Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. С переходом к рыночной модели организации медицинской помощи населению с особой остротой проявляется проблема создания условий для повышения качества и эффективности деятельности лечащего персонала. Специфика проблемы создания механизма мотивации к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей в переходной экономике состоит в том, что в условиях радикальных изменений старые механизмы труда становятся неэффективными, а новые должны пройти путь становления.
Успех работы любого предприятия во многом зависит от его работников. При качественном выполнении своих должностных обязанностей они способствуют достижению его целей, а в качестве вознаграждения получают заработную плату. Хорошему сотруднику присуще такие качества как трудолюбие, отзывчивость, умение подстроиться под окружающие изменения, мобильность, желание обучаться и развиваться, целеустремленность, упорство. Но лучшим среди таких работников будет тот, кто старается научиться делать что-то новое, проявляет инициативу, способен легко принять и адаптироваться во время перемен, способен решать проблемы, не отказывается от новых обязанностей. Каждая организация заинтересована в повышении своей конкурентоспособности на рынке, а это требует не только отбора высокоэффективных технологий, но и наличия наиболее талантливых сотрудников. Поэтому актуальной выступает проблема их мотивации, от качества которой зависит эффективность и продуктивность работы всей организации.
Проблеме совершенствования системы материального и морального стимулирования в здравоохранении в условиях рыночной экономики посвящены работы ученых-экономистов Василия В.Н., Вон-Смита Дж., Житникова Ю.М., Диардена Б., Диккенса С., Кадырова Ф.Н., Ки П., Лившица А.А., Кузнецова В.К., Линьковой И.В., Линденбратена А.Л., Никола Д., Третьякова А.Е., Царедворцева А.Д., Худякова М.Б., Шиповой В.М., Шамшуриной Н.Г. и др. Работы этих авторов в разной степени раскрывают содержание обозначенной проблемы.
Цель работы – рассмотреть мотивацию труда как функцию управления в здравоохранении.
Задачи работы:
- рассмотреть природу и сущность мотивации, процесс мотивации;
- проанализировать теории мотивации;
- провести анализ организационной структуры управления на примере больницы им. И.М. Сеченова.
Объект работы – мотивация.
Предмет работы – мотивация персонала в системе здравоохранения.
Методологическая база работы – больница им. И.М. Сеченова.
Научная новизна и практическая значимость данной работы заключается в том, что проблема мотивации и осуществлении необходимых потребностей сотрудников недостаточно изучена, несмотря на многие разработки. На практике стимулирование работников осуществляется не полной мере, из-за того, что руководство не уделяет достаточное внимание проблеме мотивации.
Методологию работы составили метод анализа, сравнения и классификации теоретических источников, а также наблюдение, анализ и обобщение данных. В работе были использованы современные научные и отраслевые периодические издания, нормативные документы.
Результаты исследования могут быть использованы в деятельности кадровых служб лечебно-профилактических учреждений, а также в процессе преподавания в вузах при подготовке специалистов в области организации здравоохранения и повышения квалификации руководителей подразделений ЛПУ.
1. Природа и сущность мотивации, процесс мотивации
1. 1. Сущность мотивации
Мотив относится к желаниям, потребностям, побуждениям и импульсам внутри человека. Мотивацию можно определить как процесс стимулирования людей к действию для достижения желаемых целей. Оно предполагает пробуждение у людей потребностей и желаний, чтобы инициировать и целенаправленно направлять их поведение. «Мотивация — это психологический феномен, который возникает из чувства потребностей и желаний людей. Это вызывает целенаправленное поведение. Мотивацию можно охарактеризовать как движущую силу человека, которая побуждает его к действию. Эта движущая сила порождается состоянием напряжения, существующим вследствие неудовлетворенной потребности».
Важно понимать, что мотивация — это, прежде всего, переменная производительности. То есть последствия изменения мотивации часто носят временный характер. Человек, имеющий высокую мотивацию к выполнению определенной задачи из-за изменения мотивации, может позже проявить мало интереса к этой задаче в результате дальнейшего изменения мотивации.
Мотивация сотрудников — это движущая сила, объясняющая, почему сотрудник ведет себя определенным образом для достижения цели компании. Это также ключевой элемент организационного успеха, поскольку компании полагаются на хорошую работу своих сотрудников для достижения ключевых целей.
По словам Лайкерта, «это ядро менеджмента, которое показывает, что каждый человек дает ему чувство собственной значимости в группах, которые для него наиболее важны. Руководитель должен стремиться относиться к людям с достоинством и признанием их ценности».
По словам Далтона Э. Макфарланда, «мотивация относится к тому, как побуждения, побуждения, желания, стремления, стремления или потребности направляют, контролируют или объясняют поведение людей».
