Фрагмент для ознакомления
2
Физическое воспитание и спортивная подготовка детей и взрослых — это важная и актуальная тема в современном обществе. В условиях современного образования и образа жизни людей, физическое здоровье становится все более приоритетным. Уровень заболеваемости различными хроническими заболеваниями в мире постоянно растет, что связано в первую очередь с сидячим образом жизни, плохим питанием и недостатком двигательной активности.
Таким образом, физическое воспитание и спортивная подготовка детей и взрослых являются актуальной проблемой, требующей серьезного исследования.
Цель данного исследования заключается в изучении теории и методологии современного физического воспитания, а также в рассмотрении практических и организационных основ физического воспитания и спортивной подготовки населения разных возрастных групп.
Задачи исследования включают в себя изучение основных подходов к современному физическому воспитанию, анализ основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в этой области, а также поиск путей решения этих проблем.
Для достижения поставленных целей и задач в ходе исследования будут использованы различные методы, включая анализ научной литературы, статистические данные, опросы и наблюдения из научных статей.
Теоретическая база исследования будет основана на работах таких авторов, как Амиралиева Е.А., Бахмат В.И., Шлемова М.В., Чернышева И.В., Казначеев В.А., Жукова Полина Алексеевна, Калашникова Раиса Викторовна, Перевалова Лидия Эдуардовна, Лукманова Н.Б., Малинин А.В., Пухов Д.Н., Никитушкин В. Г., Пащенко Л.Г., Федорова Светлана Юрьевна, Столяров В.И., Хворых В. А. и многих других исследователей, чьи работы посвящены проблемам физического воспитания и спортивной подготовки.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты его могут быть использованы для разработки новых программ физического воспитания и спортивной подготовки.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы тренерами, педагогами и родителями для повышения уровня физической активности у детей и взрослых, что, в свою очередь, способствует улучшению качества жизни и общего состояния здоровья человека.
Таким образом, исследование по теме "Физическое воспитание и спортивная подготовка детей и взрослых" является актуальным и значимым, так как позволит расширить наши знания о методах и организации физического воспитания и спортивной подготовки, а также поможет найти пути решения основных современных проблем в этой области.
Теория и методика физического воспитания являются ключевыми дисциплинами, которые тесно связаны с такими областями знания, как анатомия, физиология, педагогика и биомеханика [8]. Физическое воспитание рассматривается как комплексный педагогический процесс, направленный на организацию активной познавательной, воспитательной и физкультурно-оздоровительной деятельности школьников.
У теории физического воспитания есть два основных объекта изучения. Одним из них является выявление общих закономерностей физического воспитания как педагогического процесса, которые применимы ко всем категориям населения, включая детей, взрослых и профессиональных спортсменов [13]. Другим объектом изучения является выявление специфических закономерностей физического воспитания и их реализация в конкретных педагогических процессах.
Кроме того, область физического воспитания включает три основных направления. Общее физическое воспитание направлено на укрепление здоровья и поддержание работоспособности, физическое воспитание с профессиональной направленностью ориентировано на подготовку к конкретным видам трудовой и военной деятельности, а физическое воспитание со спортивной направленностью предназначено для специализации в определенном виде спорта и достижения высоких результатов [13].
Теория и методика физического воспитания рассматриваются как интеграционная наука, включающая широкий спектр проблем, связанных со смежными областями знания [9]. Для исследований в этой области используются как специализированные методики, так и методы смежных наук, таких как социология, психология, физиология и другие. Исследования в области теории и методики физического воспитания начинаются с введения, в котором обосновывается актуальность исследования, определяются цель, научная новизна, практическая значимость, предмет и объект исследования, формулируются гипотеза и задачи эксперимента. Методы изучения основаны на анализе теоретической и научно-практической литературы, а также на педагогическом исследовании.
Существует несколько методов педагогического исследования, которые широко применяются. Один из них — это наблюдение. Педагогическое наблюдение основано на восприятии деятельности детей и анализе работы педагога [6]. Оно может быть непосредственным или опосредованным, открытым или скрытым, и специально организуется для изучения педагогического процесса. Во время наблюдения регистрируются факты и параметры движения, функционального состояния организма, а также проводится беседа для изучения личности детей и педагогов.
Еще одним методом исследования является анкетирование. В этом методе используется специально разработанная анкета с вопросами и вариантами ответов, которые потом анализируются с помощью математической статистики.
