Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «правовой акт» является одним из наиболее распространенных в теории и практике права. Правовое поведение является наиболее важным системным элементом всех правовых явлений, поэтому работа отдела правового поведения должна быть упорядоченной и строго ориентированной на достижение правовых целей [5].
Следует также иметь в виду, что правовые акты являются источником информации для получения людьми базовых знаний о законах, правовых явлениях, нормах, отдельных нормативных актах и правоотношениях. Вся деятельность юристов связана с юридическими действиями: это правовые нормы, содержащиеся в нормативных актах, и решения, выраженные в личных действиях: приговоры, судебные решения, протесты прокуратуры, встречные иски и т.д.
Теоретическое исследование понятия «правовой акт» следует начинать с изучения содержания слова «акт». В словаре С.И. Ожегова дается следующее его определение:
- единичное поведение, а также поведенческие акты (когнитивное поведение, террористическое поведение, агрессивное поведение);
- правовое действие;
- документы, имеющие юридическое значение (законы, постановления, декреты, протоколы экспертиз, акты парламента);
- документы, подтверждающие что-либо (акт поставки товара, акт постоянного пользования землей, судебный акт).
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона встречается слово «действовать», которое буквально означает «завершать, а затем определять завершение доказательством». В словаре поясняется: «Обычно это слово используется для обозначения письменного документа, который затрагивает предмет, имеющий юридическое значение. Например, нотариальное заверение, процессуальные действия и т.д. Термин «правовое поведение» обычно относится к различным частноправовым документам, включая сделки между физическими лицами, суть которых изложена на гербовой бумаге. Наконец, ряд форм поведения, зафиксированных в письменных документах, свидетельствуют об определенном поведении административных органов и людей, принадлежащих к общественным организациям [14].
С.С.Алексеев отметил, что термин «поведение» в правовом поле имеет два значения [1]:
- действия, которые являются правовыми актами, включая незаконные действия;
- акт как официальный документ, который выражает и обобщает результаты действия.
Таким образом, сочетание многозначного термина «правовое поведение» и многозначного термина «закон» и выражение его формы и содержания является уникальным юридическим явлением, называемым в юриспруденции правовым поведением, и в то же время содержит несколько смысловых нюансов.
Правовое поведение - это широкое понятие, включающее нормативное правовое поведение, нормативные договоры, правоприменительное поведение, осуществление прав и обязанностей, декларирование и подтверждение фактов, обстоятельств, существования государства и действий, которые имеют соответствующие правовые последствия. Юридическое свойство этих актов обусловлено их неразрывной связью с волей субъекта права.
Однако правовая природа каждого вида различна. Принимая во внимание индивидуальный характер правовых актов, цель их принятия (опубликования), важно правильно различать правовые акты. Так же, как отметил A.В. Митск «Если нет правильного разграничения между нормативным и ненормативным поведением, невозможно сформулировать проекты поведения государственных институтов и работать с ними, систематизировать правовые нормы, публиковать и вводить в действие, устранять устаревшие положения законодательства и учитывать действующее законодательств» [2].
В теории правового поведения решение многих проблем очень важно для всей юридической науки и правоприменительной практики. Например, это следующие вопросы:
- поиск наиболее полного, всеобъемлющего и универсального определения правовых актов;
- отнесение результатов законных и незаконных действий к приемлемости правовых актов;
- нормы и правовые акты Российской Федерации;
- коллизии между законами и другими правовыми актами.
Поэтому существует большое количество определений понятия «правовой акт», и иногда они даже противоречат друг другу. Перед автором встает весьма резонный вопрос, а именно, возможно ли сформулировать единое определение понятия «правовой акт», чтобы оно наиболее полно и всесторонне отражало требования и нужду общественного развития, правовой теории и законодательной практики.
По мнению А. А.Тихомирова и И.В. Котелевской, правовой акт - это письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтом прямой демократии), который носит официальный характер, обязателен к исполнению и выражает властный приказ, направленный на регулирование общества [6].
Вышеизложенное определение является спорным. В частности, профессор Р. Ф. Васильев отметил, что характеристика акта как документа не раскрывает природу этого правового явления, поскольку постепенно приводит к тому, что рассматривается только документ и рассматриваются только его характеристики. Именно такое определение дают Ю. А. Тихомиров и И.В. Котелевская, характеризуя признаки правового поведения. Люди не могут различными способами сводить его роль и суть (начиная с правовых актов) к фиксации соответствующей информации в новом специальном материале.
