Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях стремительного развития экономики и высокой конкуренции на рынке трудовых ресурсов особое внимание уделяется эффективному руководству и управлению организациями. Успешность компании в значительной степени зависит от качества управления, реализуемого на всех уровнях. Поэтому выбор и развитие руководящих кадров приобретают важность. Одним из ключевых аспектов, влияющих на эффективность управления, являются личностные характеристики руководителя, среди которых особую роль играют темперамент и организаторские способности.
Темперамент, как стабильный комплекс психологических и физиологических черт личности, оказывает влияние на способность человека к организации и управлению. Организаторские способности, в свою очередь, включают в себя навыки планирования, координации и мотивации, необходимые для успешного руководства.
Темпераментальные особенности личности представляют собой совокупность устойчивых психологических и физиологических характеристик, которые определяют динамику поведения и реакции на внешние стимулы. В течение многих десятилетий исследования темперамента выявили его влияние на разнообразные стороны жизни человека, включая профессиональную деятельность и межличностные взаимодействия.
Актуальность исследования заключается в условиях современной экономики и возрастающей конкуренции выбор эффективных руководителей становится ключевым фактором успеха организаций. Принципы управления, основанные на личностных характеристиках руководителей, становятся всё более важными и востребованными. В частности, взаимосвязь темпераментальных характеристик и организаторских способностей руководителей имеет непосредственное влияние на эффективность управления и достижение стратегических целей организации. Понимание этой взаимосвязи позволяет не только более точно подбирать кандидатов на руководящие должности, но и разрабатывать программы развития управленческих кадров. Таким образом, изучение темпераментальных характеристик и их взаимосвязи с организаторскими способностями является актуальной и важной задачей.
Объектом исследования в данной курсовой работе являются руководители различных уровней управления в организациях.
Предметом исследования выступают их темпераментальные характеристики и организаторские способности, а также взаимосвязь между этими аспектами личности.
Целью данного исследования является выявление и анализ взаимосвязи между темпераментальными характеристиками и организаторскими способностями у руководителей разного уровня. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести теоретический анализ понятий темперамента и организаторских способностей.
- Изучить существующие классификации темперамента и их влияние на стиль управления.
- Проанализировать полученные данные и выявить корреляции между типами темперамента и организаторскими способностями.
- Сформулировать выводы и рекомендации по применению результатов исследования в практике управления.
Гипотезы данного исследования: существует значимая взаимосвязь между темпераментальными характеристиками руководителей и их организаторскими способностями.
Методологическую основу исследования составляют психодиагностические методы, направленные на выявление темпераментальных характеристик и организаторских способностей. В исследовании используются:
- Тестирование для определения типа темперамента (например, опросник Г. Айзенка).
- Анкетирование и интервью для оценки организаторских способностей руководителей.
- Статистический анализ данных (например, корреляционный анализ) для выявления взаимосвязей между переменными.
Теоретическая основа
Темперамент и организаторские способности являются двумя значимыми аспектами, исследование которых предоставляет глубокое понимание механизмов лидерства и управления. Темперамент традиционно изучается в рамках психологии личности и определяется как совокупность стабильных индивидуально-психологических характеристик, которые определяют динамику и интенсивность психической деятельности и поведения. Руководители с различными темпераментальными характеристиками демонстрируют разные стили управления, коммуникационные подходы и способы разрешения конфликтов.
В теоретическую основу данного исследования войдут работы отечественных и зарубежных ученых, изучающих темперамент (Павлов, Айзенк, Кернес) и руководящие способности (Фредерик Тейлор, Генри Файоль, Макс Вебер).
Новизна данного исследования заключается в том, что оно адресует недостаточно изученную область — взаимосвязь темпераментальных характеристик и организаторских способностей руководителей на разных уровнях управления. Несмотря на наличие обширных исследований в области психологии управления и организационного поведения, детальное изучение того, как именно особенности темперамента влияют на организаторские способности и стили управления, остается редкостью.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты темперамента и организаторских способностей руководителей
1.1 Понятие и структура темперамента
Темперамент — это совокупность врождённых психических свойств человека, которые определяют динамику и силу его психических процессов и поведения. Темпераментальные характеристики включают в себя такие аспекты, как скорость реакций, интенсивность эмоциональных переживаний, уровень энергичности и устойчивость к стрессу. Темперамент служит базой, на которую накладываются другие индивидуально-психологические свойства человека, такие как характер и способности .
