Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существующие определения понятия «лидерство» говорят о исключительном внимании исследователей к данной проблеме. К.В. Сельченка считает, что в современном мире российский социум все еще выполняет главные функции лидера мужчины, которые занимают ведущую роль в экономике, политике и других ключевых общественных сферах. На сегодняшний день развитие этой проблемы отмечается и в психологии отечественного происхождения, что подтверждено рядом экспериментальных исследований по гендерному характеру лидерства в различных социальной группе.
Наиболее важное направление изучения особенностей гендерного лидерства является исследование современного поколения молодежи по проблеме воспитания лидеров: в будущем сегодняшний лидер среди социально активной молодежи может проявлять себя как руководитель, общественные и политические лидеры, сферой их деятельности являются общества и социальных институтов. «Активная молодежь – это жизненная составляющая общества, поток энергии, неисчерпаемые интеллектуальные и физиологические силы, которые требуют выхода, благодаря этим силам можно оживить, оживить жизнь общества».
К. Бартольд и D. Martin полагают, что во время жизни любой группы, включая студенческую, важно то, как они относятся друг к другу, а также к себе. «Процесс осознания одного человека другим является обязательной составной частью взаимодействия, влияет на весь внутригрупповый процесс. В этом плане студенческая среда может рассматриваться как демонстрация, в которой формируется и проявляется новое представление о социальной роли и социальной социализации». Объектом в данной работе выступает - проявление гендерных особенностей лидерства, а предметом - представления о наличии лидерских качеств в зависимости от половой принадлежности на примере студенческих групп. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить сущность понятия «лидер» и «лидерство
- Рассмотреть социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
- Представить особенности мужского и женского лидерства.
- Провести анализ гендерной психологии лидерства
- Проанализировать гендерные теории лидерств.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Лидерство. Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
1.1 Сущность понятия «лидер» и «лидерство»
Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно определить общее лидерство. Это связано с тем, что руководитель проявляется всегда и постоянно, когда группа людей должна решать любые проблемы, которые затрагивают интересы каждого или большинства членов ее группы. Самыми заметными лидерскими отношениями становятся те случаи, когда группе предстоит перейти из одной ситуации в другую или когда группе предстоит распределить ресурсы. Поэтому лидерство является реализацией оптимальной в некоторых смыслах системы внутригрупповой коммуникации, направленной на достижение целей группы. Е. М.Зайцев считает лидерством степень, которая является ведущим активным влиянием личности-члена группы в целом на групповую деятельность.
Действительно, проблемы лидерства крайне многогранны. В нем можно найти много аспектов и каждый имеет право собственного определения. В соответствии с выбранными критериями содержание определения может быть подчеркнуто смыслом, структурой, содержанием или иным смыслом лидерства в соответствии с выбранными критериями. В большинстве случаев это связано с тем, что перед исследованием были поставлены определенные задачи. Все эти определения связаны с тем, что явление лидерства основывается на внутригрупповом взаимодействии, воздействует на внутригрупповых процессах и одновременно их обуславливает.
Основное различие между понятиями "лидер" и "лидерство" заключается в их общности и уникальности. Лидерство – это концепция, которая охватывает различные аспекты и характеристики, необходимые для успешного руководства. В то же время, лидер – это конкретный индивид, который выделяется среди других своими способностями и навыками в области лидерства.
Важно отметить, что лидерство является не только врожденным качеством, но и приобретается через опыт, обучение и постоянное самосовершенствование. Лидеры способны взаимодействовать с людьми, находить общий язык, вдохновлять их, создавать взаимовыгодные отношения и мотивировать к достижению успеха.
Однако, не все лидеры обладают истинным лидерством. Некоторые люди, благодаря своему статусу, власти или богатству, занимают руководящие позиции, но не обладают истинными лидерскими качествами. Именно поэтому лидерство и лидер отличаются друг от друга.
Лидерство – это процесс, который основан на принципах эффективного руководства, построенного на доверии, уважении и способности вдохновлять других. Лидер – это индивид, обладающий навыками и качествами, позволяющими успешно применять эти принципы в реальной жизни.
Следовательно, объединяя общность и различие понятий «лидер» и «лидерство», можно сказать, что лидерство – это концепция, описывающая принципы и характеристики эффективного руководства, в то время как лидер – это конкретный индивид, обладающий способностями и качествами, позволяющими ему успешно руководить и вдохновлять других.
По мнению Н. В. Беляевой, в процессе смены деятельности происходят значительные изменения в структурном составе группы. Таким образом, если во время учебного процесса не выявлено четкого обозначенного состава лидерства, при исследовании того же студенческого коллектива в условиях внеучебного врмени четко выявлены наиболее важные личности.
Соответственно, всё это не предусматривает актуализации функций лидера. В то время как более глубокие исследования показали, что в случае возникновения конкретных ситуаций появляются конкретные прямые цели, а осознание группой важных лидерских функций становится очень востребованным. Это вывод достаточно важный.
В соответствии с содержательными характеристиками деятельности возникают условия, когда острота востребованности проявления функций лидера группы не является однозначной. Таким образом, спокойные и равномерные действия с доминацией целей далекой перспективы при достаточно разумной системе появления элементов новаторства в условиях не создают условий для того, чтобы актуализировать функции лидера, а также требования членов группы к выполнению социальных ролей лидеров.
Поэтому можно выделить, что процесс обучения благоприятен для того, чтобы выделить лидеров среди студентов из-за их равномерности, а также небольшой степени ситуаций, которые требуют от группы принимать волевые решения. Действие, не связанное с процессом подготовки, предполагает определенные задачи, которые делают качества лидеров необходимыми для группы.
