Фрагмент для ознакомления
2
Суть любого современного образовательного процесса полностью регламентирует ФГОС на всех этапах образования, от дошкольного, до вузовского. ФГОС предъявляют соответствующие требования к организации любой образовательной среды. Эти подходы не должны противоречить содержанию современных инновационных парадигм, которые отличаются от традиционной образовательной модели [20].
Под поликультурным образовательным пространством понимают специально организованную социальную среду, которая отражает специфические характеристики многообразия культур участников образовательного процесса. Такого рода среда способствует естественному процессу взаимодействия участников между собой.
Основной целью поликультурной среды является формирование у каждой личности осознанных позитивных ценностных ориентаций по отношению к своей культуре и культуре других народов. Это позволяет решить следующие социальные и образовательные задачи:
-реализация индивидуального подхода к каждому субъекту образования;
-формирование и развитие этнокультурной компетентности субъектов образования;
-целенаправленное и осознанное взаимообогащение культур путём развития интеграционных процессов.
Чтобы всё это успешно осуществить и реализовать, участники процесса должны иметь соответствующее мышление в области поликультурного образовательного пространства [12].
Поликультурное образовательное пространство определяется как территориально обозначенное пространство. Оно отражает специфичные характеристики культурного многообразия и служит универсальной образовательной средой социализации всех тех, кто обучается в той, или иной среде (представители разных национальностей).
Одной из актуальных целей развития поликультурного образовательного пространства является формирование субъекта, который способен к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде. Учащийся субъект должен обладать развитым чувством понимания и уважения других культур, умеет жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований и др. [15].
Поликультурное пространство - это часть среды, которая окружает личность и представляет собой совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания. Это выражается в людях, их поведении, народных традициях, обычаях. К принципам поликультурного образования относят:
-принцип диалога и взаимодействия культур;
- принцип стратегии интеграции и консолидации во взаимодействии;
- принцип овладения содержанием поликультурного образования;
-принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей;
-принцип учета национального и культурного факторов.
У обучающегося субъекта это проявляется в способности успешно решать стоящие перед ним задачи и решать возникающие при этом противоречия. Такое мышление возникнет лишь в том случае, если субъект в состоянии осмысливать все те преобразования и новые подходы, которые в настоящее время осуществляются в поликультурной образовательной среде. Речь может идти об отношениях субъектов образовательного процесса, о формировании у обучающихся новых образовательных результатов и др.
Современные педагогические процессы, где педагог является сегодня активным исследователем, позволяют создавать педагогические теории и концепции, делать новые методические открытия. Всё это даёт возможность по-новому подходить к обучению, воспитанию и развитию [6]. В современной педагогике и современной поликультурной образовательной среде чаще всего выделяют четыре ведущих парадигмы образования:
1. Когнитивная.
2. Личностно ориентированная.
3. Функционалистская.
4. Культурологическая.
На практике чаще всего говорят о личностно ориентированной парадигме, которая рассматривается как личностно ориентированный подход в обучении. В современной образовательной среде личностно ориентированная парадигма рассматривается в совокупности с системно-деятельностным подходом, который регламентирует ФГОС на каждой образовательной ступени, от дошкольной образовательной организации, до вузовского обучения.
Когнитивная парадигма относится к познанию, реализуемому на основе мышления субъекта, следовательно, это направление важно учитывать в любой образовательной среде и при любых подходах.
Цель обучения традиционного образования заключалась в формировании у субъекта соответствующих предметных знаний, умений и навыков. В современной образовательной среде речь идёт о ином, обобщённом результате образования. В качестве одного из основных требований ФГОС к результатам образования выступает овладение личностными универсальными действиями [33].
Они призваны обеспечить овладение субъектами ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Владение всем комплексом личностных универсальных действий даст ученикам многое, и прежде всего – даст возможность самостоятельно открывать для себя новые понятия и способы действий. Для этого каждому педагогу необходимо перестроиться, с транслятора знаний на педагога – проектировщика, который полностью владеет всем современным педагогическим арсеналом в виде продуктивных образовательных и информационно – коммуникационных технологий.
Каждому субъекту образования необходимо научиться ставить цель и намечать план по ее достижению. Цель – это, прежде всего, предвосхищаемый результат. Это означает, что каждому необходимо учиться прогнозировать и таким образом можно рассматривать каждое универсальное учебное действие.
