Фрагмент для ознакомления
2
Государственное управление осуществляется в государственном масштабе, иногда через границы (управление посольствами и консульствами других стран, регулирование поведения граждан за рубежом, представители экономической зоны государства, расположенной в открытом море). Органы государственного управления (например, департаменты и управления министерств, выполняющие государственные задачи) создаются в субъектах федерации, автономных образованиях, административно-территориальных единицах. [4.с.41]
Административно-территориальные устройство означают разделение национальной территории на части (регионы, провинции, штаты и т.д.) и создание и функционирование соответственно национальных и местных систем управления. Их обычно называют административно-территориальными единицами.
Основное назначение административно-территориального устройства - обеспечение функционирования государственных структур, бесперебойной работы государственных органов и взаимоотношений с местными органами власти и населением. Не менее важными являются финансовые задачи, т.е. организация сбора налогов с населения, и полицейские задачи, т.е. обеспечение общественного порядка на данной территории.
Важнейшим принципом административно-территориального устройства является экономический принцип. При выделении областей и районов учитываются природные, исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, контуры и уровень экономического развития, средства сообщения, численность и плотность населения, наличие центров экономической тяги. Экономические принципы способствуют развитию производительных сил страны и позволяют местным органам власти самостоятельно решать хозяйственные, социальные и экономические проблемы.
В таком многонациональном государстве, как РФ, национализм играет важную роль и требует всестороннего учета этнического состава населения, проживающего на той или иной территории.
Способность государственных органов и органов местного самоуправления успешно выполнять свои задачи во многом зависит от их близости к населению, умения успешно реагировать на нужды и запросы населения, опираться на инициативу и самодеятельность населения. Поэтому необходимость максимального приближения государственных органов к населению учтена в административно-территориальном устройстве РФ. Также учитывается необходимость приближения государственных органов к экономически важным предприятиям (промышленность, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство), чтобы они могли оперативно влиять на развитие экономики [7.с.22].
Государственное управление осуществляется на всей территории государства, определяемой границами государства (суша, внутреннее море, территориальное море — 12 морских миль от суши, т.е. около 22 км, воздушный столб над ними, высота геостационарной орбиты Земли, т.е. около 100-110 км, недра Земли на достижимую глубину) и континентальный шельф (опускание морского дна от суши).
Территорией государства считаются также морские, воздушные суда и космические аппараты под флагом государства (на них действуют законы данного государства).
Общегосударственное управление осуществляется высшими и центральными органами государства.
Их полномочия распространяются на всю территорию страны, они почти всегда расположены в столице государства.
1.2. Понятия управления. Понятие государственного управления. Понятие муниципального управления
Управление - это функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, сохранение и поддержание режима деятельности, реализации программы, целей деятельности.
Эффективность административно-управленческой деятельности гораздо сложнее и предполагает всестороннее совершенствование и качественное обновление деятельности государственных и общественных структур, повышение ответственности человека и гражданина за судьбу страны, формирование соответствующих институтов гражданского общества, демократического, социального, правового и сильного государства в условиях рыночной экономики. Эти проблемы масштабны, сложны и трудны, и их решение требует самого активного и ответственного участия всех слоев российского общества, укрепления и модернизации управленческого потенциала [11.с.190].
Современное государственное управление (регулирование) играет определенную роль в стратегии устойчивого развития страны. Как организационный ресурс и звено, скрепляющее и упорядочивающее систему общественных отношений, государственное управление призвано направлять и координировать совместную деятельность людей (в основном производственную), способствовать активному участию населения в делах государства и осуществлять административно-распорядительную деятельность. Управление, основанное на современной организации, способствует наиболее рациональной реализации целей, задач и функций государства. Определенную роль в становлении и развитии исторически обусловленных форм и методов государственной административной организации играют общая система общественных отношений, форма собственности и гуманистические принципы современного права. Переходные периоды в развитии государства всегда характеризуются резким возрастанием роли и значения субъективных элементов, в том числе и управления. Государственное управление выступает одним из активных рычагов решения социально-экономических и иных проблем, и его содержание, формы, методы и стиль должны постоянно совершенствоваться с точки зрения эффективности, соответствовать требованиям времени. Она должна повышать качество жизни и образ жизни граждан, управлять важнейшими процессами, происходящими в обществе, укреплять законность и правопорядок. Это особенно важно в условиях современного мира, когда государства не могут допустить, чтобы жизнь их граждан попала в огромную и практически необратимую зависимость от глобальных экономических процессов, над которыми они не имеют никакого контроля.
