Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время действует Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции " (далее – ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Как показывает практика, регулировать и контролировать коррупцию только с помощью антикоррупционного законодательства не представляется возможным.
Учитывая разнообразие преступлений, причин и условий, приводящих к коррупции, антикоррупционные программы должны включать весь спектр законодательства, охватывающего различные сферы коррупции, а принимаемые меры должны быть систематическими, постоянными, практичными и экономически эффективными.
Сегодня антикоррупционные меры, принимаемые государственными учреждениями и общественными организациями, весьма эффективны. Это связано с тем, что система мер недостаточно развита, сложна и дорогостояща в реализации, чтобы соответствовать масштабам явления коррупции и потребностям общества. Для продвижения антикоррупционного процесса необходимо разработать и внедрить диверсифицированные и скоординированные административные, правовые и организационные меры, направленные на профилактику и борьбу с коррупцией, с учетом специфики регионов, где она распространена. Эти меры должны быть научно обоснованы и учитывать отечественную практику и зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Серьезная распространенность коррупции, ее негативные последствия и тот факт, что цель минимизации ее проявлений на данном этапе еще не достигнута, обосновывают необходимость исследования и научного обоснования антикоррупционной проблематики.
Проблема борьбы с коррупцией остается актуальной для Российской Федерации. Государству необходимо реализовать эффективную антикоррупционную стратегию, включающую уголовное преследование и комплекс антикоррупционных мер. Также необходимо международное сотрудничество в области борьбы с коррупцией и учет положительного опыта других стран в национальной стратегии. Для эффективной борьбы с коррупцией необходимо включить в национальное законодательство четкое определение коррупции.
В свете всех этих вопросов важно разработать административно-правовую базу для антикоррупционной работы правоохранительных органов и установить основные элементы закона на справедливой основе в первую очередь сейчас, когда есть все возможности и обязательства для борьбы с коррупцией.
Объектом исследования выступает общественные отношения в сфере роли и значения права в борьбе с коррупцией.
Предметом исследования является коррупция как угроза безопасности России.
Цель курсовой работы анализ роли и значения права в борьбе с коррупцией.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть теоретическое определение коррупции как угрозы экономической безопасности;
2.исследовать факторы, способствующие возникновению и распространению коррупции в РФ;
3.рассмотреть коррупционные угрозы РФ и дать их характеристику;
4.исследовать направления противодействия коррупции на современном этапе;
5.дать характеристику угрозы истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;
6.проанализировать проблемы борьбы с коррупцией.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частно-научные и специальные методы. Особое значение уделяется применению частноправовых методов: сравнительно-правового и формально-юридического.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем роли и значения права в борьбе с коррупцией.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства для борьбы с коррупцией.
Теоретическая степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых: Альбеков А.У., Арямов А.А., Руева Е.О., Базанова Е.Д., Горлова К.А., Денисова А.В., Кицай Ю.А., Кузякин Ю.П., Кузякин С.В., Молчанова М.А., Тулякова Е.В., Цирин А.М., Севальнев В.В., Чернов С.Б., Шумилина В.Е., Янушкина Ю.И. и другие авторы.
В качестве нормативной базы исследования были использованы Конституция РФ и другие нормативные правовые акты.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1.Теоретические основы роли права в борьбе с коррупцией
1.1.Понятие коррупции
Хотя понятие коррупции уже давно утвердилось на международном уровне, в национальном законодательстве некоторых стран пока не существует единого определения этого явления. Например, в законодательстве РФ нет норм, дающих точное определение коррупции. Однако сам факт законодательного закрепления понятия коррупции не гарантирует успеха в борьбе с ней. Сравнивая внутреннее законодательство РФ с зарубежным, следует отметить, что во многих странах существуют легальные определения коррупции. Для всестороннего изучения явления коррупции необходимо обратиться не только к законодательным актам, но и к теоретическим основам, изложенным в трудах ученых. В РФ понятие коррупции впервые было введено в юридический понятийный аппарат в работе А.Я. Эстринского "Взяточничество". Работа была опубликована в 1913 году в Кружке уголовного права Санкт-Петербургского университета. Автор определяет коррупцию как взяточничество и продажность государственных чиновников, общественных и политических деятелей в целом. Толковый словарь русского языка описывает коррупцию как взяточничество и пороки чиновников. В научной и учебной литературе существует множество определений коррупции .
