Фрагмент для ознакомления
2
Психологическое изучение тревожности у старших дошкольников играет огромную роль в российской психологии. На всех этапах социального развития на возникновение тревожности у детей влияют различные причины. Предложенное исследование было проведено психологом Э. Х. Эриксона, З. Фрейда, В. Леви, В. С. Мухиной. Проведенные на основе исследования Мухиной, мы изучили социальные предпосылки возникновения тревожности и внутренние причины у детей.
Дошкольникам необходимо научиться управлять самыми разными эмоциями. Некоторые из них очень интересны, например, радость, любовь, гордость. Хотя не все (гнев, страх, беспокойство, ревность, сожаление, горечь) можно назвать приятным.
В процессе своего развития дети сталкиваются с необходимостью самостоятельно находить решения возникающих противоречий. Они учатся управлять своими действиями, признавая при этом свою зависимость от окружающих, а также налаживать контакты с теми, кто оказывает на них влияние. Одновременно с этим, важно развивать чувство автономности, умение действовать без внешней поддержки, занимать лидирующие позиции в материальном и социальном контексте и формировать у себя навыки, необходимые для успешной реализации собственных амбиций. Эрик Эриксон указывает, что неспособность решить эти начальные психосоциальные дилеммы может привести к проблемам в решении подобных ситуаций в будущем. В современном обществе трудно отыскать индивидуума, который бы никогда не сталкивался с тревожностью. У каждого человека есть потенциал преодолевать разнообразные препятствия и испытывать удовлетворение от ощущения свободы и осмысленности жизни. Основу для всех этих проблем составляет психологический механизм, ключевым элементом которого является возбуждение.
Актуальность проблемы исследования. Данное исследование было сосредоточено на анализе причин возникновения тревожных состояний у детей дошкольного возраста, их последствий, а также на обсуждении теоретических аспектов, и практических методов диагностирования данных явлений. Особое внимание уделялось важности понимания тревожности в контексте эмоционального развития и формирования личности, что имеет значительное значение для общего благополучия детей. Акцентирование на нехватке существующих научных работ по этой тематике подчеркивает актуальность проведенного исследования. Тревожные расстройства в этом возрасте могут серьезно влиять на скорость и качество психофизического развития ребенка, что делает изучение этой проблемы критически важным.
В основу данного исследования положена гипотеза о том, что комплексный подход, включающий методы когнитивно-поведенческой терапии, логопедические занятия и поддержку со стороны семьи, может эффективно уменьшить уровень тревожности и улучшить речевые навыки у детей с заиканием. Для проверки этой гипотезы могут быть использованы различные методологии исследования, например:
- Квантитативные методы: использование шкал и опросников для оценки уровня тревожности у детей до и после вмешательств.
- Качественные методы: глубинные интервью с родителями и детьми для оценки изменений в субъективном восприятии тревожности и речевых способностей.
- Экспериментальные дизайны: создание контрольных и экспериментальных групп, чтобы сравнить эффективность различных подходов к терапии.
- Долгосрочные исследования: наблюдение за участниками на протяжении более длительного времени для оценки долговременного эффекта терапии.
Объект исследования – Эмоциональное пространство дошкольников старшего возраста.
Предмет исследования – Содержание и динамика тревожности при заикании у детей дошкольного возраста старшего возраста.
Цель исследования: Устранение беспокойства, связанного с заиканием, у старших дошкольников.
Задачи:
1. Исследования по психологии, педагогике и методическая литература по научно-исследовательским вопросам;
2. Раскройте содержание понятий "заикание" и "тревожность" в науке;
3. Раскрывается природа системы занятий по коррекции тревожности при заикании у пожилых дошкольников;
4. Как выбрать материалы для разработки системы учебных программ по борьбе с заиканием у тревожных пожилых дошкольников;
5. Исследуйте проблемы и проводите экспериментальную работу.
Методы исследования:
- Анализ научной (методической и психолого–педагогической) литературы по проблемам исследования;
- Беседа;
- Эксперимент;
- Обработка данных.