Государственное управление – это одна из разновидностей социального управления, которое возникает в обществе для регулирования общественных отношений и воздействия на общество в целях его упорядочения, поддержания, совершенствования и развития. Государственное управление, в свою очередь, может рассматриваться как деятельность органов, относящихся к любой ветви государственной власти, но такое расширительное толкование не учитывает особенностей каждой отдельной сферы. В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность исполнительных органов государственной власти на любом уровне [12.с.199].
Г.В. Атаманчук обращает внимание на то, что "Государственное управление - это практическое, организационное и координирующее воздействие государства на общественную жизнь народа, опирающееся на его авторитет для ее упорядочения, поддержания и преобразования".
Б.М. Лазарев обращал внимание на ярко выраженный организационный и исполнительно-распорядительный характер государственного управления.
И.Л. Бачиро утверждал, что государственное управление "представляет собой целенаправленное и организационное воздействие государственных институтов на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных особенностей государства на определенных этапах его исторического развития".
Государственные структуры - это система институтов, посредством которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигаются цели и задачи, стоящие перед государством на различных этапах его развития. Государственный аппарат - важнейшая составляющая государства. С его помощью осуществляется государственное управление в самом широком смысле слова [16.с.76].
Процесс федерализации может развиваться в трех направлениях: централизация, децентрализация и стремление к балансу (наиболее сложный путь). Процесс поиска рационального сочетания централизации и децентрализации интересов федерации и ее субъектов, централизации и децентрализации управленческих функций является непрерывным и представляет собой важнейшее направление государственной политики, способствующей развитию демократии. Само государство, представляющее собой сложную организационно-правовую систему управления, все более способствует активному участию масс в реализации административно-управленческих функций. Совокупность составляющих государства - население (граждане), территория и границы, статистика и функции органов государственной власти, налоги и бюджет, официальное участие в международном сообществе - все более убедительно доказывает, что Россия является федеративным, социальным и правовым государством.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - 4 июля. - № 144.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 52 (часть I). - Ст.8973.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.05.2024) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822
2.Учебная и научная литература:
4. Авакьян, С. А. Проблемы организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ / С.А. Авакян // Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах РФ. М.: Норма,-2020. -№2. -С41-45.
5. Батудинова, В.С. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления/В.С. Батудинова// Вестник РУДН, серия Политология. - 2021.- № 4.-С.31-37.
6. Белявский, Д.С. К вопросу о понятии и признаках органа местного самоуправления /Д.С. Белявский// Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. -2022.-№4.-С.169-173.
7. Борискова, И.В. Конституционный принцип единства системы государственной власти в Российской Федерации /И.В. Борискова//Территория науки. - 2020.- № 2. - С.22-28.
8. Еремейкина, О.Л. Принцип верховенства Конституции РФ во взаимодействии органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления/ О.Л. Еремейкина// Известия Алтайского государственного университета. -2020.- №3.-С.11-17.
9. Ивашкова, О.Ю. Проблемы развития судебной системы РФ /О.Ю. Ивашкова//Смальта. -2020.-№3.- С.151-156.
10. Кибак, И.А. Соблюдение принципов законотворческой деятельности/ И.А. Кибак// Вестник Челябинского государственного университета. -2021.-№2. - С.10-15.
11. Ковешников, Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия/ Е.М. Ковешников//Норма. -2020.-№3.-С.190-196.
12. Сомова, О. А. Правовые основы взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления/О.А. Сомова//Смальта. -2020.-№4. - С.199-204.
13. Стрончина, М.Н. Принципы организации местного самоуправления /М.Н. Стрончина// Вестник государственной службы. - 2023.- №8.-С.24-29.
14. Стукалова, O.A. Наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъекта РФ /О.А. Стукалова//Закон и право. - 2021.- № 9.-С.44-48.
15. Тарасьян, H.A. Компетенция органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере /Н.А. Тарасьян// Армавир: Армавирский православно-социальный институт. -2020.-№2.-С.12-17.
16. Уваров, A.A. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления /А.А. Уваров// Государство и право. - 2020.-№10.-С.76-81.
17. Юдина, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Юдина ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. 453 с.
Электронные ресурсы:
18. СПС Консультант плюс // http://www.consultant.ru.