Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире, математика является одним из важнейших предметов в школьной программе. Она развивает логическое мышление, учит анализировать информацию и применять полученные знания на практике. Одним из важных аспектов математики является изучение геометрических понятий, в частности, площади прямоугольника.
Однако многие учителя сталкиваются с трудностями при объяснении этой темы младшим школьникам. Дети часто испытывают затруднения в понимании абстрактных понятий и математических операций. В связи с этим возникает необходимость использования различных методов и подходов для эффективного обучения.
Одним из таких методов являются дидактические игры.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организованных в виде учебных игр, которые реализуют принципы активного и игрового обучения. Они отличаются наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Они позволяют сделать процесс обучения интересным и увлекательным, а также помогают детям лучше усвоить новый материал. В данной курсовой работе будут рассмотрены возможности использования дидактических игр для формирования у младших школьников умения вычислять площадь прямоугольника.
Методологической основой исследования являются работы таких авторов как Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, И.М. Сеченов, И.И. Аргинской, М.А. Бантовой, Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и др.
Объект - формирование умения вычислять площадь прямоугольника у младших школьников.
Предмет-использование дидактических игр на уроках математики.
Цель: Формирование у младших школьников умения вычислять площадь прямоугольника с помощью дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия «дидактическая игра» в психолого – педагогической литературе.
2. Рассмотреть методику работы по изучению темы «площадь прямоугольника в начальной школе».
3. Определить влияние дидактических игр на формирование умения вычислять площадь прямоугольника.
4. Провести диагностику сформированности умения вычислять площадь прямоугольника у младших школьников.
5. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр направленных на формирование умения вычислять площадь прямоугольника.
6. Провести анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
Область - педагогика, методика математики.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, наблюдение, эксперимент.
База исследования:
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Современная педагогика рассматривает понятие «игра» с разных точек зрения. Например, П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров определяют игру следующим образом: «Игра — это то, что задумано и сделано; мысли и действия субъекта, когда он полностью вовлечён в процесс с чётким намерением достичь видимого результата» [15, с. 123].
По мнению Г. К. Селевко, игра — это особый вид деятельности, происходящий в определённой ситуации и направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта. В процессе игры формируется и совершенствуется способность индивида управлять своим поведением [12, с. 78].
Игра для ребёнка — это активная форма изучения окружающего мира. Она помогает развивать интеллект, силу воли и физические способности, которые в совокупности формируют личность.
Согласно отечественным психологам, педагогам и философам, понятие игры обширно и разнообразно. По мнению советского философа и методолога Г. П. Щедровицкого, игра представляет собой:
- Особую связь ребёнка с окружающим миром.
- Особую активность ребёнка, которая трансформируется и разворачивается как его субъективная деятельность.
- Социально заданный и усвоенный ребёнком вид активности.
- Процесс, в ходе которого происходит освоение разнообразного содержания и развитие психики ребёнка [19, с. 66].
- Социально-педагогическую форму организации детской жизни.
Известный российский психолог П. Ф. Каптерев также внёс значительный вклад в изучение игр. Он считал, что в процессе обучения ребёнку важно развивать способность концентрировать внимание на разных предметах, и игра может помочь в этом. «Постоянная внимательность, необходимая в игре, способствует развитию органов чувств: глазомера, слуха, рук и ног. Ни одно действие противника, даже его намерения, не должно ускользнуть от внимательного взгляда, чуткого уха, и против любой атаки следует немедленно применить контратаки», — писал он [6, с. 155].
Педагогический потенциал игры огромен и практически неисчерпаем. Она оказывает сильное влияние на эмоциональное состояние ребёнка и способствует формированию различных навыков, таких как коммуникация, принятие решений и ответственность. Игра развивает организационные навыки, эмпатию и способность помогать другим в сложных ситуациях.
Немецкий психолог К. Гросс впервые предпринял попытку систематически исследовать игру. Он утверждал, что игровая активность — это начальная школа поведения и жизненного опыта. Благодаря игре люди получают пользу [5, с. 34].
Согласно Л. С. Выготскому, игра основана на воображаемой ситуации, которая представляет собой разрыв между реальностью и нереальностью, или мнимым полем. В своей работе «Игра с точки зрения Л. С. Выготского» он отмечает, что детская игра в больнице характеризуется тем, что ребёнок одновременно плачет, как больной, и радуется, как игрок [3, с. 58].
Д. Б. Эльконин определяет игру как человеческую деятельность, в рамках которой воссоздаются социальные связи между людьми в отрыве от непосредственной утилитарной активности.