Структура исследования: включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
В литературе по психологии существует несколько интерпретаций термина «тревога», однако общепринято считать его многогранным и зависимым от контекста, включающим в себя как временные, так и постоянные аспекты личности или ситуаций. Например, некоторые участники утреннего богослужения выразили мнение, что тревога является чувством эмоционального дискомфорта, предвещающим потенциальную угрозу. Она может проявляться как временное эмоциональное состояние или как более стабильная черта характера, личности или темперамента.
Согласно определению, данному Степановым, тревога определяется как чувство эмоционального стресса, возникающее в ожидании опасности или неудачи. Исходя из этого, в психологической практике термин «тревога» используется для описания состояния индивида, отмеченного повышенной чувствительностью к негативным эмоциям, страхам и тревожности.
Повышенная тревожность может повлиять на все аспекты психики ребенка:
- Эмоциональный фон;
- Связь;
- Моральная и сильная воля;
-Познание.
В научном дискурсе часто возникает путаница между терминами «тревога» и «беспокойство», однако они отражают различные психологические состояния. Тревога рассматривается как проявление беспокойства и волнения, проявляющееся на временной основе. К физиологическим проявлениям беспокойства относятся усиленное сердцебиение, затруднённое дыхание, сухость во рту, ощущение кома в горле и слабость в ногах. Кроме того, тревожность может выражаться в таких поведенческих особенностях, как грызение ногтей, раскачивание на стуле, постукивание пальцами по столу, трение волосами и манипулирование предметами в руках.
Тревожность определяется как эмоциональное состояние и как стабильная черта личности или темперамента. В контексте исследований тревожности Л. А. Китаев-Смык указывает на различие между личностной и ситуационной тревожностью, которые активно исследуются в последние годы. Также Г. Г. Аракелов, Н. Е. Лысенко и Е. Е. Шотт подчёркивают, что тревога является повторяющимся термином, описывающим как конкретное состояние человека, так и его устойчивые характеристики на протяжении ограниченного времени. Тревожность, как черта личности, тесно связана с генетически обусловленными особенностями функционирования мозга, способствующими повышению эмоционального напряжения и усилению ощущения тревоги.
В рамках исследования механизмов тревожности в контексте международной психологии можно выделить несколько ключевых направлений. Зигмунд Фрейд, значительная фигура в этой области, анализировал эмоциональные проявления и утверждал, что инстинкты, заложенные на генетическом уровне, являются основополагающими двигателями поведения индивидов. Он выдвинул тезис о том, что конфликт между биологическими стремлениями и социокультурными ограничениями может привести к развитию неврозов и тревожных расстройств. С возрастом первобытные инстинкты трансформируются, однако в новых условиях они сталкиваются с ограничениями, налагаемыми обществом, что вынуждает людей подавлять свои желания. Фрейд наблюдал за тем, как «либидозная энергия» может быть перенаправлена на продуктивную и творческую деятельность, считая это процессом сублимации, который, при успешном выполнении, снижает уровень тревожности у личности.
Альфред Адлер, другой важный ученый в данной области, определил три основные проблемы, которые могут негативно сказываться на развитии ребенка и формировании его жизненного пути. Во-первых, органические недостатки или физическая ущербность могут заставлять ребенка постоянно заниматься самоанализом, что усиливается в случае отсутствия поддержки и внимания со стороны окружающих. Вторая проблема связана с избыточным удовлетворением желаний ребенка, что приводит к формированию жизненного пути, лишенного препятствий и трудностей, и, как следствие, отсутствию развития социальных навыков и желания помогать другим. Третья ситуация касается детей, сталкивающихся с отвержением, что ведет к неспособности воспринимать общество как дружелюбное и поддерживающее, что существенно снижает их самооценку и уверенность в себе.
Карен Хорни, продолжая развитие этой темы, акцентировала внимание на важности межличностных отношений в развитии неврозов. Она подчеркивала, что стремление индивидуума удовлетворить свои потребности и избавиться от внутреннего беспокойства часто оказывается недостижимым из-за того, что невроз не позволяет полностью реализовать эти потребности.
С. Салливан признан основоположником теории межличностных взаимодействий. Согласно его учению, уже с первых дней жизни новорожденный начинает взаимодействовать с окружающими, преимущественно с матерью, что предопределяет весь последующий путь развития личности и модели поведения, ограниченные рамками межличностных связей. Именно в этих взаимоотношениях зарождается первичная тревога — ощущение, вытекающее из межличностных динамик.
