Фрагмент для ознакомления
2
По определению, коррупция – это действия, при которых государственная власть используется для личной выгоды способом, противоречащим правилам игры. Если коррупцию удалось контролировать, то это благодаря способности гражданского общества и государственных институтов контролировать поведение государственных чиновников . Неконтролируемая коррупция сопровождается нерациональным распределением ресурсов, экономической стагнацией, социальным и экономическим неравенством и, в конечном счете, политическим насилием. Первое десятилетие нынешнего столетия дает достаточно случайных свидетельств этих эффектов.
Коррупция проявляется во многих формах, хотя все они исходят из одного и того же политического органа. Формы коррупции отличаются друг от друга как с точки зрения источника власти, который используется, так и с точки зрения воздействия, которое они оказывают на экономику и общество. Большинство людей подвергаются коррупции в ее мягкой форме, когда им приходится давать взятку, чтобы получить услугу от государственного чиновника. Довольно часто предоставление услуги было бы правом гражданина, бюрократ может просто по своему усмотрению возложить на гражданина некоторые расходы (в виде задержек и альтернативных издержек, связанных с отказом в выдаче разрешения) до предоставления услуги. Чтобы снизить эту стоимость, требуется взятка. Эта форма бюрократической коррупции обычно возникает после определения режима регулирования и принятия решений о распределении ресурсов – бюрократ, по сути, вмешивается в реализацию решений.
Экономические модели бюрократической коррупции должны решать проблемы информационной асимметрии (какие агенты коррумпированы и какие будут участвовать в распространении коррупции) и неопределенности в отношении издержек (связанных с вероятностями и штрафами за обнаружение, а также с покупкой лояльности других агентов) в дополнение ко всем обычным неизвестным, таким как спрос и снабжение.
С другой стороны, политическая коррупция возникает из-за контроля диктатора над распределением ресурсов страны и решениями о расходах. Этот лидер будет максимизировать свое личное богатство, а не благосостояние населения . По необходимости, он должен будет получить почти полный контроль над политическими силами внутри страны. Часть богатства, накопленного в результате коррупции, используется для покупки лояльности тех, кто поможет диктатору остаться у власти, и для подрыва гражданского общества и государственных институтов, которые могут перейти в оппозицию. Эта форма коррупции приводит к нерациональному распределению ресурсов и крайней степени концентрации богатства в руках немногих.
Можно утверждать, что доброжелательность на самом деле непроизвольна – что это всего лишь отражение высокой стоимости приобретения лояльности общественности и тех, кто помогает поддерживать коррумпированную структуру. Несколько менее опасная форма этого вида коррупции возникает, когда могущественные олигархи следят за тем, чтобы политические решения соответствовали их экономическим интересам.
Хотя существует широкий консенсус в отношении того, что коррупция оказывает негативное влияние на экономическую безопасность и развитие, некоторые исследователи продолжают утверждать, что коррупция может быть экономически оправдана, поскольку она предоставляет возможности обходить неэффективные нормативные акты и бюрократическую волокиту и позволяет частному сектору исправлять ошибки и неэффективность правительства. Таким образом, это потенциально могло бы способствовать экономическому росту за счет устранения бюрократических барьеров для входа и снижения транзакционных издержек компаний при попытке соблюдать чрезмерные нормативные акты .
В некоторых исследованиях также утверждается, что пагубное воздействие коррупции на экономическую безопасность может быть специфичным для конкретного контекста и связано с такими факторами, как правовая и институциональная база страны, качество управления, политический режим и т.д. Например, несколько исследований показывают, что, хотя коррупция неизменно наносит ущерб странам с эффективными институтами, она потенциально может повысить производительность и предпринимательство в странах с жестким регулированием, в которых нет эффективных государственных институтов и систем управления.
Другие исследования также предполагают, что влияние коррупции на экономический рост и развитие может также зависеть от конкретного режима и что тип политического режима является важным фактором, определяющим взаимосвязь между коррупцией и экономическим ростом. Отвечая на этот аргумент, в некоторых исследованиях утверждается, что вместо того, чтобы способствовать экономическому росту, коррупция может смягчить воздействие слабой институциональной и нормативно-правовой базы.
В более общем плане, имеется большое количество свидетельств, указывающих на то, что, хотя коррупция в некоторых контекстах может помочь снизить издержки, связанные с громоздкими административными процессами, в краткосрочной перспективе, она оказывает долгосрочное пагубное воздействие на деятельность компаний и разрушительное воздействие на общую среду управления в стране, подрывая подрывает эффективность и легитимность государственных институтов и, в конечном счете, подрывает устойчивое развитие и верховенство закона. На макроуровне литература в целом показывает, что коррупция оказывает негативное, прямое воздействие на экономическую безопасность и развитие.
