Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В современной практике особую значимость приобретает проблема обучения детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с задержкой психического развития (далее ЗПР).
Проблема особенностей связной речи у младших школьников с ЗПР, особенно актуальна, т.к. уровень владения ребенком связной речью влияет на развитие всей познавательной деятельности, способствует повышению уровню общего развития и как следствие создает положительные предпосылки к формированию дальнейших учебных навыков.
Под связной речью понимается последовательная, насыщенная лексикой речь ребенка, отражающая окружающую действительность. О сформированности связной речи судят по возможности ребенка хорошо излагать свои мысли, описывать ситуации, пересказывать рассказы. Именно эти навыки необходимы будущему школьнику при обучении в школе, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы для будущего обучения.
В работах Н.И. Левшиной, О.А. Нечаевой, Н.А. Стародубовой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой описываются методики развития связной речи. Исследователи отмечают, что в работе над развитием речи необходимы как традиционные, так и инновационные методы работы, особенности в части обучения творческому рассказыванию.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» полностью регулирует отношения в сфере образования, отдавая приоритет инклюзивному образованию по различным направлениям, управлению образовательными потребностями и определению организационных особенностей образовательного процесса и индивидуальный подход к воспитанию каждого ребенка. Закон определяет возможность адаптации образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей инвалидов и обеспечивает их право на образование.
Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития подробно раскрыты в работах И.Ю. Боряковой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, И.А. Симоновой.
Трудности в формировании связного монологического высказывания у детей младшего школьного возраста приводят не только к невозможности ребенка овладеть необходимыми образовательными результатами, но сказывается негативное влияние на его психическое развитие, возможности социализации и развития межличностных отношений.
Организация формирования связной речи у младших школьников с ЗПР предполагает развитие навыков планирования собственных высказываний, соблюдения лексико-грамматических особенностей речи, умение продолжать и заканчивать свою речь.
Таким образом, данного исследования обусловлена такими факторами как: значимость развития связной речи у детей младшего школьного возраста, наличие у младших школьников с задержкой психического развития трудностей в развитии связной речи, необходимость осуществления логопедической работы по развитию связной речи у младших школьников с задержкой психического развития.
Выявленная актуальность, позволяет сформулировать проблему исследования: «Каковы особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития».Объект–состояние развития связной речи у детей младшего школьного возраста.
Предметом – особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель данной работы исследование особенностей связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1.Провести анализ научной литературы по теме исследования;
2.Подобрать методику по изучению связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
3. Выявить нарушения связной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.4. Подобрать методику коррекции …
Гипотеза исследования: учитывая тесную связь в развитии всех речевых процессов, а также сложную структуру дефекта у младших школьников с задержкой психического развития, мы предполагаем, что у детей данной группы имеет место замедленный темп развития и своеобразие нарушений связной речи.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Современные представления о связной речи в лингвистической и психолого-педагогической литературе
Проблеме развития связной речи посвящено немало трудов отечественных педагогов, психологов.
Явление связной речи в процессе развития человека подчиняется законам развития и постепенного становления. Тем самым связная речь ребенка формируется с момента овладения им словарной речи до осмысленного самостоятельного высказывания.
Связная речь представляет собой сложную форму коммуникации. Она выражается в возможности ребенка максимально полно и разнообразно употреблять в речи разные части речи, комплектовать их в предложения в соответствии с синтаксическими и грамматическими правилами, а также соблюдая логическую связь речи. Единицами связной речи являются слова, словосочетания и предложения [28].
Большинство авторов учитывают особенности связной речи с нескольких сторон.
A.M. Бородич так понимает понятие «связная речь» - семантически подробное выражение (набор логически взаимосвязанных предложений), необходимых для общения и взаимопонимания [8, с. 54].
В работах Л.С. Выготского связная речь рассматривается как речевая деятельности, связанная с мышлением. Теория автора показывает, что речь безотрывно связана с мыслью. Поэтому связная речь выступает средством выражения логических мыслей ребенка, его ответа на обращенную речь. Если ребенок способен грамотно формулировать свои мысли, это находит выражение в качестве его связной речи [10, с. 105].
С.Л. Рубинштейн замечает, что связная речь — это та, которую можно хорошо понять, основываясь на ее собственном тематическом содержании [10, с. 66].
Научившись говорить, ребенок учится думать, но, научившись думать, он также развивает свои речевые способности.
В.П. Глухов отмечает, что с точки зрения функциональности связная речь позволяет реализовывать главную функцию речи – коммуникативную. Связная речь всегда построена на одной тематике, связанных частей речи, представленных единой семантически структурной целостностью [13, с.24].
В.К. Воробьева рассматривает связную речь как вид речевой деятельности, являющийся результатом коммуникации на уровне текста [9, с. 31].
Связная речь имеет несколько форм, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация форм связной речи
M.M. Алексеева и В.И. Яшина в рассматриваемом понятии выделяют две составные части - монолог и диалог. Различие данных видов связной речи обусловлено спецификой их организации и развития в речи [1].