Изучение документации и продуктов деятельности - третий метод, который широко применяется в исследованиях по физическому воспитанию. При этом изучается различная документация, планирование и учет разнообразных форм двигательной деятельности, а также данные физического развития и подготовленности.
Педагогический эксперимент — это организованная деятельность педагога-исследователя и детей с заранее заданными исследовательскими целями [11]. Он включает в себя констатирующий, формирующий и итоговый этапы, каждый из которых имеет свои задачи и направлен на анализ состояния, разработку нового содержания и методики, а также сравнительный анализ результатов работы до и после эксперимента.
Следовательно, теория и методика физического воспитания — это научная и учебная область, включающая в себя знания о значении и месте физического воспитания в жизни человека и общества, а также его функционировании и развитии [9]. Изучение данной дисциплины направлено на анализ физических способностей и возможностей человека, которые могут изменяться под влиянием физического воспитания.
Основной целью теории и методики физического воспитания является обобщение опыта, понимание сущности этого процесса, разработка целей, задач и принципов, а также оптимальных методов управления им.
В рамках данной области можно выделить три основных направления: социологическое, педагогическое и биологическое [13]. Социологическое направление исследует роль физического воспитания в обществе, его социальные аспекты и взаимосвязь с другими явлениями. Педагогическое направление фокусируется на управлении процессом физического воспитания и его разнообразием. Биологическое направление изучает воздействие физической активности на организм человека, оптимальные нормы активности для здоровья, а также условия, благоприятно влияющие на жизненную активность и здоровье организма.
Теория физического воспитания и развития ребенка связана с комплексом научных дисциплин. Одни из них изучают социальные закономерности развития и организации физической культуры, влияние физических упражнений на организм и психику ребенка, а также применение средств и методов педагогического воздействия (общая теория и методика физической культуры, общая и дошкольная педагогика, психофизиология физического воспитания, детская психология).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амиралиева Е.А., Бахмат В.И., Шлемова М.В., Чернышева И.В. ПОЛЬЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 72-72; URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5567
2. Жукова Полина Алексеевна, Хомутова Елена Васильевна Особенности физического воспитания современных дошкольников // Наука-2020. 2019. №6 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-fizicheskogo-vospitaniya-sovremennyh-doshkolnikov
3. Казначеев, В. А. Актуальные проблемы современного физкультурного образования и пути их решения / В. А. Казначеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 14 (409). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/409/90055/
4. Калашникова Раиса Викторовна, Перевалова Лидия Эдуардовна ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА // E-Scio. 2023. №3 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-i-eyo-vliyanie-na-zdorovie-cheloveka
5. Лукманова Н.Б., Малинин А.В., Пухов Д.Н. ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // ТиПФК. 2023. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-kak-determinanta-formirovaniya-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-detey-shkolnogo-vozrasta
6. Никитушкин, В. Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, Е. Н. Чернышева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 279 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17034-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539408
7. Пащенко Л.Г. Физическая активность и мотивы занятий физической культурой и спортом взрослого населения в России и за рубежом // Вестник НВГУ. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-i-motivy-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-vzroslogo-naseleniya-v-rossii-i-za-rubezhom
8. Столяров В.И. (2015) Теория и методология современного физического воспитания (состояние разработки и авторская концепция). – «Автор». – 1124 с.
9. Теоретические основы дисциплины «Физическая культура и спорт» : учебно-методическое пособие для студентов всех направлений подготовки высшего образования – бакалавриата / сост. Е. А. Сергиевич, Л. П. Пягай. – Омск: Изд-во ОмГА, 2018. – 224 с.
10. Федорова Светлана Юрьевна ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ДЛЯ ДЕТЕЙ (ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-vidov-sporta-dlya-detey-organizatsionno-metodicheskiy-aspekt
11. Физическая культура. Теоретические основы физического воспитания: учебное пособие для вузов / И.А. Пахамович, А.Ф. Тру-бицин. – Орел: ОрелГТУ, 2010. – 216 с.
12. Фроленков Василий Николаевич ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ - ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА // Наука-2020. 2022. №5 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskaya-aktivnost-vazhneyshaya-sostavlyayuschaya-zdorovya-cheloveka
13. Хворых В. А. Теория и методика физического воспитания // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-1