По словам С.П. Роббинса, «мотивация – это готовность приложить большие усилия для достижения организационных целей, обусловленная усилиями и способностью удовлетворить некоторые индивидуальные потребности».
Немотивированные сотрудники менее продуктивны и эффективны, независимо от уровня их квалификации. Они часто менее вовлечены и не испытывают энтузиазма по поводу своей работы, что приводит к низкой удовлетворенности работой, снижению производительности труда сотрудников и плохим результатам в бизнесе.
На мотивацию влияет множество различных факторов, включая внутренние физиологические состояния организма, текущие условия окружающей среды, а также прошлую историю и опыт организма. Для того чтобы все эти факторы могли влиять на мотивацию, информацию о них необходимо обрабатывать рядом способов и, если мотивы не являются новыми, на оценку и кодирование будут влиять процессы обучения и поиска.
Природа мотивации:
1. Мотивация – это внутреннее чувство, влияющее на поведение человека.
2. На мотивацию влияет то, как мотивирован человек.
3. Мотивация приводит к положительному достижению целей в организации.
4. Мотивация связана с удовлетворением.
5. Мотивация может быть положительной и отрицательной.
6. Мотивация — сложный процесс, поскольку люди неоднородны в своих ожиданиях, восприятиях и реакциях.
7. Мотивация сильнее, когда она исходит из потребностей человека, соответствующих его ценностям.
Тремя ключевыми компонентами мотивации являются активация, интенсивность и настойчивость. Эти три компонента работают вместе и заставляют людей действовать определенным образом.
1. Активация представляет собой решение начать поведение с целью получения вознаграждения или стимула. Активация, также известная как направление, включает в себя обязательство действовать для достижения более цели.
2. Интенсивность — это преданность делу и усилия, направленные на получение вознаграждения, которые определяются опытом и уровнем желания. Например, те, кто демонстрирует высокую интенсивность, сильно чего-то желают и будут эффективно расставлять приоритеты в отношении своего времени, энергии и ресурсов, чтобы получить это.
3. Настойчивость представляет собой способность не сбиться с пути, несмотря на трудности и неудачи, и сохранять требуемые действия и интенсивность в течение долгого времени, чтобы добиться награды.
Существующие теории мотивации имеют три ограничения. Во-первых, это неясность понятия мотивации. Практически невозможно провести четкую грань между мотивацией и другими понятиями, такими как стремление, потребность, намерение, желание, цель, ценность и воля. Из-за такой концептуальной неопределённости трудно прийти к единому мнению относительно того, относится ли мотивация к психологическому состоянию или процессу, не говоря уже об определении.
Мотивация помогает трансформировать таланты и знания сотрудника в реальную производительность и деятельность. Демотивированные сотрудники влияют на общую эффективность фирмы, а также могут привести к демотивации других сотрудников. Мотивация основана на человеческих потребностях и желаниях. Такие чувства потребностей влияют на поведение и действия человека. Таким образом, мотивация действительно является психологической концепцией.
Фрагмент для ознакомления
3
Абенова, Н. Е. Мотивационные факторы, влияющие на трудовое поведение персонала медицинского учреждения / Н. Е. Абенова // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 73-80.
Бегун, Т. В. Современные проблемы менеджмента в здравоохранении / Т. В. Бегун, Д. Н. Бегун // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 416-418.
Галецкая, М. Е. Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности / М. Е. Галецкая // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 813-816.
Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 42-44.
Егоршин, А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие / А.П. Егоршин. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 378 c.
Клевцова, К. С. Мотивация персонала как инструмент управления / К. С. Клевцова // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 344-347.
Колозина, Т. А. Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации / Т. А. Колозина // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 123-125.
Крячко, К. С. Эффективная мотивация персонала / К. С. Крячко // Экономическая наука и практика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 65-71.
Лобанова, Т. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов / Т. Н. Лобанова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 553 с.
Маматова, Д. Ж. Особенности развития менеджмента в здравоохранении / Д. Ж. Маматова, Д. И. Усмонов, Х. Х. Холматов // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 272-274.
Меркулов Н.А. Роль мотивации медицинских работников в повышении эффективности предоставления медицинских услуг / Н. А. Меркулов // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 3. – С. 771-782.
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Е. А. Родионова, В. И. Доминяк, Г. Жушман, М. А. Экземпляров. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 279 с.
Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов / С. Ю. Трапицын [и др.] ; под общей редакцией С. Ю. Трапицына. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 362 с.
Регель, О. В. Особенности профессиональной мотивации студентов медицинских специальностей / О. В. Регель // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 84-87.
Экономика и управление в здравоохранении: учебник и практикум для вузов / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин, К. Э. Соболев ; под общей редакцией А. В. Решетникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 316 с.