1.2 Социально-психологические особенности проявления лидерства в студенческих группах
Феномен лидерства является неотъемлемым качеством характерным для существования любого общества. Понятие лидерство вписывается во все характеристики социальной жизни общества. При этом большинство социальных психологов не удовлетворены тем, что 90 % исследований, касающихся проблемы лидерства, проведены именно в европейско-американском обществе, где проживает всего 7 % населения мира. Стоит отметить, что для современной общественной жизни характерен ещё один социальный процесс – это выравнивание социальных прав мужчин и женщин, приводящее в ряде случаев к определенной феминизации общества и становлению большого числа женщин-лидеров. Он по-разному протекает в Европе, США и странах СНГ. Таким образом, исследования, проводимые в отечественных науках, являются очень практичными. К тому же, происходящие в настоящее время изменения социально-экономической ситуации общества требуют появления новых типов руководителей, от которых помимо стандартной административной функции требуется эффективный менеджмент. Особое внимание уделяется вопросу исследований лидерства в образовании, который все более актуален в современном социокультурном мире. По мнению Б.С. Павлова, высшее образование – ключевой фактор восходящей социальной мобильности молодых людей. Современные выпускники ожидают, что должны иметь такие компетенции, как креативность, современные знания, умение быстро меняться, гибкость, решение вопросов, связанных с развитием современных экономик. Вопрос о развитии личности, которая имеет все эти востребованные качества работодателей, - один из наиболее актуальных в образовании. В группе студентов происходит динамическое развитие и модификация межличностных отношений, в том числе эмоциональных и деловых. В группах студентов осуществляется распределение ролей группы, а также есть и студенты, способные проявлять себя как лидер. В группе студентов формируются условия реализации потенциала лидера для того, кто сможет в дальнейшей перспективе возглавить потенциал лидера нашего государства: потенциальные политики и менеджеры, которые теперь являются студентами. В ближайшее время те, кто теперь обучается в ВУЗах, могут в дальнейшем реализовать свою работу как квалифицированные руководители, эффективное управление которыми может влиять на менеджмент различных социальных структур в определенной сфере жизни человека.
Особенно важно исследовать феномен лидерства у студентов первого курса, так как в первом году обучения происходит процесс образования группы образования, а соответственно развитие лидерства формируется социальный и психологический климат Группы. Исследование личности лидера среди студентов первого курса, проведенное в работе, позволяет прояснить, какие социальные и психологические особенности лидерства
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Сергейчик, Т.С. Психолого-педагогические условия формирования образовательной среды в полиэтническом пространстве вуза / Т. С. Сергейчик // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2020. — № 3. — С. 766-777.
2. Чегринцова, С. В. Лидерство и командообразование в организации: учебное пособие / С. В. Чегринцова. — Тверь : ТвГУ, 2020. — 115 с.
3. Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях глобального социально-политического шока: Материалы XXI Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23–24 ноября 2022 года : сборник научных трудов / под редакцией А. В. Колышкина [и др.]. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. — 238 с.
4. Ситников, В. Л. Психология и педагогика командообразования : учебное пособие для вузов / В. Л. Ситников, А. В. Комарова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 284 с.
5. Ливак, Н. С. Психология управления : учебное пособие / Н. С. Ливак. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2019.
6. Александрова, Н. А. Управление персоналом в современных условиях организации труда : учебное пособие / Н. А. Александрова, Н. С. Межлумян. — Чита : ЗабГУ, 2022. — 170 с.
7. Корнюхов, Д.В. ЛИДЕРСТВО КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ПОДХОДЫ И ДЕФИНИЦИИ / Д. В. Корнюхов // Экономические и социально-гуманитарные исследования. — 2022. — № 3. — С. 80-87.
8. Линк, С. ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ КОРПОРАЦИЯ: ФИНАНСЫ, АДМИНИСТРИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ПРИ ГЕНРИ ФОРДЕ / С. Линк // Социология власти. — 2020. — № 1. — С. 263-298.
9. Исследование интеллектуальных и лидерских качеств в их взаимосвязи у студентов / Н. Е. Кулешова, N. E. Kuleshova, Ж. Г. Гаранина [и др.] // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. — 2023. — № 3 (63). — С. 349-356.
10. Новый человек в новом обществе: проблемы социализации, ресурсы развития личности и коллектива: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию пионерской организации (г. Кострома, 17–18 марта 2022 г.) : материалы конференции / составители Е. В. Тихомирова, А. А. Тимонина ; научный редактор А. Г. Самохвалова. — Кострома : КГУ, 2022.
11. Управление карьерой : учебное пособие / составитель R. M. Ustaev. — Ставрополь : СКФУ, 2022. — 97 с.
12. Полежаев, П. Л. Социальная идентичность : учебное пособие / П. Л. Полежаев. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2022. — 100 с.
13. Шелехов, И. Л. Системные исследования в психологии : монография : в 2 томах / И. Л. Шелехов. — Томск : ТГПУ, 2019 — Том 1 : Личность в контексте системных исследований — 2019.
14. Унгер Р. Несовершенство современного мышления: Психология строительства пола // Это важно: Психология и строительство пола. - Нью-Хейвен, Л.: Издательство Йельского университета, 2023. – 370 с.
15. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. М.: Институт социологии РАН, 2021. – 696 с.
16. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. - Архангельск: Издательство ПМПУ, 2021. – 256 с.