Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Спорт является важной частью здорового образа жизни, а также необходимым условием для физического и личностного развития подростка. В современном обществе, где доминируют цифровые развлечения, такие как видеоигры и социальные сети, привлечение детей к занятиям спортом становится все более сложной задачей. Статистика показывает, что только один из пяти подростков в США соблюдает рекомендации по физической активности, что является тревожным показателем. В России ситуация аналогичная: многие дети и подростки предпочитают пассивные формы досуга, что негативно сказывается на их здоровье. По данным CDC, менее четверти детей в возрасте от 6 до 17 лет занимаются физической активностью ежедневно [21].
Эти данные подчеркивают необходимость создания условий, которые будут мотивировать подростков заниматься физической культурой и спортом. Спортивные школы, тренеры, родители и учителя должны совместно работать над тем, чтобы спорт стал доступным и привлекательным для молодежи [17]. Организация спортивных секций, проведение соревнований и спортивно-массовых мероприятий – это лишь часть способов привлечь детей к активному образу жизни. Также стоит учитывать, что регулярная физическая активность помогает предотвратить множество заболеваний, включая сердечно-сосудистые болезни, диабет и депрессию. Укрепление здоровья детей через спорт не только улучшает их физическое состояние, но и способствует лучшему усвоению учебного материала и общему психологическому благополучию [22].
Таким образом, исследование методов и средств привлечения подростков к занятиям спортом является актуальным и востребованным направлением, способствующим развитию здорового и активного поколения. Эта работа направлена на выявление эффективных программ по привлечению детей и подростков в спортивные секции, что поможет увеличить их интерес к физической активности и улучшить общее состояние здоровья.
Проблема исследования: малый набор обучающихся в группы по видам спорта.
Объект исследования: процесс привлечения подростков к занятиям спортом.
Предмет исследования: привлечение занимающихся в спортивные секции.
Цель исследования: определить эффективные методы и программы по привлечению детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом в спортивных секциях.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность привлечения детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.
2. Исследовать традиционные и современные методы привлечения детей в спортивные секции.
3. Оценить эффективность текущих программ привлечения детей и подростков в спортивные секции на примере МБУ «СШОР Вахитовского района» г. Казани.
4. Провести анкетирование среди подростков и их родителей для выявления потребностей и предпочтений в занятиях спортом.
5. Разработать рекомендации и предложить программу по улучшению привлечения детей и подростков в спортивные секции на основе полученных данных.
Гипотеза исследования. Предполагается, что проведенное исследование поможет привлечь детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом в спортивные секции МБУ «СШОР Вахитовского района» г. Казани.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
3. Математическая обработка данных.
Организация исследования. Исследования проводилось в МБУ «СШОР Вахитовского района» г. Казани с февраль по июнь 2024 года.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап (февраль 2024 г.) проведена предварительная подготовка, включающая в себя выбор темы, изучение и анализ научных и методических материалов, что позволило установить состояние изучаемого вопроса, разработка цели, задач, методов исследования, гипотезы и практической значимости.
2 этап (март – апрель 2024 г.) – изучались теоретические аспекты привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом в МБУ «СШОР Вахитовского района» г. Казани.
3 этап (май 2024 г.) – включал анкетирование и обработку данных исследования, обобщение результатов, формулирование выводов, оформление курсовой работы и подготовку в защите.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования будут интересны руководителям спортивных школ и могут применяться для привлечения обучающихся.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений.
Привлечение занимающихся в спортивные секции представляет собой комплекс мероприятий и стратегий, направленных на вовлечение детей и подростков в занятия физической культурой и спортом. Этот процесс имеет важное значение для общества, поскольку способствует развитию здорового поколения, снижению заболеваемости и формированию устойчивых социальных связей. Определение привлечения в спортивные секции включает в себя создание условий, которые делают занятия спортом доступными и привлекательными для молодежи. Это может быть достигнуто путем улучшения инфраструктуры, предоставления качественных спортивных программ, а также активной информационной работы, направленной на популяризацию здорового образа жизни [4; 10].
Значение привлечения в спортивные секции не ограничивается только физическим развитием подростков. Регулярные занятия спортом способствуют улучшению психического здоровья, развитию дисциплины, ответственности и командного духа. Согласно исследованиям, дети, занимающиеся спортом, показывают лучшие результаты в учебе и имеют более высокую самооценку. Привлечение детей и подростков в спортивные секции также имеет экономическое значение. Здоровое поколение снижает затраты на здравоохранение и способствует устойчивому развитию общества. Вложение в спортивные программы для молодежи является долгосрочной инвестицией в здоровье нации.