В.М. Корякин утверждает, что коррупция определяется непосредственно в системе государственной службы. По его мнению, коррупция в системе государственной службы может быть определена как "незаконное получение имущественных благ должностным лицом лично или через посредника, должностной проступок должностного лица с использованием своего служебного положения, подкуп должностного лица физическим или юридическим лицом".
Д.Е. Зыков рассматривал коррупцию как "социальное явление, при котором происходит распад власти, когда должностное лицо или иное лицо, наделенное полномочиями по ведению государственных дел, использует свое положение, статус или полномочия для получения личной выгоды, богатства или коллективного преимущества".
Термин "коррупция" представляет собой сочетание латинского "corei" (два участника необходимых правоотношений по поводу предмета одного спора) и "rum-rege" (совершать что-либо, особенно нарушение индивидом установленных этических норм, касающихся получения прибыли).
Коррупция известна как негативное социальное явление уже достаточно давно. Однако с древних времен ее значение трактовалось по-разному. Например, термин sostrage в римском праве понимался как коррупция, фальсификация и подкуп и, как правило, означал противоправные действия, совершаемые в отношении судей .
По мнению профессора И.В. Важениной, коррупция - это "социальное явление, характеризующееся взяточничеством", то есть подкупом должностных лиц и других служащих и корыстным использованием на этой основе служебных или связанных с ними полномочий и возможностей в интересах отдельного лица или узкой группы или компании.
Выдающийся правовед, профессор С.А. Авакян определяет коррупцию как "общественно опасное явление, выражающееся в подкупе должностных лиц государственных и негосударственных организаций".
О.А. Степанов дает наиболее развернутое определение коррупции. По его мнению, "коррупция - это социальное явление, состоящее в разложении власти, когда государственные служащие (муниципалитеты) и другие лица, наделенные полномочиями для выполнения государственных функций, используют свое служебное положение, статус или власть в корыстных целях для личного обогащения или в интересах группы лиц".
Политолог Джозеф Наим определяет коррупцию как "поведение, противоречащее формальным обязательствам общественной роли в результате частных отношений (личных, семейных), которые используются для личной выгоды или повышения социального статуса".
О коррупции не всегда можно сказать, что она незаконна, поскольку она может существовать в рамках правового поля.
Поэтому в настоящее время коррупция включает не только взяточничество и растрату, но и другие виды, которые во многих странах считаются законными.
И.Г. Тимошенко считает, что "во многих случаях коррупция будет рассматриваться как положительное и разумное явление, как проявление здравого смысла в экономическом поведении человека". Историческая ретроспектива показывает, что именно так она и воспринимается.
Время смывает с исторических явлений копоть юридической предвзятости и идеологических мифов и позволяет разглядеть глубинные мотивы социального поведения человека, то есть его рациональные экономические интересы, которые объясняют, а иногда и оправдывают преступления правового государства .
В свете вышесказанного следует утверждать, что коррупция - это форма нечестного и неэтичного поведения, при котором лицо, наделенное определенным правом представлять власть на определенном уровне, использует эту власть для получения личной выгоды.
Исходя из этого, следует утверждать, что коррупция - это сложное социальное явление, которое не всегда является незаконным, но выражается в действиях или бездействии со стороны определенных кругов людей с целью получения преимущества и порождает нарушения прав человека.