При характеристике правовых актов как документов игнорируются формальные аспекты подготовки правовых актов. Это чрезвычайно важно для определенных типов правовых актов. Например, исключаются требования к подготовке правовых актов и прохождению процедур (соответственно и последствия несоблюдения): требования к кворуму суда в полном составе, соблюдение правил голосования и т.д. [10].
Подавляющее большинство правовых актов принимается и исполняется в форме строго определенных процедур.
Следовательно, для закона, для нормативно-правовых актов ведомства существует процедура подготовки и опубликования, другая процедура - для судебных актов, третья процедура и т.д. А.В.Мицкевич указал в этой связи, «если нет официально установленной процедуры регистрации нормативно-правовых актов, любые рекомендации научного и практического опыта по этой теме могут оставить надежду, поскольку не будет предусмотрено никаких мер для прекращения произвольного обращения с правовыми актами» [3].
Профессионализм, грамотность, культура, язык и представление подготовительной и редакторской деятельности очень важны для принятия юридических документов. Основным принципом является законодательная технология, то есть система правил, используемых для формирования юридических материалов.
Технический дефект закона - это не просто конкретный дефект, это не надзор за соблюдением определенной части закона. Техническое несовершенство - это несовершенство всех законов, и именно этот дефект препятствует применению закона и наносит ущерб его целям. Если рассматривать правовые акты только как документы, то, следовательно, несоблюдение этих требований не влияет на юридическую применимость правовых актов, поскольку эти дефекты не подпадают под понятие «правовые акты». Конечно, соблюдение этих требований не является гарантией законности юридических действий, но преуменьшать значение этих требований не совсем корректно [15].
Следует также отметить, что в определении Ю.А.Тихомирова и И.В. Котелевской круг субъектов права, которые совершали (издавали, принимали) правовые акты, сократился. Исходя из смысла и содержания этого определения, оно относится только к законным действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления и действиям, осуществляемым в рамках прямой демократической системы, то есть к исполнению (изданию, утверждению) законов всеми другими субъектами права [8].
Вышеизложенный вопрос требует дальнейшего и более глубокого осмысления. В смысле соответствующего определения правовой акт выражает властный приказ. В комментариях вообще нет необходимости, поскольку такого рода свойства присущи только действиям органов государственной власти и местного самоуправления (даже не каждому органу).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии
4. Братановский С.Н. Право : учебник для вузов / С.Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2020. – 453 с.
5. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. - М.: Народный учитель, 2022. - 186 с.
6. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник. – М. : Проспект: Издательство Московского университета, 2020. – 640 с.
7. Соколов, Н.Я. Официальное опубликование нормативных правовых актов: учебное пособие. – М. : Проспект, 2021. – 111 с.
Научные статьи
8. Абрамова А.И. Подзаконное правотворчество в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. - 2020. - №8. – С. 44-59.
9. Бейсбекова Г.К. К вопросу о конкретизации норм подзаконных актов органов исполнительной власти // Вестник Института законодательства РК. - 2022. - №1 (55). – С. 21-69.
10. Волкова С.Н. Проблемы определения признаков подзаконных нормативных актов Российской Федерации // Пролог. - 2020. – С. 12-59.
11. Злобин А. В. Формы права в современной России // Lexx Russica - 2022. - № 4 (137). – С. 55-87.
12. Злобин А.В. Юридическая природа подзаконных нормативных актов в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2022. - №5 (88). – С. 102-158
13. Лаптев В.А. Подзаконные акты федерального уровня в системе норм, регулирующих предпринимательскую деятельность // Юрист. - 2020. - № 23. – С. 12-58.
14. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - №4. – С. 87-112.
15. Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // Вестник Пермского университета. - 2021. - №4 (14). – С. 17-44.
16. Румянцев М.Б. Подзаконное правотворчество: признаки и виды // Современное право. - 2020. - № 2. – С. 85-102.
17. Со А.А. Подзаконное правотворчество и юридическая техника (на примере органов исполнительной власти субъектов РФ Дальневосточного федерального округа) // Власть. - 2022. - №1. – С. 201-257.
18. Тихомиров Ю. А. Проблемы качества правовых актов // Право и современные государства. - 2021. - №3. – С. 155-186.