Коррупция также оказывает косвенное влияние на экономические показатели страны, влияя на многие факторы, способствующие экономической безопасности, такие как инвестиции, налогообложение, уровень, структура и эффективность государственных расходов.
Исследования на макроуровне, в которых использовались данные на страновом уровне для изучения межстрановых различий как в управлении, так и в экономических показателях, неизменно выявляли, что коррупция значительно снижает экономическую безопасность и развитие. Например, данные по странам показывают, что коррупция неизменно коррелирует с более низкими темпами роста, ВВП на душу населения, экономическим равенством, а также с более низкими уровнями человеческого развития .
Хотя прямое и косвенное воздействие коррупции на экономический рост справедливо для всех рассматриваемых стран, обзор предполагает, что оно может быть смягчено контекстуальными факторами, такими как уровень развития и общее качество управления, при этом ожидается, что воздействие коррупции будет более пагубным для стран с более высоким уровнем дохода на душу населения. доход и институциональное качество.
Таким образом, многоаспектность содержания коррупции становится явной из представленных признаков, которые могут варьироваться от взятий взяток и подкупа до мошенничества, сговора и давления. Важно отметить, что коррупция проявляется в разных формах, как в мягких, связанных с взятками, так и в более сложных, включая политическую коррупцию, при которой диктаторы максимизируют свои личные интересы, что может привести к нерациональному распределению ресурсов и обогащению небольшого круга лиц. Многоаспектность коррупции осложняет как ее определение, так и борьбу с ней, требуя комплексных подходов.
§2. Признаки коррупции
Характерными признаками коррупции являются :
использование публичным лицом своего должностного или иного служебного положения вопреки законным интересам общества и государства;
получение неправомерных выгод имущественного и неимущественного характера для себя либо другого физического или юридического лица, а равно незаконное предоставление такой выгоды физическим или юридическим лицом должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в своих интересах, а также от имени или в интересах другого физического или юридического лица.
Характерными признаками коррупции являются конфликты между действиями должностного лица и интересами работника, между действиями выборного лица и интересами общества, между чиновником и государством, между властью и народом. Одним из признаков коррупции является необычно высокий уровень ее латентности. Истинная причина этого зла лежит в анемии государственной власти и управления, в отсутствии широкого слоя государственно мыслящих чиновников, в отстранении населения и гражданского общества от контрольных функций и активного участия в борьбе с коррупцией.
Чиновник, обладающий дискреционной властью над распределением не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению, может быть подвержен или подвергается коррупционному воздействию. А также олигарх, бизнесмен, скрывающие свои сверхдоходы, в том числе в оффшорах, и уклоняющиеся от налогов посредством подкупа должностных лиц с целью получения сверхприбыли и личного обогащения скрыто переводят отмытые денежные средства в зарубежные банки и активы, приобретают на них недвижимость в элитных районах и за рубежом. Побудительным мотивом к коррупционным действиям является возможность получения незаконным путём экономической прибыли или ренты, связанной с использованием властных полномочий. Главным сдерживающим фактором здесь выступают риск разоблачения и неотвратимость наказания .
В широком смысле коррупция включает в себя злоупотребление властными полномочиями, взяточничество и самостоятельное чиновничье «предпринимательство». В процессе управления финансовыми, материальными ресурсами или распределения материальных благ в поведении должностных лиц появляются мотивы искушения получить незаконную личную выгоду и прибыль.
К сожалению, законы и нормативно-правовые акты, регулирующие внутригосударственные общественные и экономические отношения, государственную и муниципальную службу и поведение чиновников, поведение бизнесменов и институтов гражданского общества действуют пока формально .
В узком смысле коррупция представляет явление, при котором должностное лицо сознательно пренебрегает своими обязанностями или действует вопреки этим обязанностям ради дополнительного материального вознаграждения. При этом в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом в частных интересах.
Практически все коррупционные деяния, совершаемые должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления с одной стороны и бизнесмены-взяткодатели, или другие лица относятся к категории преступников, т.е. преступлений против государственной власти, национальных интересов, гражданского общества и законных прав и свобод личности. В этом проявляется своего рода «приватизация государства» и предательство национальных интересов страны, а в некоторых случаях и даже измена Родине .
К факторам системного характера коррупционности относятся ложные цели и приоритеты в политике и экономике, социальной сфере и нормативные коллизии в принимаемых законах и правовых актах представительных и исполнительных органов власти и управления. Так, коррупциогенность лоббируется отдельными политическими, экономическими группами или элитами, олигархами, отдельными депутатами, государственными или муниципальными служащими для получения сверхдоходов. Появляются коррупционные схемы, создаются криминальные группы и рождаются механизмы системной коррупции и рейдерства .