Под организационно-педагогическими условиями развивающей образовательной среды в данном случае, которое подразумевают современные парадигмы нового мышления и поликультурного образовательного пространства, понимают возможности содержания, методов организационных форм обучения для решения задач поликультурного образования. Это целостный педагогический процесс, сознательно сконструированный и спроектированный педагогом, который предполагает достижение определенного результата в ходе педагогического воздействия [12].
Целесообразно рассмотреть критерии результативности урока, выстроенного на основе системно – деятельностного подхода.
1. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Ученик способен обнаружить своё незнание и оценить свою готовность и должен видеть причины собственных затруднений и др.
2. На уроке и во внеурочной деятельности используются разнообразные педагогические технологии (прежде всего, игровые, проектные и учебно-исследовательские), а также соответствующие им формы, методы и приемы обучения, которые позволяют повысить степень активности школьников.
3. Учитель владеет технологией диалога.
4. Учитель обучает учеников формулировать проблемы и правильно адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.
6. Ученики хорошо владеют навыками самоконтроля и самооценки.
7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика.
8. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию и иное мнение.
9. Стиль и тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества.
10. Психологический комфорт для каждого ученика на уроке.
Педагог работает в парадигме личностно ориентированного и деятельностного подходов и на этой основе выстраивает любые отношения педагогов и учеников. Своих воспитанников педагог рассматривает как формирующихся творческих личностей, обладающих своим мышлением, пониманием окружающего мира и умением в нем существовать. Педагог в своём запасе должен иметь множество педагогических технологий, методик, приёмов как для процесса обучения, так и для процессов воспитания.
Педагогические условия должны охватывать все элементы педагогического процесса, содержательные и процессуальные. Под содержательными аспектами понимают содержание образования, а под процессуальными - образовательные технологии, методы и формы организации образовательного процесса, стиль обучения и др. [28].
Именно в соответствии с данными аспектами, и с учетом выполняемой функции исследователи выделяют определённые организационно-педагогические условия. Рассмотрим это на примере формирования у субъекта способности прогнозировать. При индивидуальном подходе и дифференцированном обучении каждый сегодня должен уметь прогнозировать собственные учебные достижения, в том числе, в поликультурном образовательном пространстве, где предусмотрены непрерывные коммуникации субъектов обучения. Какими именно компетенциями должен владеть педагог, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность по формированию у обучающихся умения прогнозировать. Эти процессы всегда являются целостными, и педагогу невозможно формировать у учеников какое - либо одно качество, или одно учебное действие. Педагог должен быть способен в целом использовать возможности поликультурной развивающей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных, предметных результатов, сформированных компетенций и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.В. Теория и практика обучения русскому языку.
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с.
2. Алипулатова, Н. С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур [Электронный ресурс] // Журнал «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки». – 2013. № 1. – С. 104-106 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vneurochnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-v-dialoge-kultur (дата обращения: 31.05.2024).
3. Акишина, А. А. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного [Текст] / А.А. Акишина. – М.: Русский язык. Курсы, 2005. – 256 с.
4. Антонова, В. Е. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т [Текст] / В.Е. Антонова. – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2012. – 200 с.
5. Афанасьева, Н.А. Палитра стилей: учебное пособие по стилистике
русского языка для иностранцев [Текст] /Н.А. Афанасьева. – СПб.: Златоуст, 2012. – 116 с.
6. Афанасьева, Н.А. и др. Русское слово. Учебный комплекс по
русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень [Текст] /Н.А. Афанасьева. – М.: Академия, 2006. – 184 с.
7. Балыхина, Т.М. Методика преподавания русского языка как
неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. [Текст] / Т.М. Балыхина. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2017. – С. 118-124.
8. Бархударова, С.Г. Большой орфографический словарь русского
языка: более 106 000 слов [Текст]/ Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко и Л. И. Скворцова – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс [и др.], 2007. – 1150 c. Блинова З.В. Фестиваль фразеологизмов [Текст] // РЯШ. 2009. N 5. С. 48 – 51.
9. Воробьева, М.А. Формирование системы мотивации педагогических работников [Текст] / М.А. Воробьева. //Педагогическое образование в России. - 2016. - N2. - С. 57-61.
10. Вертий, И.А. Мотивация как фактор развития профессионализма педагогов /И.А. Вертий - текст: непосредственный // Кафедра государственного управления и таможенного дела. - Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко https://scientifictext.ru/images/PDF/2018/DNO-7-29/motivatsiya2.pdf (дата обращения: 31.05.2024).
11. Виноградова, Г.А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога [Текст] / Г.А. Виноградова. //Вестник Самарского государственного университета. - 2015. - No4. - С. 197.
12. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы [Текст] /Н. Л. Галеева. //Методист. - 2015. - No3. - С. 2-12.
13. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Текст] / И. М. Гурова. О.В. Гурова Н Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. – N 18. - С. 106-119.
14. Гавриленко, Д.С. Лингвистический КВН «Часть речи – имя
существительное» [Текст] /Д.С. Гавриленко. - РЯШ. 2005. N 2. С. 48 – 49.
15. Галеева, Н.Л. Правовое поле деятельности современного учителя: проблемы и ресурсы [Текст] /Н.Л. Галеева. //Методист. - 2015. - N3. - С. 2-12.
16. Гурова, И.М. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности [Текст] / И. М. Гурова. О.В. Гурова. - Экономика и социум: современные модели развития. - 2017. – N 18. - С. 106-119.
17. Зайцева, И.А. Внеаудиторная работа по русскому языку как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса в экономическом вузе (на примере подготовительного факультета для иностранных граждан) / И.А. Зайцева. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 31.05.2024).
18. Злобина, Ю.И. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения РКИ [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». – 2018. № 2. – С. 97-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer (дата обращения: 31.05.2024).
19. Ильенко, Л.П. Новые модели службы в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Л.П. Ильенко. – М.: АРКТИ, 2011. – 64 с.
20. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / В.А Кальней, С.Е Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
21. Кулагин, В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании [Текст] / В.П. Кулагин - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 4159-4174.
22. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. – 222 с.
23. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2012. – 136 с.
24. Куриленко, Л.В. Развивающаяся школа – школа инновационная [Текст] / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2018. – 166 с.
25. Кальней, В.А. Школа: мониторинг качества образования [Текст] / В.А Кальней, С.Е Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.
26. Кулагин, В.П. Механизмы формирования мотивации персонала с целью повышения эффективности управления инвестиционными ресурсами компании [Текст] / В.П. Кулагин - текст: непосредственный // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 4159-4174.
27. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. – 222 с.
28. Коршун, Н.С. Преподавание русского языка как родного, неродного, государственного в учебной и внеучебной деятельности (в том числе в поликультурной среде) с использованием инновационных практик, создание языковой среды [Электронный ресурс] // – 2018. URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/11/22/metodicheskie-rekomendatsii-prepodavanie-russkogo-yazyka-kak (дата обращения: 31.05.2024).
29. Котлярова, И.О. Инновация и повышение профессиональной педагогической квалификации кадров [Текст] / И.О. Котлярова. – Челябинск: ИДПОПР, 2017. – 136 с.
30. Куриленко, Л.В. Развивающаяся школа – школа инновационная [Текст] / Л.В. Куриленко. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2018. – 166 с.
31. Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики [Текст] / Н.И. Лапин. - М.: Университетская книга; Логос, 2008 – 328 с.
32. Магасумова, Г.Ф. Подготовка к введению профессионального стандарта «Педагог» в образовательной организации (управленческий аспект) [Текст] / Г.Ф. Магасумова, А.В. Коптелов. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2016. - No2. - C.5-11.
33. Маркина, Е.И. Проектирование системы научно-методической работы в условиях введения профессионального стандарта педагога [Текст] / Е.И. Маркина. //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. -No1. - С. 60-61.
34. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2011. - 366 с.
35. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в XXI веке: учебное пособие [Текст] / В.И. Маслов. - М.: Эксмо, 2008. - 365 с.
36. Макарова, Т.М. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.И. Макарова. - часть 2. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.
37. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
38. Морозова, Т.В. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений [Текст] / Т.В. Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2011. – 160 с.
39. Монахов, В.М. Проблемы стандартизации и инструментализации современной профессиональной деятельности учителя математики [Текст] / В.М. Монахов. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - No1. - С. 40-53.
40. Макарова, Т.М. Планирование и организация методической работы в школе [Текст] / Т.И. Макарова. - часть 2. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2008. – 160 с.
41. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст] / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н Меньшикова. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
42. Новикова, Н.С. Русский язык как иностранный. Н.С.Новикова,
О.М.Щербакова. [Текст] / Н.С. Новикова. – М.: Флинта: Наука, 2012. – 368 с.
43. Оглуздина, Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам [Текст] / Т.П. Оглуздина. - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. - Вып. 2 (104). - С. 91–94.
44. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как
иностранного [Текст] / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2010. – 334 с.
45. Яковлев Е.В. Педагогическая система с позиции системного подхода [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева //Актуальные проблемы управления качеством образования. No6 – Челябинск, 2001. – 136 с.
46. Ямбург, Е.А Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.