Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время общество улучшает всеобщий доступ людей к информации и создает условия для распространения и развития человека во всех сферах жизни. Это не может не сказаться на образовании, в том числе на младшем школьном этапе.
Возникает вопрос, какие методы помогут наиболее эффективно формировать регулятивные универсальные учебные умения и действия младших школьников. Средства массовой информации и общество, несомненно, оказывают большое влияние на развитие регулятивных универсальных действий, что можно назвать позитивным явлением. Особенно популярным методом изучения регулятивных универсальных действий является оценка устных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах десяти.
Для того, чтобы успешно учиться в школе, дети должны обладать высоким уровнем развития регулятивных универсальных учебных умений и действий, поскольку это не только напрямую связано с успеваемостью, но и влияет на процесс социального и личностного развития. Данный аспект приводит к настоятельной необходимости рассмотреть этот вопрос.
Проблема: как формировать регулятивные универсальные учебные действия у первоклассников при изучении устных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах десяти?
Область: педагогика, методика обучения математике.
Объект исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников.
Предмет исследования: особенности изучения устных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах десяти как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников.
Цель исследования: изучение особенностей формирования регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников при изучении устных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах десяти.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия» и особенности их формирования у младших школьников на уроках математики;
2) рассмотреть методику изучения устных вычислительных приемов;
3) проанализировать и обобщить опыт педагогов по формированию регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников в процессе изучения устных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах десяти.
Уровень исследованности темы курсовой работы: проблемные вопросы по формированию регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников при изучении устных вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах десяти на уроках математики рассмотрены в работах таких исследователей как: М. Н. Аверина М.Н., М. Б. Батюта, Л. Н. Бахарева, Х. Р. Бернард и др.
Методы, использованные для написания работы: теоретические методы (анализ, синтез), изучение литературы, изучение документов.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВСЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ ДЕСЯТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1. Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия» и особенности их формирования у младших школьников в процессе изучения математики
В личностных и метапредметных результатах, которые включают когнитивные и коммуникативные УУД, именно регулятивные формирует основу для формирования других людей и создает фундамент для самостоятельного развития личности.
Регулятивные универсальные учебные действия - действия, которые обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.
Регулятивные УУД являются горизонтальными, они «пронизывают» коммуникативные, личностные и когнитивные области. Они являются своего рода «скелетом» в структуре УУД, поскольку саморегуляция носит вертикальный характер и пронизывает все уровни личностной системы.
Поэтому трудно переоценить важность регулирования УУД в формировании полноценной, независимой и саморазвивающейся личности. Регулятивные действия универсального обучения обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся постановка целей, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция и саморегуляция. М. Б. Батюта писал, что наблюдение за УУД связано с формированием мыслящего сознания, произвольностью действий и поведения, а также взаимодействием с другими людьми [5].
Учитывая важность задач, связанных с воспитанием самостоятельных личностей, необходимо консолидировать усилия всех составляющих российского образования. Если школа формируется не через УУД, то трудно ожидать от университета успешного развития образования, а в будущем - образовательной и профессиональной независимости. Но для того, чтобы учителя общего образования могли успешно решать эти задачи, необходимы четкие критерии для определения результатов, к которым они должны стремиться.
Важными документами здесь являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» [1].
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 [2].
На этапе обучения самостоятельность определяет мотивацию и цели. Этап планирования - это планирование собственной деятельности. На этапе реализации план реализуется самими учащимися. Этапы контроля, оценки и коррекции должны быть преобразованы в самоконтроль, самооценку и самокоррекцию. Н. С. Ежкова отметила, что на этапе рефлексии обратная связь должна быть получена непосредственно от участников мероприятия [10].
Методисты ФГОС и разработчики общего образования считают, что регулятивные действия УУД призваны обеспечить:
- постановку целей;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль;
- коррекцию;
- оценки.
Связь между наличием действий самоорганизации и успехами в учебе была доказана в ходе различных исследований. Например, Л. Н. Бахарева отметила, что наиболее существенное влияние на успешность обучения оказывает степень интеграции компонентов самоорганизации, таких как постановка целей, анализ ситуации, планирование, самоконтроль и воля к упорному труду [7].