Многие, практически все коррупционные деяния в большинстве случаев выглядят вполне «законными», так как в положениях статей законов или в подзаконных нормативных актах представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления всех уровней и ветвей власти имеются закамуфлированные основания коррупционной выгоды.
Основными инструментами преодоления коллизий в нормативных и правовых актах исполнительной власти, принимаемых законах Государственной Думой или законодательными собраниями субъектов Российской Федерации и их проектов является антикоррупционная экспертиза на основе перечня и описания типичных коррупционных факторов, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти и местного самоуправления.
Фрагмент для ознакомления
3
Федеральные нормативные правовые акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024, с изм. от 24.05.2024) . – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant.ru/. – Загл. с титул. экрана. – (Дата обращения 28.05.2024).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) . – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant.ru/. – Загл. с титул. экрана. – (Дата обращения 28.05.2024).
3. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" от 03.12.2012 N 231-ФЗ (последняя редакция)
4. Федеральный закон "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ (последняя редакция) . – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant.ru/. – Загл. с титул. экрана. – (Дата обращения 28.05.2024).
5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant.ru/. – Загл. с титул. экрана. – (Дата обращения 28.05.2024).
6. Указ Президента РФ от 01.11.2001 N 1263 (ред. от 22.03.2005) "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant.ru/. – Загл. с титул. экрана. – (Дата обращения 28.05.2024).
7. Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 (ред. от 26.06.2023) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы". – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant.ru/. – Загл. с титул. экрана. – (Дата обращения 28.05.2024).
8. Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 (ред. от 25.01.2024) "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (вместе с "Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции"). – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL : https://www.consultant.ru/. – Загл. с титул. экрана. – (Дата обращения 28.05.2024)
Литература
9. Анопченко, Т.Ю. Влияние коррупции на экономическую безопасность региона / Т.Ю. Анопченко, Т.М. Рогова. – Текст : непостредственный // Современные подходы к противодействию коррупции: тренды и перспективы. – 2019. – С. 185-191.
10. Байгускаров, Т.Т. Понятие И Сущность Коррупции / Т.Т. Байгускаров. – Текст : непостредственный // StudNet. – 2021. – №6. – С. 424-429.
11. Бойхунов, М.А. Антикоррупционная политика России: проблемы и перспективы / М.А. Бойхунов. – Текст : непостредственный // Аллея науки. – 2021. – Т. 1, № 6(57). – С. 950-956.
12. Вальков, Г.Г. Проблемы реализации антикоррупционной политики в России / Г.Г. Вальков. – Текст : непостредственный // Сборник статей по итогам международного студенческого молодежного антикоррупционного форума, 2022. – С. 42-45.
13. Добрышкина, К.В. Проблемы антикоррупционной политики Российской Федерации / К.В. Добрышкина. – Текст : непостредственный // Гуманитарные научные исследования. – 2019. – № 5(93). – С. 1-4.
14. Зейналова, Л.М. Сущность феномена коррупции как социально-правового явления / Л.М. Зейналова. – Текст : непостредственный // Теория права и межгосударственных отношений. – 2019. – № 2(10). – С. 79-86.
15. Малько, А.В. Антикоррупционная правовая политика: проблемы формирования и реализации / А.В. Малько, А.П. Мазуренко. – Текст : непостредственный // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2021. – № 3(57). – С. 110-124.
16. Мырзалиев, М. Б. Понятие коррупции и факторы ее проявления / М. Б. Мырзалиев, А. К. Султаналиева. – Текст : непостредственный // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. – 2021. – Т. 21, № 7. – С. 100-104.
17. Няргинен, В.А. Влияние коррупции на экономическую безопасность России / В.А. Няргинен, И.М. Калинина. – Текст : непостредственный // Вектор экономики. – 2021. – № 9(63). – C. 1-8.
18. Постнов, А.А. Нормативно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации / А.А. Постнов. – Текст : непостредственный // Интеграция науки, образования, общества, производства и экономики. – 2022. – С. 113-122.
19. Сосновская, Ю.Н. Государственная политика в области противодействия коррупции: понятие, содержание, проблемы реализации / Ю.Н. Сосновская. – Текст : непостредственный // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения), 2022. – С. 184-189.
20. Тляумбетов, Р.Г. Понятие коррупции и виды коррупционных преступлений Р.Г. Тляумбетов, А.Р. Хамадьярова. – Текст : непостредственный // European science. – 2016. – №12 (22). – С. 57-61.
21. Фиалковская, И. Д. Коррупция: понятие, признаки, виды / И. Д. Фиалковская. – Текст : непостредственный // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2018. – № 1. – С. 137-142.
22. Черепанова, Е.В. Противодействие коррупции в государственном управлении / Е.В. Черепанова. – Текст : непостредственный // Журнал российского права. – 2017. – № 4(244). – С. 100-105.