Фрагмент для ознакомления
2
Проблемой формирования вычислительных навыков и умений у учащихся начальных классов занимались в разное время многочисленные методисты и практики, такие как Е.С. Дубинчук, А.А. Столяр, С.С. Минаева, Н.Л. Стефанова, Ю.Ф. Чекмарева, М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева и др.
Вычислительный навык – это высокий уровень развития вычислительных приемов. В целом, можно сказать, что под вычислительным навыком понимается «автоматический вычислительный прием» [3, с. 85]. Важно также ввести и понятие «вычислительный прием», при котором понимается комплекс математических операций, апробация которых приведет к результату.
Исследователь М.А. Бантова отмечает, что «формирование вычислительных навыков у младших школьников возможно только при условии, что последний будет знать, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять при математическом действии» [2, с. 39].
Полноценные вычислительные навыки учащихся характеризуются следующими показателями.
Правильность - учащийся правильно находит результат арифметического действия над заданными числами, правильно выбирают и выполняют операции, составляющие прием.
Осознанность - обучающийся знает, какие операции выбираются и в каком порядке. Осознанность демонстрируется способностью учащегося объяснить, как он решил задачу и почему он смог решить ее таким образом. В процессе освоения навыка интерпретацию следует постепенно сокращать.
Рациональность – это способность учащихся выбирать рациональный подход к ситуации исходя из конкретных обстоятельств. Рациональность напрямую связана с умением.
Обобщение - учащийся может применять технику счета во многих ситуациях, то есть переносить технику счета на новые ситуации.
Автоматизм - учащийся быстро выбирает и выполняет операции, но может вернуться к объяснению выбора операционной системы.
Прочность - это когда учащийся сохраняет и апробирует числовые навыки, которые он развил в течение длительного периода времени.
Формирование у учащихся вычислительных навыков означает следующим требованиям: нахождение числового значения какого-либо выражения, определение того, какие операции необходимо выполнить и в какой последовательности, то есть определение порядка выполнения операций для каждого случая [10].
Исследования авторов (А.В. Белошистая, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева) показали, что многие первоклассники испытывают трудности при формировании навыков сложения и вычитания [2], [3], [8].
Основным понятием в курсе начального обучения математики в части изучения натуральных чисел является понятие «концепт». Под которым понимается область рассматриваемых чисел, которые выделены по общему признаку.
Натуральные числа в начальной школе изучаются с помощью концептов. Только в учебниках Н. Б. Истоминой выделяются не концентры, а
темы: «Однозначные числа», «Двузначные числа» и другие, что способствует пониманию детьми различий между числом и цифрой [9].
Концентр – это область рассматриваемых чисел, имеющая общие признаки. В начальном курсе математики выделяются следующие концентры: десяток, сотня (2 этапа - от 11 до 20; от 21 до 100); тысяча и многозначные числа [9].
В концепте «Десяток» учат счету, сложению, вычитанию, умножению и делению, что помогает учащимся разбить их на отдельные понятия:
- ознакомление с новой счетной единицей - десятью и новым термином - разрядом;
- устное приобретение и письменные расчеты на основе особенностей арифметических операций, связей между их составляющими и результатами;
- изучить таблицы сложения и умножения и соответствующие случаи обратных действий - вычитания и деления;
- продолжать работать над простыми задачами и вводить сложные задачи [19], [20].
Нумерация – это техника написания чисел с помощью символов. В концепции «Десяток» нумерация изучается в два этапа:
1) устная нумерация (способ обозначения каждого натурального числа определенными словами);
2) письменная нумерация (способ записи каждого натурального числа с помощью некоторого знака) [9].
Устная нумерация учитывает следующие вопросы:
- введение новой единицы измерения и использование ее для счета предметов,
- введение новых названий категорий,
- дополнительно учитывать количество единиц разного номера
- составлять и сравнивать последовательности чисел,
- установление связи с единицами измерения [15].
Письменная нумерация обучает чтению и написанию чисел, представлению числа в виде суммы членов, а также обучению сложению и вычитанию на основе записи нумерации.
К числу арифметических действий, изучаемых в первом классе, относятся сложение и вычитание. Сложение представляет собой арифметическое действие, которое выражается посредством объединения двух единиц в одно новое число. Вычитание понимается как арифметическое действие, в котором от большего числа отнимают меньшее.