Фундаментальные основы изучения диалогического общения в лингвистики положили работы В.В. Виноградова, М.М. Бахтина, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинский. Авторы смогли разработать научное обоснование теории диалогического общения, раскрывающееся посредством трех положений:
- диалогическое общение представляет собой сферу речевого общения человека;
- диалог выступает как форма реализации языка, объединяющая социальную и коммуникативную сферы жизни;
- речь, выступающая в форме диалога, имеет определенную структуру, специфичную для конкретного языка.
Диалогическая речь - «обмен высказываниями, порождаемыми одно другим в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками» [1].
Д.И. Изаренков диалог рассматривается:
- как факт речевого общения двух или более людей, обосновывающих речевую ситуацию;
- акт, определяющий инициативу одного человека обращаться к другому для определения решения круга вопросов. Таким образом, диалог является неким средством решения проблем, которые возникают с одного реципиента и требующие ответа от другого реципиента [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2017. – 400 с.
Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения // Педагогика и психология образования. – 2017. – № 3. – С. 44-58.
Баринова А.А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56. - С. 15-23.
Баряев Л.Б., Вечканова И. Г., Галлямова Ю. С. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография . - М.: Добрый мир, 2018. 332 с.
Бондаренко П. С., Арефьева А. В. Особенности связной речи младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 232-234.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Гном-Пресс, 1999.
Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1983.
Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие – М.: ACT: Астрель, 2018. – 158 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2017. – 352 с.
Галкина С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. – 2019. – №5. – 19-27 с.
Гаркуша Ю.Ф., Секачев В. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи. – М., 2019. – 231 с.
Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.
Голубева Г.Г. К вопросу изучения нарушений восприятия и дифференциации звуков речи у дошкольников с задержкой психического развития // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями. - СПб.: Питер, 1999. – С. 84-91.
Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед. - 2017. - № 3. - С. 26 - 32.
Егорова Е.Е., Курилова Т. В. Изучение связной речи младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-svyaznoy-rechi-mladshih-shkolnikov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 10.05.2024).
Емелина Д.А. Задержки психического развития резидуально-органического генеза: клинические варианты, динамика, прогноз: дисс... канд. мед. наук: 14.01.06. – СПб.: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, 2018. – 189 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников . – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 112 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е. М.., Филичева Т. Б. Логопедия. – Екатеринбург: Феникс, 2019. – 316 с.
Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. - 163 с.
Ивлева Т.Р. Речевое развитие в старшем дошкольном возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018 – №32 (8). – С.80-91.
Иншакова Е.В. Проблемы развития связной речи дошкольников //Сб. материалов Ежегодной научно-практ. конф. – 2020 – С. 77-79.
Кобонина Н.И. Диагностика детей с ЗПР // Волгоградский государственный социально-педагогический университет. – 2018. – №5. – С.24-27.
Лалаева Р.И., Бойков Д.И. Особенности семантической структуры текста у дошкольников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 6-10.
Лебединская К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 1980. - № 3. - С. 16-24.
Лепская Н. И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - М.: МГГУ, 2017. - 311 с.
Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов // под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2019. – С. 143-151.
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Дефектология: научно-методический журнал. - 2017. - № 8. - С. 10-18.
Мальцева Е.В. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук - М., 1991.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебральноорганического генеза (клинико-психологические корреляции): автореф. дис. ... канд. пед. наук - М., 1982. - 17 с.
Мастюкова, Е.М. Логопедия. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
Миронова Н. Как учить дошкольника связной монологической речи /// Дошкольное воспитание. – 2018. – № 9. – С. 111-116.
Методы обследования речи у детей / под ред. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2020. – 240 с.
Мосина Э.Г. Особенности развития связной речи детей младшего школьного возраста с ЗПР в инклюзивном классе // Инновационная наука. - 2022. - №4-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-zpr-v-inklyuzivnom-klasse (дата обращения: 10.03.2024).
Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). – М.: Владос, 1986. – 140 с.
Нищеева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. – М.: Детство – Пресс, 2019. – 288 с.
Нырова А. А., Карпова Н. П. Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 648-651. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70007/ (дата обращения: 19.05.2024).
Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Ред.-сост. В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина. – М: Просвещение. – 2017. – 144с.
Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017. – 187 с.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинкам: пособие для логопеда. - М.: Владос, 2017. - 47 с.
Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1989. - №5. - С. 3-14.
Симонова И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1974. - № 3. - С. 3-10.
Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: автореф. дис. - М., 1978.
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. - URL. – Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/ClinicLectkidPsy.pdf (дата обращения: 21.05.2024).
Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. -Н/Новгород: Новг. кн. изд-во, 1994.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. – 256 с.
Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» в редакции от 04.08.2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=455158 (дата обращения 05.05.2024).
Шамарина Е.В. Особенности использования наглядного материала для формирования связной речи старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития // Начальная школа. - 2017. - № 4. - С. 118.
Шевченко С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. - М.: Аркти, 2001.