первая) от 31.07.98г. №146-ФЗ с изм. и доп..// СЗ РФ 03.08.98 №31 ст. 3824.
3. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) – федеральный закон от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ, с изм. и доп. // СЗ РФ, 2000 г., № 32, ст. 3340.
4. Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» с изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депу-татов РФ и ВС РФ от 11 апреля 1991 г., N 15, ст. 492.
5. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имуще-ство физических лиц» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 14.02.1992 г.
Учебная и научная литература
6. Буланова, Н. И., Лебедева И. А. Оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ / Н.И. Буланова // Тенденции развития бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики в цифровом обществе : материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. — Ростов-на-Дону, 2022. — С. 220—224
7. Врублевской, О. В. Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Питер, 2021. - 37 c.
8. Врублевской, О. В. Налоги и налогообложение / Под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Питер, 2021. - 37 c.
9. Вылкова, Е. С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова. - М.: Юрайт, 2020. - 89 c.
10. Глухов, В. В. Налоги. Теоpия и практика / В.В. Глухов, И.В. Дольдэ, Т.П. Некрасова. - М.: Лань, 2019. - 70 c.
11. Гуркин, А. С. Налоговые поступления как основной источник доходов бюджета: правовые аспекты квалификации доходов / А.С. Гуркин // Финансовое право. — 2021. — № 11. — С. 3—6
12. Дмитpиева, И. В. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Учебное пособие / И.В. Дмитpиева. - М.: Реноме, 2021. - 12 c.
13. Захаpьин, В. Р. Налоги и налогообложение / В.Р. Захаpьин. - М.: Форум, Инфра-М, 2019. - 41 c.
14. Зорина, М. А., Еременкова А. В. Характеристика налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации / М.А. Зорина // Актуальные проблемы интеграции науки и образования в регионе : материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). — Оренбург, 2022. — С. 369—373.
15. Имыкшенова Е.А. Налоги и сбоpы: некоторые вопросы классификации / Е.А. Имыкшенова // Налоговед 2019. №9, 2-5 с.
16. Лыкова, Л. Н. Налоги и налогообложение [Текст] / Л.Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 357с.
17. Мишле, Е. В. Налоговое право. Региональные и местные налоги и сборы : учебное пособие для вузов [Текст] / Е. В. Мишле. – М.: Юрайт, 2020. – 177 с.
18. Морозов, А.А. Налоговая система и законодательное регулирование налогового обложения [Текст]/ А.А. Морозов. - М.: Знание, 2020. - 74 c.
19. Мухина, Е.Р. Теоретические аспекты налогообложения: история, понятия, функции, принципы [Текст] / Е.Р. Мухина //Apriori. Гуманитарные науки. — 2020. -№ 5.
20. Налоги и налогообложение : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» [Текст] / Н. Ф. Зарук [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 249 с.
21. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Учебник и практикум. - Москва: Наука, 2019. - 96 c.
22. Налогообложение организаций. Учебник. - М.: КноРус, 2020. - 48c
23. Панов, Е. Г. История налогов. Средние века / Е.Г. Панов. - М.: ЛКИ, 2021. - 70 c.
24. Пансков, В. Г. Налоги и Налогообложение. Теория и практика. Учебник. В 2 томах. Том 2 / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2019. - 35 c.
25. Пепеляев, С. Г. Правовые основы косвенного налогообложения. Учебное пособие / С.Г. Пепеляев, Е.В. Кудряшова, М.В. Никонова. - М.: Статут, 2019. - 37 c.
26. Поздина, А. В. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации / А. В. Поздина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 111-113.
27. Романовский, М. Налоги и налогообложение / М. Романовский. - М.: Питер, 2021. - 20 c.
28. Скворцов, О. В. Налоги и налогообложение / О.В. Скворцов. - М.: Academia, 2019. - 80 c.
29. Талатынова, М. Д., Боброва Е. А. Роль налоговой системы в формировании доходов Федерального бюджета России и пути ее совершенствования / М.Д. Талатынова // Научные Записки Орел ГИЭТ. — 2021. — 4 (40). — С. 40—45.
30. Черкасова, И. О. Налоги и налогообложение / И.О. Черкасова, Т.К. Жукова. - М.: Вектор, 2019. - 60 c.
31. Шувалова, Е. Б. Налоговые системы зарубежных стран / Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин. - М.: Дашков и ко, 2021. - 21 c.
32. Ягумова, З. Н., Гергова З. Х. Состав и структура налоговых доходов консолидированного бюджета РФ по видам прямых налогов / З.Н. Ягумова // Инновационные образовательные технологии как инструмент развития интеллектуального потенциала региона : сборник статей Национальной научнопрактической конференции с международным участием. — 2022. — С. 316—320.
Интернет ресурсы
33. Анализ тенденций в бюджетно-налоговой сфере России/Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова. Выпуск №26 – URL: www.rea.ru
34. Лукина, А.И., Ключищева, В.Г. Анализ структуры и динамики налоговых поступлений в бюджет РФ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL: https://sibac.info/archive/economy/1(61).pdf