Дидактическая игра — это многогранное и сложное педагогическое явление. Она служит игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и инструментом всестороннего развития личности ребёнка [20, с. 90].
Дидактическая игра — это обучающее развлечение, направленное на решение определённых образовательных задач. В то же время она способствует воспитанию и развитию ребёнка через игровую деятельность.
Дидактическая игра состоит из следующих элементов:
- дидактическая задача,
- игровой замысел,
- игровое начало,
- игровые действия,
- правила игры,
- подведение итогов [3, с. 87].
Дидактические игры бывают сюжетно-ролевыми, играми-упражнениями, коллективными, групповыми и индивидуальными.
Дидактические игры имеют разную структуру. В одних присутствуют все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, правило, в других — только некоторые из них: действие или правило. Поэтому дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, состоящие из отдельных элементов. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием и правилом. В играх-упражнениях она выражена явно.
Дидактические игры могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными. Некоторые исследователи разделяют игры на наглядные и словесные. Наглядные игры включают использование демонстрационных и раздаточных материалов, а также игрушек. Словесные игры основаны на опыте и наблюдениях детей и используются для систематизации и обобщения знаний [8, с. 87].
Дидактическим играм свойственны определённые функции, выделенные И. С. Гринченко, А. П. Усовой и В. Н. Аванесовой. Эти функции включают:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аскарова, А. А. Основные задачи изучения геометрического материала в начальной школе [Текст] / А. А. Аскарова, Р. В. Канбекова // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы : сб. материалов V Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. Б. Абдуллина. – Стерлитамак, 2016. – С. 17-23.
2. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] : учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – М. : Просвещение, 1984. – 336 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - С. 56–79.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М. : Смысл, 2013. – 11-36 с.
5. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К., 1916. 567 с.
6. Каптерев, П. Ф. (1849-1922). О детских играх и развлечениях / [Соч.] П.Ф. Каптерева. - Санкт-Петербург : тип. Е. Евдокимова, 1898. - 58 с.
7. Ковалева, И. В. Формирование математических понятий: методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ [Текст] / И. В. Ковалева // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов : материалы XV междунар. науч.-практ. конф., 12-13 мая, 2008, г., Челябинск. – М., 2008. – С. 319-322.
8. Моро, М. И. Методика обучения математике в 1-3 классах [Текст] : пособие для учителя / М. И. Моро, А. М. Пышкало. – М. : Просвещение, 2023. – 336 с.
9. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) [Электронный ресурс] : утв. приказом М-ва образования и науки Рос. Федерации от 06 окт, 2009 г. № 373 – URL : http://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 26.05.2024).
10. Рудницкая, В. Н. Математика в начальной школе: устные вычисления. 1-4 классы [Текст] : метод. пособие / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М. : Вентана - Граф, 2011. – 190 с.
11. Сахарова, С. М. Наглядная геометрия. 1-4 классы [Электронный ресурс] : рабочая программа внеуроч. деятельности по науч.-познават. направлению для нач. кл. / С. М. Сахарова. – URL : https://videouroki.net/- razrabotki/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-po-nauchnopoznavatelnomu-napravleniyu-dlya-nachalnykh-klassov-naglyadnaya-geometriya1-4-klassy.html (дата обращения: 15.05.2024).
12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование,2005 – 145 с.
13. Степанова, О. А. Игровая школа мышления [Текст] : метод. пособие для учителей нач. шк., педагогов ДОУ и родителей / О. А. Степанова. – М. : Сфера, 2003. – 128 с.
14. Петерсон, Л. Г. Обучение ребенка логике [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2007. – 188 с.
15. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров // Учебное пособие. -М., 1996.- С. 38-39.
16. Пирогова, М. М. Математика – это замечательно! [Текст] : конспект внеклас. занятия / М. М. Пирогова// Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент. ». – 1999. – № 6. – С. 2-3.
17. Тихомирова, Л. Ф. Логическое мышление у детей [Текст] : популяр. пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басова. – Ярославль : Акад.я развития, 2005. – 205 с.
18. Фаустова, Н. П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе [Текст] / Н. П. Фаустова // Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 70-72.
19. Щедровицкий, Г. П. (1929-1994). Организационно-деятельностная игра [Текст]: cборник текстов / Г. П. Щедровицкий. - Москва: Наследие ММК, 2004-2005. 1. т. 9, 1 [Текст]. - 2004. - 285 с.
20. Эльконин Д.Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин // В кн.: Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. - М., 1978. - С. 12.