Сегодня термин «Поколение Z» широко используется, как в популярной, так и в научной литературе. Х. Р. Бернард отметил: «Оставаясь пассивными, послушными и зависимыми от своих родителей, школьники не приобрели необходимого жизненного опыта и не обрели самостоятельности, что делает их неподготовленными к взрослой жизни» [8].
У представителей Высшей школы экономики также другая точка зрения. В своих работах они указали, что снижение способностей критического мышления и отсутствие других навыков, связанных с независимостью, не подтверждаются данными, либо эти результаты противоречивы. Личностные особенности - это реакция на окружение (многозадачность), которая характерна для взрослых и подростков. Н. К. Абрамова отметила, что это показывает необходимость конкретной и систематической работы со школьниками, посредством постоянной и управленческой работы под руководством УУД, для развития способностей самостоятельной работы с различными материалами [3].
В течение определенного периода времени представители деятельностного метода, создатели постепенного формирования психологического поведения и концептуальной теории, разработали структурный и функциональный анализ, который может быть использован в качестве основы для контроля показателей развития УУД.
Современные исследователи опираются на эти базовые положения, которые обычно применяют так называемые методы исследования действия. Первенство в применении этого метода в образовании принадлежит Е. М. Кирову. Он определил отсутствие «педагогических практик для развития навыков обучения» как серьезную проблему [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lrz98ofq8f810124342 (дата обращения: 29.05.2024).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 (ред. от 08.11.2022) // СПС КонсультантПлюс – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/?ysclid=lrz9kx6e42156916267 (дата обращения: 29.05.2024).
3. Абрамова Н. К проблеме оценка регулятивных учебных действий // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 3. - С. 30-32.
4. Аверина М.Н. Особенности развития универсальных действий младших школьников // Вектор науки Тольяттинского университета. Серия: Педагогика, психология. – 2020. – № 1 (24). – С.9-13.
5. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / Батюта М.Б., Князева Т.Н. — М.: Логос, 2019.— 304 c.
6. Батюта М.Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта. — М.: Логос, 2020.— 304 c.
7. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе // Начальная школа. - 2021. - С. 106-155.
8. Бернард Х.Р. Методы исследования УУД учащихся начальной школы // Ньюбери парк. - 2019. - С. 152-160.
9. Долгова В.И. Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с школьниками: монография / В И. Долгова. – Челябинск: АТОКСО, 2019. – 115 с.
10. Ежкова Н.С., Эль-Сейид О.А. Экспериментальный анализ проблемы развития универсальных умений у младших школьников // Приднепровский научный вестник. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 34-038.
11. Казаручик Г.Н. Особенности универсальных умений детей младшего школьного возраста // Управление в социальных и экономических системах. - 2019. - № 28. - С. 176-177.
12. Киров Е.М. Развитие универсальных способностей детей школьного возраста // День науки. Сборник статей XXII студенческой научной конференции. - 2021. - С. 111-114.
13. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания школьников / Л. В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2019. - 160 с.
14. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка / М. Монтессори. - СПб. : Благотворительный фонд «ВОЛОHТEРЫ», 2019. - 320 с.
15. Мудрик А. В. Регулятивные учебные действия / А. В. Мудрик. - М.: Азбука, 2019. - 215 с.
16. Николаева О. Ф. Педагогические условия формирования культуры творческого мышления младших школьников / О.Ф. Николаева. - Челябинск, 2021. - 206 с.
17. Петров Э. П. Метод наблюдения в социологическом исследовании // Методы сбора информации в социологических исследованиях. - 2020. - С. 150-189.
18. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий : учебное пособие для учебных заведений / К.К. Платонов. - М. : Высшая школа, 2020. - 174 с.
19. Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы школьников (от 3 до 7 лет) / П.Г. Сирбиладзе. – Тбилиси, 2020. – 24 с.
20. Сункова И.П. Разработка вычислительных приемов у младших школьников. – М.: Наука, 2020. – 415 с.
21. Шинкарёва Н.А. Организационно-педагогические условия и особенности развития любознательности у детей шестого года жизни в начальной школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 20-32.
22. Шумакова Н.Б. Вопрос в структуре познавательной активности / Н.Б. Шумакова. – М.: Наука, 1985. – 96 с.
23. УМК Гармония. Электронный ресурс: https://umk-garmoniya.ru/
\ъ