По мнению Салливана, первоначальная тревога проистекает из конфликтов с неблагоприятной социальной средой и становится неизменной составляющей человеческой жизни. Борьба с этим состоянием определяется как основная задача и движущая сила для последующих действий индивида.
Эрих Фромм предложил альтернативный взгляд на природу тревоги, основываясь на анализе средневекового общества, где люди жили в гармонии с природой и обществом, не ощущая отчужденности. Он утверждает, что с развитием общества и разрушением традиционных связей появляются индивиды, изолированные от природной и социальной среды, что вызывает у них чувство тревоги, подозрительности и одиночества. Э. Фромм считает, что избавление от излишней свободы и попытка интеграции в общество могут снизить уровень тревожности.
Исследования в области детской психологии показывают, что тревожность у детей зачастую связана с низкой самооценкой и повышенными требованиями окружающих, что имеет значительное влияние на формирование личности.
Изучение тревожности выделяет два её типа. Первый связан с ситуационной тревогой, вызванной конкретными обстоятельствами, которые обусловлены реальными угрозами. Такая тревога является нормальной реакцией и может стимулировать поиск эффективных решений в новых ситуациях. Второй тип тревоги - личностная, которая выражается в склонности к эмоциональным нарушениям даже в отсутствие реальной угрозы. Это состояние часто приводит к изоляции и восприятию мира как враждебного, что особенно заметно у детей с низкой самооценкой.
Тревожные состояния у детей часто представляют собой сложные и болезненные процессы, которые не всегда проявляются явственно. При возникновении тревоги, в психике ребенка запускается механизм, преобразующий это состояние в другую форму, что помогает справиться с неприятными ощущениями. Несмотря на то, что такой процесс может быть менее болезненным для ребенка, тревога сохраняет значительное влияние на его внутренний мир. Внешние и внутренние тревоги могут настолько изменить поведение и восприятие ребенка, что его состояние становится трудно распознать.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аракелов, Г.Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К.// Психологический журнал - 1997 -
№2
2. Астапов, В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги / Психологический журнал. №5. - С. 111-117.
3. Белякова, Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” - М.: В. Секачев, 1998. -304 с.
4. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1977. - 96с.
5. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: 2003 - 672 с.
6. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Детство-Пресс, 2003. - 240 с.
7. Волкова, Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр / Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. - Л., 1976. - С. 26 - 58.
8. Ворошилова, Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. - Изд.: Сфера, 2012 г. -64 с.
9. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И.Селиверстова. М.: Просвещение, 1968. - 247 с.
10. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда / И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1993. -223 с.
11. Гончарова, Н. Театрализованные игры в коррекции заикания /Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. С.82-85.
12. Дошкольная логопсихология / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2003. - 153 с.
13. Захарова, Н. В., Першина, Т. В. Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции / Концепт. - 2015. - Современные научные исследования. Выпуск 3. - ART 85355.
14. Зейгарник, Б.В. Патопсихология: учебник для бакалавров / Б.В. Зейгарник. -3-е изд., перераб. и доп. - М : Юрайт, 2013. - 367 с.
15. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда / Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., 1987. - 144 с.
16. Ингерлейб, М.Б. Особенные дети. - М.: Эксмо, 2010. - 288 с.
17. Исагулиев, П.И. Ролевые игры и тренинги в коррекции заикания / Изд.: НИИ школьных технологий. 2009 г. - 112 с.
18. Капитанец, Е.Г. Учителю и психологу коррекционного образования / Е.Г. Капитанец. - Челябинск: Б.И., 2012. - 63 с.
19. Катаева, А.А., Стреблева, Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
20. Киреева, З.А. Методы психологического исследования. Курган: Издательство Курганского государственного университета.: 2014.-376 с.
21. Ковалева, Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожности и их коррекции - Иркутск.: Иркутский Государственный Университет 1998.-257 с.
22. Колесникова, Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учеб. пособие для вузов / Г.И. Колесникова Г.И. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 346 с.
23. Колесникова, Г.И. Специальная психология и педагогика / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 252 с.
24. Коломинский, Я.Л. Основы психологии - М.: АСТ, ВКТ, 2010. - 405 с.
25. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб, «Речь», 2003 г. - 205 с.