Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольный возраст представляет собой стадию значительных изменений в организме ребенка и выступает в качестве определенной стадии созревания организма.
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития речи в онтогенезе посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (А.М. Бородич, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Н.В. Гавриш, А.Н. Гвоздев, В.В, Гербова, Е.С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др.) [15.
Речь является средством общения, по мнению Р. С. Немова, речь определяется системой звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые позволяют отображать, преобразовать и транслировать информацию [5].
Устная речь отличается не только тем, что она выражена в звуках, но главным образом тем, что она служит целям непосредственного общения с другими людьми. Это всегда обращенная к собеседнику речь.
Устная речь имеет следующие две формы: монологическую и диалогическую.
Слух – неотъемлемая часть нашей жизни. Благодаря ему мы познаем мир красочными красками, переживаем эмоции и полнее понимаем, что происходит вокруг нас. Слух играет важную роль в общении, благодаря которому мы узнаём мелодическую и интонационную выразительность речи, эмоциональное состояние другого человека [14].
Снижение слуха приводит к нарушению связи с окружающим миром и отрицательно сказывается как на речевом, так и на умственно-эмоциональном развитии. Постоянная потеря слуха определяется как нарушение слуха, при котором не наблюдается признаков улучшения ни само по себе, ни при лечении [3].
Принимая во внимание психолого-педагогические особенности развития детей с нарушениями слуха, следует отметить, что по степени нарушения слуха эта категория детей делится на глухих и слабослышащих.
Существуют несколько классификаций детей с нарушением слуха. Так классификации Р.М. Боскис содержит психолого-педагогическую основу, с учетом: степени поражения слуховой функции, уровня развития речи, времени возникновения нарушения слуха. Она выделили три группы детей глухие или ранооглохшие, позднооглохшие и слабослышащие или тугоухие. В своем исследовании Р.М. Боскис определил критерии для различения этих двух групп детей: исследование каждого ребенка с нарушениями слуха проводилось параллельно при оценке состояния как слуховой, так и речевой функции [13].
Другая классификация аудиолого-педагогическая представлена Л.В. Нейманом, в ней заложен порог слышимости. Он выделил три степени тугоухости у слабослышащих: I степень – средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 м, шепот около уха; II степень – средняя потеря слуха – от 50 до дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м, шепот не воспринимается; III степень – более 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха. И выделил условную границу между тугоухостью и глухотой – 85 дБ [16].
Каждый момент восприятия ребенком окружающей действительности сопровождается, благодаря слуху, восприятием обращенной к нему речи. Снижение слуха влечет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха. Потребность в общении с окружающими не может быть реализована с помощью речи. Ребенок ищет другие способы и средства общения с помощью предметов, действий, рисунков, обращается к вынужденной форме общения – мимика – жестикулярной речи, основанной на системе жестов, каждый из которых имеет свое значение.
Речевые расстройства, которые непосредственно связаны с неполноценностью слуховой функции, достаточно разнообразны. У слабослышащих детей наблюдается недоразвитие всех сторон речи из-за невозможности ее полноценного восприятия на слух [20].
У этой категории детей нарушается как понимание речи окружающих, так и собственная произносительная речь во всех ее основных звеньях (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй). Понимание речи (импрессивная речь) у слабослышащих детей страдает из-за неполноценности ее слухового восприятия [19].
Речевое развитие детей с нарушением слуха в детском возрасте характеризуется большим разнообразием, поскольку эта группа весьма неоднородна по качеству и количеству нарушений, описывающих состояние слухового анализатора. Формирование начальных элементов речи продолжается так же, как и в группе глухих, но голосовые реакции наблюдаются в большей степени у детей с легкой и умеренной тугоухостью: лепет на втором году, появляются слова, которые описывают бытовое окружение ребенка [17].
Глухие люди имеют более ограниченный словарный запас, чем их слышащие сверстники. При понимании и употреблении слов глухими определяется одна особенность семантики слова: употребление слова в широком смысле. Речь неслышашего ребенка в грамматической форме полна аграмматизмов. Построение предложений такими детьми характеризуется устойчивой оригинальностью, для которой характерны низкий языковой опыт, трудности в образовании связей между словами в предложении (аграмматизм) [18].
Речь детей с тугоухостью обычно содержит большое количество грамматических и фонетических нарушений, в редких случаях встречаются короткие фразы. Дети с тяжелой тугоухостью похожи на глухих, но их голосовые реакции богаче.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы. Монография: Красн.гос.пед.ун-т. Красноярск. 2015. – 248 с.
2. Беляева О.Л. К вопросу о взаимодействии педагогического коллектива с семьями дошкольников с кохлеарными имплантами. Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. –С. 11-17.
3. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников. – М.: Статут, 2013. – 328 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.
5. Генинг М. Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. -Чебоксары: Академия, 2020. – 299 с.
6. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2013. – 304 с.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации — новое явление в сурдопедагогике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 7. – С. 3-5.
8. Зонтова О.В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: методические рекомендации. СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена, 2007.
9. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб.: Умная Маша, 2010. – 200 с.
10. Капустин С. А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4. – С. 76-90.
11. Королева, И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. – СПб.: Лемма, 2011. – 90 с.
12. Королева И. В. Речевое развитие глухих детей после кохлеарной имплантации (электродного протезирования слуха) // Речь ребенка: проблемы и решения. – 2008. – С. 90-113.
13. Корсунская, Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
14. Кудрявцев В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением слуха // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 3–8.
15. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами — новый инструмент сурдопедагога / // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 29–35.
16. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами – новый инструмент сурдопедагога // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 29–35.
17. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. – М.: Владос, 2012. – 344 с
18. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 224 с.
19. Саблева А. С. Проблемы речевого развития глухих школьников после кохлеарной имплантации в возрасте старше 3-х лет // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – №4. – том 2. – С. 153-159.
20. Соколовская, Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 91 – 97.
21. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит. – М.: Норма, 2011. – 378 с.
22. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 2009. – № 2. – С. 17–21.
23. Шматко Н.Д., Польская О.В., Куликова Т.В. Организация семейного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом: методическое пособие для родителей. – М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2022. – 79 с.