В рамках начального математического сложения младших школьников учат составлять таблицу сложения в пределах 10 и 20. Таблица сложения представляет собой случаи сложения и вычитания однозначных чисел, в контексте 10.
При изучении тема «Сложение» необходимо: сформировать прочные вычислительные навыки, добиться запоминания результатов сложения, состава чисел из слагаемых. При изучении темы «Вычитание» необходимо: развивать навыки вычитания посредством удаления части множества.
Формирование навыков сложения происходит параллельно с развитием навыков вычитания. В связи с этим методический процесс основывается на следующих принципах (Таблица 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 08.11.2022) // Справочная правовая система КонсультантПлюс – https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=424649&dst=100001#ZVrSGUTd5wOleTA5 (дата обращения: 15.05.2024).
2. Абдуллина, Л. Б. Методические аспекты формирования навыков устного сложения и вычитания у младших школьников / Л. Б. Абдуллина // Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции, Стерлитамак, 10 апреля 2018 года. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, 2018. – С. 4-6
3. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. — 1995. — №11. — С. 38-43.
4. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / А. В. Белошистая. - М. : Владос, 2005 (Великолук. гор. тип.). - 455 с.
5. Володченкова, А.А. Устный счет как средство формирования у младших школьников навыка внетабличного сложения и вычитания чисел / А.А. Володченкова // Студенческий. – 2020. - №12 -1 (98). – С. 80-81.
6. Ефимова, Ю.А. Формирование у учащихся начальной школы навыков сложения и вычитания с использованием игровых методов обучения / Ю.А. Ефимова // Социальные отношения. 2019. - №4 (31). – С. 18-28.
7. Зайцева, О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка / О. П. Зайцева // Начальная школа. – 2020 .- №1. - С. 30.
8. Ильина, О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / О. Н. Ильина // Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество». — 2021. – С. 45-48.
9. Истомина, Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. - М: Просвещение. – 1985. – 12 с.
10. Истомина, Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах: учебное пособие / Н. Б. Истомина. - М.: Академия. – 1998. – 56с.
11. Комарова О. Н. Работа по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности на уроках математики / О. Н. Комарова // Начальное образование. – 2005. - №5. – 39 с.
12. Литунова, А.Ю. Приемы активизации деятельности младших школьников в процессе формирования навыков сложения и вычитания в пределах 10 / А.Ю. Литунова // Наука и молодежь- 2020: взгляд в будущее. 2020. – С. 577-581.
13. Мартынов, И. И. Устный счет для школьника, что гаммы для музыканта / И. И. Мартынов // Начальная школа. - 2007 - №12 – С. 36.
14. Математика : 1 класс : учебник : в 2 частях : Ч. 1. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанов. – 15-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 131 с. (Школа России).
15. Математика : 1 класс : учебник : в 2 частях : Ч. 2. / М.И. Моро, С.И. Волкова, С. В. Степанов. – 15-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2023. – 113 с. (Школа России).
16. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / Иванов И. А. [и др.] под научной редакцией Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой Москва: Дрофа, 2008.- 2-е изд., испр. и доп. — 416с.;
17. Моро, М. И. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М. И. Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика. - 1977 - 248 с.;
18. Рудницкая, В. Н. Математика в начальной школе. Оценка знаний / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана-Граф. – 2020. – С. 8-10.
19. Рудницкая, В. Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 128 с. (Начальная школа XXI века).
20. Столяр, А. А. Методика начального обучения математике / Под общ. редакцией Столяра А.А. и Дрозда В.Л. — Минск Высшая школа, 1988. — 254с.
21. Туйбаева, Л. И. Устный счет как средство развития умственных способностей у младших школьников / Л. И. Туйбаева, Н. Н. Полиева// Научно-методический журнал «Проблемы педагогики». — 2015. — № 2 (3). — С.23.
22. Царева, С.Е. Формирование вычислительных умений в новых условиях / С.Е. Царева // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 51-59.
23. Чернова, Л. И. Проблема формирования вычислительных умений и навыков у школьников / Л. И. Чернова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2019 - №12. – С.35-38.