Важным аспектом привлечения является мотивация. Основными мотивационными факторами могут быть как внутренние (личные интересы и цели), так и внешние (поддержка семьи, влияние сверстников, положительный пример тренеров и учителей). Создание мотивационной среды, которая поощряет занятия спортом, является ключевым элементом успешных программ привлечения.
Исследования показывают, что использование современных технологий и инновационных методов также играет важную роль в привлечении молодежи к занятиям спортом. Например, использование социальных сетей и мобильных приложений для продвижения спортивных мероприятий и программ может значительно увеличить охват и заинтересованность среди подростков. Таким образом, понятие привлечения занимающихся в спортивные секции охватывает широкий спектр мероприятий и стратегий, направленных на создание благоприятных условий для занятий спортом и формирование устойчивой мотивации у молодежи. Значение этого процесса трудно переоценить, так как он оказывает положительное влияние на физическое и психическое здоровье подростков, способствует их социальному развитию и вносит вклад в устойчивое развитие общества [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Чебоксары, 24–25 ноября 2022 г.). – Чебоксары: Издательский дом "Среда", 2022. – 304 с.
2. Бардамов Г. Б., Балдаев К. В. Физическая культура и спорт: учебник. – Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В. Р. Филиппова, 2020. – 405 с.
3. Блинков С. Н., Левушкин С. П., Сокунова С. Ф. Значимость физкультурно-оздоровительной деятельности в формировании человеческого капитала учащейся молодежи: монография. – Самара: Самарский государственный аграрный университет, 2023. – 171 с.
4. Дедловская М. В. Основы организации физкультурно-спортивных мероприятий: учебно-методическое пособие. – Казань: Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2022. – 103 с.
5. Иванченко Е. И. Теория и практика спорта: в 3 ч. Ч. 3: Основы спортивной подготовки: пособие. – Минск: Белорусский государственный университет физической культуры, 2021. – 206 с.
6. Мельникова Л. В. Нетрадиционные виды ориентирования: учебное пособие. – Чайковский: Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 2017. – 112 с.
7. Мельникова Л. В., Мокрушина И. А. Условия развития спортивного ориентирования как вида спорта для всех на муниципальном уровне: монография. – Чайковский: Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 2015. – 180 с.
8. Мотивационные аспекты физической активности: Материалы IV Всероссийской междисциплинарной конференции. 14 февраля 2020 г. Великий Новгород Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого – Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. – 101 с.
9. Мотивационные аспекты физической активности: материалы VI Всероссийской междисциплинарной конференции, Великий Новгород, 18 февраля 2022 г. – Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2022. – 121 с.
10. Никитушкина Н. Н. Организация методической работы в спортивной школе: учебно-методическое пособие. – М.: Издательство "Спорт-Человек", 2019. – 320 с.
11. Педагогический менеджмент в здоровьесберегающем образовании: сборник научных трудов. Вып. 13. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2020. – 144 с.
12. Пономарев В. В., Уколов А. В., Рябинина С. К. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты: монография
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва – Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва, 2013. – 160 с.
13. Севастьянов В. В., Алтухова Е. В., Воропаев В. И. Физическая культура и спорт с методикой преподавания: учебное пособие для вузов. – М.: Издательство "Лань", 2024. – 188 с.
14. Севастьянов В. В., Стеблецов Е. А., Воропаев В. И. Вопросы физического воспитания студентов: монография. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, 2021. – 155 с.
15. Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы XXV Всероссийской научно-практической конференции, 26-27 ноября 2021 г. – Хабаровск: Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2021. – 262 с.
16. Спорт – в село: актуальные направления развития физической культуры и спорта на сельских территориях: материалы I Всероссийской научно-практической конференции (26–28 июля 2022 года). – Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2022. – 264 с.
17. Теория и методика спортивного отбора в избранном виде спорта: учебное пособие
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
– Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2021. – 176 с.
18. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве: инновации и перспективы развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Герценовские чтения»: в 2 т. – Секции 3, 4. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2021. – 324 с.
19. Физическая культура, здоровье и спорт: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. – Москва: Российская таможенная академия, 2019. – 84 с.
20. Худик С. В., Близневская В. С., Близневский А. Ю., Худик А. А., Тарасенко А. П., Тарасенко Ю. В., Волкова О. Г. Физическая культура и спорт. Лыжный спорт и спортивное ориентирование: учебное пособие. – Красноярск: Сибирский Федеральный Университет, 2020. – 150 с.
21. Centers for Disease Control and Prevention. Physical Activity Facts. CDC Healthy Schools. Доступно по: https://www.cdc.gov/healthyschools/physicalactivity/facts.htm (Дата обращения: 26.05.2024).
22. Healthy People 2030 - Physical Activity. U.S. Department of Health and Human Services. Доступно по: https://health.gov/healthypeople/objectives-and-data/browse-objectives/physical-activity (Дата обращения: 26.05.2024).