Темпераментные черты можно рассматривать как относительно стабильные и мало изменчивые в течение жизни. Они закладываются на генетическом уровне и становятся видимыми уже в раннем детстве.
Структура темперамента традиционно делится на несколько типов, каждый из которых характеризуется определёнными свойствами. Наиболее известная и распространённая классификация принадлежит Гиппократу и была позже усовершенствована в трудах Ивана Павлова.
1.Сангвинический темперамент
- Характеристика: Высокая активность, быстрая реакция на окружающие события, общительность, оптимизм, легкость переключения внимания.
- Достоинства: Способность быстро адаптироваться к новым условиям, хорошо переносить стресс, коммуникабельность.
- Недостатки: Склонность к поверхностности, недостаточная устойчивость внимания.
2. Холерический темперамент:
- Характеристика: Высокая возбуждаемость, эмоциональная нестабильность, агрессивность, стремление к доминированию, активность.
- Достоинства: Энергичность, решительность, способность брать инициативу на себя.
- Недостатки: Скоропалительность принятия решений, склонность к конфликтам, недостаток терпения.
3. Флегматический темперамент
- Характеристика: Низкая возбудимость, устойчивость, медлительность, надёжность, склонность к систематичности.
- Достоинства: Спокойствие, устойчивость к стрессу, последовательность в действиях.
- Недостатки: Склонность к инертности, медлительность в принятии решений.
4. Меланхолический темперамент:
- Характеристика: Высокая чувствительность, склонность к тревожности, замкнутость, осторожность.
- Достоинства: Высокая эмпатия, способность к глубокой аналитике, внимательность к деталям.
- Недостатки: Склонность к депрессии, низкая стрессоустойчивость, замедленное принятие решений.
Темпераментальные характеристики оказывают значительное влияние на стиль руководства, эффективность коммуникаций и способность принимать решения. Разные типы темперамента по-разному проявляются на различных уровнях управления:
Низший уровень управления
- Сангвиники: Эффективны в условиях динамичной работы, хорошо адаптируются к постоянно меняющимся задачам.
- Холерики: Активные, но могут создавать стрессовые ситуации в коллективе.
- Флегматики: Стабильны и надежны, подходят для рутинной и систематической работы.
- Меланхолики: Могут показывать высокие аналитические способности, но нуждаются в поддержке для поддержания работоспособности.
Средний уровень управления
- Сангвиники: Хорошо справляются с ролью медиаторов между высшим руководством и подчиненными, мотивируют команду.
- Холерики: Способны принимать быстрые решения, но могут быть нетерпимы к ошибкам подчиненных.
- Флегматики: Обеспечивают устойчивость процесса управления, предпочитают планомерную работу.
- Меланхолики: Преуспевают в аналитике и разработке долгосрочных стратегий, но могут испытывать трудности в условиях высокого давления.
Высший уровень управления
- Сангвиники: Умеют вести за собой, поддерживают моральный дух и инновации.
- Холерики: Способны проводить необходимые реформы, но могут испытывать трудности в поддержании долгосрочных отношений.
- Флегматики: Обеспечивают стабильное руководство и долгосрочное планирование, но могут быть медлительны в экстремальных ситуациях.
- Меланхолики: Превосходные стратеги, но могут нуждаться во внешней поддержке для принятия смелых решений.
1.2 Историческое развитие теорий темперамента
Античный период. Гиппократ и теория четырёх жидкостей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айзенк, Г. Ю. (1993). "Темперамент и личность". Москва: Педагогика.
2. Басс, Б. М. (1990). "Лидерство, психология, влияние, политика и мощь". Нью-Йорк: Free Press.
3. Блюменфельд, В. (1979). "Управление персоналом". Москва: Высшая школа.
4. Бодалев, А. А. (2001). "Психология личности и деятельности". Москва: Гардарики.
5. Вебер, М. (1922). "Хозяйство и общество". Тюбинген: J.C.B. Mohr.
6. Гилфорд, Дж. П. (1959). "Личностные характеристики и поведение". Нью-Йорк: McGraw-Hill.
