Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время российская система образования претерпевает огромные изменения. Образовательный процесс ориентирован на личность учащегося, его индивидуальные способности и формирование его компетенций. Учитель в современной школе должен максимально раскрыть творческий потенциал учащихся, научить их продуктивно взаимодействовать, самостоятельно организовывать свою деятельность и оценивать ее эффективность, работать с различными источниками, анализировать информацию, систематизировать ее, видеть ценное и определять причинно-следственную связь. Это поможет студентам реализовать себя в будущем, узнать о своих сильных сторонах и иметь возможность развивать их.
Проектная деятельность, в отличие от традиционных форм обучения, открывает большие возможности для реализации творческого потенциала учащихся, а также учит их самостоятельности, ответственности друг за друга и за самих себя. Проектная деятельность учит студентов рефлексии - одному из важнейших факторов формирования успешного будущего.
Таким образом, учащиеся учатся осознавать свои действия, давать себе адекватную самооценку, правильно ставить цели для достижения определенной цели и знать, почему они достигают этой цели. Занятия с проектными мероприятиями должны быть организованы таким образом, чтобы во время занятий учитывались интересы всех учащихся.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Проблема исследования - выявить условия организации проектной деятельности в обучении истории в 9 классе.
Объектом исследования являются особенности организации проектной деятельности в обучении истории в 9 классе.
Предметом исследования является проектная деятельность в обучении истории в 9 классе.
Цель исследования: выявить эффективные условия организации проектной деятельности в обучении истории в 9 классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психологические особенности старшего школьного возраста.
2. Описать проектную деятельность на уроках истории.
3. Проанализировать технологию проектной деятельности на уроках истории как основы формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников.
Для решения поставленных задач были определены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научных данных, освещённых в научных источниках.
§1. Психологические особенности старшего школьного возраста
Трудно представить себе современного человека, который не обладал бы хотя бы минимальными навыками общения на иностранном языке. Умение применять язык на практике - очень важный критерий, характеризующий качества выпускника.
Возраст старшеклассников (16-17 лет) относится к периоду подросткового возраста, который имеет ряд психологических особенностей. Произошло значительное изменение в отношении к учебе и некоторым дисциплинам. Если ученики 9-го класса проявляют меньший интерес к изучению иностранного языка, то старшеклассники, наоборот, более ответственны [12].
Формирование психологической готовности учащегося к профессиональному и личностному самоопределению - основная задача, стоящая перед учащимися и преподавателями в этом возрасте. А именно: формирование системы мировоззренческих и ценностных ориентаций, профориентация, овладение методами научного познания, самообразование. В период полового созревания в жизни каждого человека расширяются горизонты познания реального мира, себя и других, формируется его отношение ко всему, попытки найти свое место в обществе и определить жизненные цели.
Средняя школа - это последний этап взросления и формирования личности. В этом возрасте формируется структура самосознания, жизненные планы и ценностные ориентации. Развитие интеллекта старшеклассников претерпевает качественные изменения, изменяется структура мыслительных процессов. В них сочетаются черты подростка и проявление активного взросления.
Формируются определенные принципы поведения, система мировоззрений и ценностных ориентаций, отражающих избирательное отношение к определенным дисциплинам. Этот возраст характеризуется стремлением к независимости, ориентацией на будущее, попыткой осознать и переосмыслить свое настоящее. В частности, наблюдается выраженное увлечение социальными проблемами, а также разнообразными практическими занятиями, творчеством и спортом.
Разнообразие увлечений и развитие профориентации определяют индивидуализацию обучения. Повышенное чувство ответственности старшеклассников и осознанное отношение к планированию собственного времени открывают новые перспективы для организации самостоятельной учебной деятельности и стимулируют потребность в самообразовании.
Такие учителя, как Л.И. Божович и Е.А. Коменский, отмечают рост интеллектуальных способностей в этот период. Способность к абстрагированию и обобщению, полное понимание причинно-следственных связей, а также способность обосновывать свою точку зрения, делать выводы и формировать систему из изучаемых явлений и фактов развиваются на уровне умственной деятельности учащихся. Характерной чертой этого возрастного периода является стремление к саморефлексии и самокритике. Этот факт помогает лучше организовать индивидуальную работу, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Актуальны индивидуальные, парные и групповые формы работы, в которых учитель участвует в качестве партнера или руководителя [15].
Поэтому учитель должен выучить иностранный язык во время обучения старшеклассников, чтобы стать их единомышленником и партнером. Он должен руководствоваться вашей осведомленностью, вашей самостоятельностью, вашими профессионально ориентированными интересами и всесторонне развивать вашу личность. В том случае, если человек увлечен, ему необходимо углублять свои знания и применять их творчески, это постоянный познавательный интерес. Если у школьника есть такой интерес, то его учебный процесс строится не на похвале и хороших оценках, а на том, что он пытается улучшить свою личность.
Чешский педагог Е.А. Коменский писал, что какой бы деятельностью вы ни занимались, вы должны, прежде всего, пробудить в учениках искреннюю любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его полезность, доброту и все такое прочее. Такого же мнения придерживался К.Д. Ушинский, который говорил, что учитель не должен забывать, что учеба, в которой нет интереса и к которой ученик вынужден заниматься, убивает в нем всякое желание учиться.
К.Б. Есипович отмечает, что успех преподавания полностью зависит от способности учителя вызывать интерес к своей дисциплине. Чем глубже интерес учащихся к знаниям, тем разностороннее проявляется их стремление к самообразованию. Учитель должен не только передавать свой опыт и помогать овладевать навыками и умениями, но и одновременно укреплять веру в собственные силы, поощряя интерес к своему предмету [13].
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Бехтенова Е. Ф., Зверева К. Е., Хлытина О. М. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории: методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2004. – 52 с.
Воронцов А. Б., Заславский В. М., Егоркина С. В. и др. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
Иванова С. В. Проектная деятельность в образовании и работе с молодежью // Сборник материалов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – Моя Россия» 2015 г. – М., 2015. – С. 41–43.
Инновационный учебно-методический комплекс «История»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений РФ. Модуль 5.1: История Сибири: история России через историю регионов / отв. ред. В. А. Зверев, О. М. Хлытина. – М.: Интеграция: Образование и Наука, 2015. – 218 с.
История Новосибирской области (История России через историю регионов): учебное пособие / науч. ред. В. И. Молодин. – М.: Интеграция: Образование и Наука, 2017. – 382 с.
Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии [Текст] / Г. Ю. Ксензова. — М.:. Педагогическое общество России, 2000. — 112 с.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М., 2003. – 112 с.
Плешакова Т.В. Роль письменной речи в свете современных требований к формированию коммуникативных компетенций // Социосфера. 2015. № 4. С. 12-13.
Подъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2000.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 423 с.
Стрелова О. Ю. Разработка регионального компонента общего образования в условиях ФГОС: концепция развития региональной информационно-образовательной среды // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. – № 8. – С. 28–35.
Ступницкая, М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст] Рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М. А. Ступницкая. — Ярославль: Академия развития, 2008. — 256 с.
Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации высшего образования / Зеер Э.Ф //Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 28-33.
Тагиров Ф. Р. Проектная деятельность как основа формирования коммуникативных уни-версальных учебных действий у учащихся основной школы // Филологическое образование в период детства. – 2016. – № 23. – С. 164–167.
Татарченкова С. С., Телешов С. В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 160 с.
Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в условиях профильного обучения [Текст] // Профильная школа. — 2006. — № 5. — С. 21–29.