Некоторые ученые представляют понятие коррупции в социально-социальном смысле как особый вид отношений обмена. На наш взгляд, специфика таких отношений заключается в использовании неинституциональных отношений и соответствующих неинституциональных социальных норм, в результате чего происходит присвоение определенных интересов, скрытых в обществе и государстве, что приводит к деформации институциональных норм и социальных отношений.
Легальное определение коррупции в ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ не отвечает истинной сущности коррупции и требует внесения необходимых изменений в российское законодательство.
ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ (подп. «б» п.1), где в понятие коррупции входит осуществление коррупционных действий от имени или в интересах юридического лица. Правовой контроль над коррупцией осуществляется следующим образом:
-на национальном уровне, осуществляется законодательством РФ,
-международное законодательство, ратифицированное Российской Федерацией.
Наиболее важным международным актом, регулирующим коррупцию, является Конвенция ООН против коррупции, подписанная Россией 9 декабря 2003 года и ратифицированная Федеральным законом № 40-ФЗ от 8 марта 2006 года. В статье 3 Конвенции указана сфера ее применения, т.е. данная международная конвенция предусматривает:
Конвенция ООН против коррупции является всеобъемлющим универсальным международным договором, направленным на предотвращение развития и распространения коррупции во всех секторах современного общества. Основным антикоррупционным законом в РФ является ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ, который устанавливает определенные виды ответственности за совершенные коррупционные правонарушения, хотя большинство санкций за коррупционные правонарушения установлены в УК РФ, ГК РФ и КоАП РФ.
Поскольку коррупция - это огромное явление, которое проникло во многие, если не все, сферы жизни общества, то ее регулирует обширный круг правовых актов.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ и Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ являются одними из источников нормативных актов, устанавливающих меры, направленные на предупреждение коррупции.
К подзаконным актам, устанавливающим антикоррупционные меры, относятся, например:
Большое количество законов, предусматривающих антикоррупционные меры, и тот факт, что одни и те же проблемы не рассматриваются в них системно, приводит к отсутствию единообразия в правоприменении .
В связи с этим представляется необходимым ввести систематизацию федерального законодательства, предусматривающего стандарты антикоррупционного поведения публичных должностных лиц. Таким образом, в общественном понимании коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения личной выгоды.
На сегодняшний день проблема борьбы с коррупцией в нашем государстве стоит на одном из первых мест. И в связи с этим руководство страны принимает следующие меры:
Вышеуказанные меры, предпринятые руководством государства, создали условия для устранения коррупционных моментов и создания правильных отношений между гражданами и чиновниками. Кроме того, пропаганда правильного поведения будет постоянно усиливаться в области образования и культуры и применяться совместно со средствами массовой информации. Это, несомненно, даст положительные результаты в борьбе с коррупцией в долгосрочной перспективе.
Таким образом, коррупция - это, безусловно, негативное явление. Прежде всего, она не воспитывает должным образом молодое поколение, молодое поколение видит эту ситуацию и должно адаптироваться к этой ситуации и конкретизировать полномочия должностных лиц правоохранительных органов и иных участников административно-правовых правоотношений в процессе административных процедур.
1.2.Факторы, способствующие возникновению и распространению коррупции в РФ
Коррупция - одна из самых серьезных глобальных проблем, угрожающая социальному, экономическому и политическому развитию стран. Она также подрывает демократические и нравственные устои общества. Коррупция - это социально-экономическая категория, содержанием которой являются отношения, складывающиеся между государственными и муниципальными служащими и физическими лицами, стремящимися воспользоваться предоставленными им возможностями. При этом целью коррупционных отношений является получение выгоды для себя или для третьих лиц.
Анализ научной юридической литературы показывает, что определение понятия "коррупция" глубоко изучено национальными исследователями.
Тем не менее, наиболее часто используется термин, признанный международным научным сообществом. Подход к определению сущности дефиниции "коррупция", разработанный международным научным сообществом, можно найти в трудах экспертов в различных областях. Этот подход можно найти в трудах криминологов, социологов и юристов.