7. Грушева О.А. Теории темперамента // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-temperamenta (дата обращения: 31.05.2024).
8. Гуревич, В. В. (1984). "Психология и педагогика управления". Москва: Высшая школа.
9. Доборович А.В. СВЯЗЬ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА И ЛИДЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Форум молодых ученых. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-tipov-temperamenta-i-liderskih-sposobnostey-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 31.05.2024).
10. Зейгарник, Б. В. (1962). "Психические процессы у людей с исходной патологией". Москва: Издательство АН СССР, 228 с.
11. Кернс, Г. (1999). "Психология и пидвищення эффективности руководства". Киев: Вища школа, 345 с.
12. Кондрашов, Н. Н. (1988). "Психология управления". Москва: Просвещение.
13. Кривцова Марина Андреевна, Авраменко Ангелина Витальевна, Клименко Александра Александровна Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. 2015. №5 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-lichnosti-i-ego-svoystva (дата обращения: 31.05.2024).
14. Кукушкина Лидия Галинуровна Анализ сущности понятия "организаторские способности" // Достижения науки и образования. 2018. №7 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-suschnosti-ponyatiya-organizatorskie-sposobnosti (дата обращения: 31.05.2024).
15. Леонтьев, А. Н. (1975). "Деятельность. Сознание. Личность". Москва: Политиздат, 354 с.
16. Мерлин, В.С. (1986). "Очерк интегрального исследования личности". Москва: Наука, 398 с.
17. Мовшович, Н. В. (1978). "Психологические проблемы подготовки управленческих кадров". Киев: Вища школа.
18. Павлов, И.П. (1951). "Типы высшей нервной деятельности человека и животных". Москва: Государственное издательство биологической и медицинской литературы.
19. Платонов, К. К. (2007). "Система психологии и теория отражения". Москва: Наука.
20. Пономаренко, В. А. (1987). "Психологические особенности личности руководителя". Москва: Педагогика.
21. Пси¬хо¬ло¬гия ин¬ди¬ви¬ду¬аль¬ных раз¬ли¬чий : учеб. по¬со¬бие для сту-ден¬тов ву¬зов, обу¬ча¬ю¬щих¬ся по на¬прав¬ле¬ни¬ям и спе¬ци¬аль¬но¬стям пси¬хо¬ло¬гии / под. ред. Ю. Б. Гип¬пен¬рей¬тер и В. Я. Ро¬ма¬но¬ва. – 2-е изд. – Москва : Че¬Ро : НОУ МП¬СИ, 2002. – 776 с. : ил. – (Хре¬сто¬ма¬тия по пси¬хо¬ло¬гии). – Биб-лиогр. в кон¬це разд. – Биб¬лиогр. в тек¬сте. – ISBN 5-88711-178-Х.
22. Сторошилов, Д. (1995). "Управление персоналом в организации". Москва: ИНФРА-М.
23. Стреляу, Я. (1982). "Темперамент и его структура". Москва: Прогресс, 234 с.
24. Тейлор, Ф. У. (1911). "Принципы научного управления". Нью-Йорк: Harper & Brothers, 592 с.
25. Тем¬пе¬ра¬мент в струк¬ту¬ре ин¬ди¬ви¬ду¬аль¬но¬сти че¬ло¬ве¬ка: диф¬фе-рен¬ци¬аль¬но-пси¬хо¬фи¬зио¬ло¬ги¬че¬ские и пси¬хо¬ло¬ги¬че¬ские ис¬сле¬до¬ва¬ния [Элек-трон¬ный ре¬сурс] / В. М. Ру¬са¬лов. – Москва : Ин-т пси¬хо¬ло¬гии РАН, 2019. – До¬бав¬ле¬но: 25.01.2022. – Про¬ве¬ре¬но: 31.05.2024. – Ре¬жим до¬сту¬па: ЭБС IPR SMART по па¬ро¬лю. – ISBN 978-5-9270-0234-4.
26. Файоль, А. (1916). "Общее и промышленное управление". Париж: Dunod.
27. Фёдорова А.А. ПРОБЛЕМА ТЕМПЕРАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ // Форум молодых ученых. 2019. №6 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-temperamenta-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 31.05.2024).
28. Хаусер, Д. (1981). "Развитие лидерства". Сан-Франциско: Jossey-Bass.