Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Средний школьный возраст ребёнка является наиболее важным для развития всех психологических процессов, влияющих на всю дальнейшую жизнь. Письменная речь в данном процессе является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления за поведением.
Уровень развития письменной речи у детей напрямую зависит от уровня развития движения пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие письменной речи также находится в пределах нормы. Если отстает развитие пальцев рук, то отстает и развитие речи, хотя общая моторика не сможет в дальнейшем повредить ребёнку. Функции кисти в данном процессе уникальны и универсальны. Рука настолько связана с нашими мыслями, опытом и работой, что является вспомогательной частью нашего языка. Посредством кисти ребенок сможет писать, соответственно, составлять синтаксически-связные словосочетания и предложения.
Историк В.А. Сухомлинский писал, что истоки детских способностей и талантов несут в себе огромный вклад. От них, образно говоря, исходят самые нежные эмоции, которые дают «пищу» для источника творческих идей. Чем увереннее и легче движение детской руки, чем тоньше взаимодействие руки и инструмента, тем ярче творческие элементы детского сознания. Процесс развития письменной речи ребенка примерно такой же. Сначала начинают развиваться движения пальцев, а когда они достигают достаточной развитости, начинается развитие речи.
Поэтому в настоящее время существует проблема повышения и развития двигательной функции руки ребенка и ее координации. Особенно перспективным и важным в этом смысле является использование игровых упражнений, пальчиковой гимнастики и включение их в курс речевого развития во всех школьных учреждениях средних классов.
Степень научной разработанности. В современных условиях развитие письменной речи детей среднего школьного возраста в настоящее время изучается многими учеными. Также значимость и актуальность исследования подтверждаются неослабевающим вниманием к ней со стороны следующих современных психологов: А.С. Галанов, С.Е. Корнилова, С.А. Куликова, М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина.
Также научная разработанность темы исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. В частности, это: Алябьева Е. А. «От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет», Арбекова Н. Е. «Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей», Бардышева Т. Ю. «Логопедические занятия в школе», Васькова О.Ф. «Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего школьного возраста» и т.д.
Цель исследования: проанализировать структуру обучения различным видам письменной деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах в современных образовательных условиях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть развитие письменной речи у детей среднего школьного возраста как психологическая проблема;
2. Рассмотреть развитие письменной речи на синтаксическом уровне учащихся средней школы в процессе обучения;
3. Изучить методы и организация исследования;
4. Провести исследование на основе дидактических игр по письменному речевому развитию;
5. Осуществить разработку рекомендаций совершенствования уровня речевого письменного развития учащихся.
Объект исследования: обучение письменной речи.
Предмет исследования: обучение различным видам письменной деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование различных видов письменной деятельности на уроках русского языка обогащает представление об аналитических тенденциях в русской грамматической системе.
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных упражнений различных видов письменной деятельности на уроках русского языка. Представленные материалы могут быть использованы в практике школьного преподавания русского языка.
Вопросы культуры письменной речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н. Г. Комлев, «культура речевого воздействия упала до самой низкой черты». Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую «вульгарной».
В связи с этим последнее десятилетие обучение родному языку в школе существенно изменилось. Все более четкими становятся коммуникативно-речевая направленность языкового образования, реализация речевого и литературного развития школьников.
По мнению Т. Г. Рамзаевой, языковое образование - это процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности. Под развитием речи применительно к начальной школе понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме [Рамзаева, 2020, с. 55].
Таким образом, повышенное внимание к речевой подготовке школьников является достоинством современного этапа обучения русскому языку, так как письменной речь - это деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и прочее. Также речь - это не только процесс, но и результат: речевые тексты, устные или письменные, книги, рассказы, песни и др.
Следовательно, можно отметить, что развитие грамотной речи очень важно и необходимо для каждого человека. Именно поэтому, для достижения лучшего результата начинать особую глубокую работу нужно в школе с самого начала, то есть, начиная со среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст самый интенсивный период развития организма. Качественные изменения, переживаемые ребенком в этом возрасте, настолько значительны, что некоторые психологи рассматривают среднее состояние психологического развития человека от рождения до зрелого возраста и относят его к шести-семи годам. Одним из главных новообразований этого возраста является развитие речи. В настоящее время в психологии нет единицы речи.
Согласно психологической лексике, разговор - это исторически сложившаяся форма общения посредством языка. По мнению учёного Б. Немова, «речь - это звуковые сигналы, письменные знаки и символы, используемые человеком для представления, хранения и передачи информации» [Немова, 2020, с. 55].
Проблема речевого развития нашла отражение в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях. Соответственно, речь - это сознательное воздействие и средство общения, которое осуществляется на основе значения слова. В развитии структуры речи Б. Немов отметил, что отправной точкой является слово, которое выражается в виде законченного предложения в структурно единое предложение.
В первый период появления предложения (2-3 года) речь ребенка образует простую последовательность основного предложения. Здесь ребенок усваивает форму основного предложения, некие шаблоны. Основное предложение не связано союзами или очень слабо связано. Затем, примерно с 4 лет, появляется форма подчиненных состояний. Это означает, что речь ребенка определяет субординацию между первичным предложением и основным предложением, а также между различными дополнительными предложениями.
Затем к 6-7 годам «архитектура» слова становится все более сложной. В речи выделяются отдельные, относительно самостоятельные части, которые связаны различными отношениями друг с другом - пространством и временем.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алябьева, Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 10-12 лет / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2021. - 128 c.
2. Арбекова, Н. Е. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей / Н.Е. Арбекова. - М.: Гном, 2019. - 264 c.
3. Бардышева, Т. Ю. Логопедические занятия в школе / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий, 2019. - 450 c.
4. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей среднего школьного возраста / О.Ф. Васькова. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 222 c.
5. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий по развитию речи детей / В.Н. Волчкова. – М.: Огни, 2020. - 483 c.
6. Гербова, В. В. Развитие речи и ее роль / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. - 520 c.
7. Гуськова, А. А. Речевое развитие детей на основе пересказа / А.А. Гуськова. - М.: Сфера, 2020. - 664 c.
8. Дурова, Н. В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у школьников / Н.В. Дурова. - М.: Школьная Пресса, 2019. - 480 c.
9. Иванищина, О. Н. Развитие связной речи детей / О.Н. Иванищина. - М.: Учитель, 2021. - 196 c.
10. Карпова, С. И. Развитие речи и познавательных способностей школьников / С.И. Карпова. - М.: Речь, Сфера, 2022. - 144 c.
11. Коноваленко, В. В. Обучение грамоте детей школьного возраста с правильным звукопроизношением / В.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2019. - 248 c.
12. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики - развиваем речь / О.И. Крупенчук. - М.: Литера, 2021. - 464 c.
13. Маврина, Л. Развитие речи и его структура / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2021. - 416 c.
14. Миронцева, С. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития школьников / С. Миронцева. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 523 c.
15. Рудик, О. С. Развитие речи детей в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: Сфера, 2021. - 176 c.
16. Русланова, Н. С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей / Н.С. Русланова. - М.: АРКТИ, 2020. - 432 c.
17. Серова, Л. Г. Формирование правильной речи у ребенка / Л.Г. Серова. - М.: Астрель, АСТ, 2021. - 384 c.
18. Сидорчук, Т. А. Обучение школьников составлению логических рассказов по серии картинок / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: АРКТИ, 2019. - 28 c.
19. Созонова, Н. Грамматика для школьников / Н. Созонова, Е. Куцина. - М.: Литур-К, Литур, 2020. - 70 c.
20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).