Фрагмент для ознакомления
2
Данная работа посвящена различным типам, формам проведения уроков русского языка. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку новые подходы к проведению уроков позволяют добиться более эффективного усвоения материала и комплексного развития личности детей, познавательного интереса. Сегодняшние реалии образовательного процесса таковы, что традиционные формы проведения уроков являются недостаточными. Соответственно, учителя должны постоянно искать новые нетрадиционные формы, позволяющие превратить урок в настоящий праздник знаний.
Главная цель работы – рассмотреть особенности разных видов уроков, специфику их проведения в школе.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Дать характеристику урока в современной начальной школе.
2. Выявить особенности подхода к организации традиционных типов уроков.
3. Рассмотреть основные нетрадиционные формы проведения уроков.
4. Привести пример нетрадиционного проведения урока по русскому языку в начальной школе (на примере 3 класса, изучение темы «Имя существительное»).
5. Сделать выводы по исследованию.
Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы. Во введении дается общая характеристика исследования.
Первая глава посвящена специфике проведения и типов разных уроков в школе.
Во второй главе рассматриваются нетрадиционные формы уроков. Кроме того, здесь приведен пример реализации нетрадиционного проведения урока по русскому языку в начальной школе в 3 классе (тема «Имя существительное»).
В заключении представлены выводы по исследованию.
Школа непосредственно готовит детей к труду, к творчеству, прививает важнейшие жизненные навыки. Соответственно, процесс обучения, организационная методика должны быть выстроены с учетом необходимости широкого вовлечения учащихся в самостоятельную творческую деятельность, направленную на то, чтобы усваивать новые знания и успешно применять их на практике.
Классно-урочная система предусматривает наличие разных форм организации учебно-воспитательного процесса, а именно, речь идет о домашней учебной работе, экскурсиях, практических занятиях и производственной практике, семинарских занятиях, внеклассной учебной работе, факультативных занятиях, консультациях, зачетах и экзаменах. И все же, основная форма организации обучения – это урок [4, c. 34].
Педагогическая наука и школьная практика сегодня направлены на то, чтобы искать пути совершенствования процесса обучения, структуры и содержания урока. Здесь следует выделить следующие главные направления [10].
1.Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Важнейшая задача учителя заключается в мобилизации учащихся на то, чтобы выполнять поставленные задачи, достигать целей на уроках.
2.Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты.
3.Повысить познавательную самостоятельность и творческую активность учащихся. Наиболее интересное направление представлено спецификой использования на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций, что дает возможность повысить познавательную активность учащихся [22,25,26].
4.Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Речь идет о целенаправленном выборе самого лучшего варианта построения процесса, обеспечивающего за определенное время достижение максимальной эффективности решения задач образования в определенных условиях школы, определенного класса.
5.Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Количество учебно-познавательных действий и операций, которые учащиеся выполняют на уроке, непосредственно определяет степень интенсивности учебного труда.
6.Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.
7.Должна быть усовершенствована типология, структура урока.
В целом, существуют определенные требования к современным урокам в начальной школе:
- урок должен давать учащимся сознательные, глубокие и прочные знания;
- урок должен способствовать формированию у учащихся прочных навыков и умений, способствующих подготовке их к жизни;
- урок должен способствовать повышению воспитательного эффекта обучения на уроке, формированию у учащихся в процессе обучения черт личности;
- урок должен участвовать в осуществлении процесса всестороннего развития учащихся, развитии их общих и специальных особенностей;
- урок способствует формированию у учащихся самостоятельности, творческой активности, инициативы, как устойчивых качеств личности, умения творчески решать задачи, встречающиеся в жизни [5].
- урок способствует выработке умения самостоятельного обучения, приобретения и углубления, пополнения знаний, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
- урок должен способствовать формированию у учеников положительных мотивов учебной деятельности, познавательного интереса, желания учиться, потребности расширять и приобретать знания, положительного отношения к обучению [21]
Для того, чтобы уроки удовлетворяли данные требования, недостаточно акцентировать внимание на использовании только лишь традиционных форм их проведения. Соответственно, далее мы выделим основные отличительные черты нетрадиционного обучения.
1.2. Отличительные современного традиционного урока
В рамках реализации обновленного ФГОС качественно и содержательно меняются требования к формированию на уроке личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий, учебной компетентности учащихся. Кроме того, обновленный ФГОС предполагает больший акцент на реализации системно-деятельностного и коммуникативного подходов при конструировании урока. Урок в условиях обновленного ФГОС стал гибким, разнообразным по методам преподавания, насыщенным по использованию новых технических средств. Проектирование качественно нового урока должно отвечать запросам общества, которое предъявляет новые требования к уровню образованности. Деятельность учителя и учащихся постоянно находится во взаимовлиянии, переплетении между собой. Она плодотворно протекает на основе субъектно-субъектных отношений, именно в этих условиях и происходит взаимодополняемость и взаимообогащение деятельности учителя и учащихся.
Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к современному уроку являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, проблемная направленность заданий, ситуативность обучения, новизна. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач. Особенность урока заключается в том, что он – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков. В этом цикле уроков осуществляется динамика учебного процесса: то, что было целью предыдущего урока, становится средством последующего, что обусловливает тесную взаимосвязь уроков и обеспечивает поступательное движение к конечным учебно-воспитательным целям. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач. Следовательно, первое, с чего должен начать учитель, это с определения и формулирования задач урока.
Что же представляет собой качественный урок согласно обновленному ФГОС? В первую очередь, это тот урок, который хорошо организован, проходит в оборудованном поведении, в структуре современного урока особое значение имеют начало и завершение. Другой важный аспект конструирования урока – это четкое планирование деятельности как самого учителя, так и учащихся. Конструирование урока согласно обновленному ФГОС предполагает, что урок должен обязательно иметь проблемную, развивающую составляющую, четко поставленную цель и задачи, учитель нацелен на сотрудничество с учениками и проявляет способность направить их на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
При конструировании урока мы учитываем и необходимость организации проблемных ситуаций, создания пространства для самостоятельной и творческой работы учащихся. Центром внимания остаются именно учащиеся, поскольку личностно-ориентированная парадигма для обновленного ФГОС особенно актуальна, как и ранее.
Другой важный принцип конструирования урока – принцип дифференциации, который также учтен в новом ФГОС. То есть, речь идет о необходимости учета уровня, возможностей учащихся, профиля класса, мотивации и т.д. Современный урок не может быть выстроен грамотно, если мы не планируем обратную связь. Обратная связь позволяет как учителю совершенствоваться, так и развивает навык рефлексии у учащихся.
Урок по обновленному ФГОС выстраивается таким образом, чтобы в нем реализовалась стратегия обучения. Образовательный процесс современной школы направлен не просто на получение багажа знаний, но прежде всего на формирование личностных качеств, благодаря которым обучающийся получает, в частности, возможность самостоятельно добывать эти знания, получая необходимый опыт, развивая личностные компетенции и адаптировать эти знания и умения к реальным жизненным ситуациям. Это в значительной мере обеспечивается коммуникативной деятельностью. Актуальность также заключается в поиске новых средств обучения, способствующих формированию личностных компетенций учащихся, требуемых по-современному ФГОС, компенсируя недостатки классно-урочной системы, применяемой при традиционной системе обучения, в основе которой стояло получение готовых знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абасов, З.А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация /З.А. Аббасов // Инновации в образовании. - 2004. - № 3. - С. 118-130
2. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
3. Балин, А. В. Использование инновационных методов в образовании / А. В. Балин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 724-725. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9007/ (дата обращения: 31.05.2024).
4. Бермус, А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2021. — 127 с.
5. Букреева, С. Н. Современный урок как основополагающий компонент в образовательном процессе XXI века / С. Н. Букреева, И. И. Мухортова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 738-740. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9151/ (дата обращения: 31.05.2024).
6. Виситова, Л. С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л. С. Виситова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 31.05.2024).
7. Габбасова, Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе / Л. З. Габбасова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/207/11108/ (дата обращения: 31.05.2024).
8. Гельплинг, Е.М. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы. — URL: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/09/netraditsionnye-formy-i-metody-obucheniya-na-urokakh (Дата обращения 31.05.2024)
9. Грибова, Ю. Ю. Игра как метод обучения / Ю. Ю. Грибова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/71/12160/ (дата обращения: 31.05.2024).
10. Гузанова, С. В. Урок в современной школе / С. В. Гузанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/172/45688/ (дата обращения: 31.05.2024).
11. Заруцкая Т.В. Нестандартные уроки русского языка в начальной школе. – URL: https://urok.1sept.ru/articles/210466 (Дата обращения 31.05.2024)
12. Ильницкая, И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.
13. Канарская, О.В. Научные основы формирования мотивации при обучении русскому языку (Инновац. подход) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : - М., 1998. - 430 c.
14. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Не совсем обычный урок – Воронеж: Педагогика, 2006. – 175 с.
15. Лутфетдинова, Р. Х. Взгляд на методы обучения в начальных классах общеобразовательных школ / Р. Х. Лутфетдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 12 (198). — С. 162-163. — URL: https://moluch.ru/archive/198/48563/ (дата обращения: 31.05.2024).
16. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.
17. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 364 с.
18. Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 52 (186). — С. 201-204. — URL: https://moluch.ru/archive/186/47571/ (дата обращения: 31.05.2024).
19. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 463 с.
20. Российская педагогическая энциклопедия./ Под ред. В. Г. Панова. – М.: БРЭ, 1993. – 417 с.
21. Семененко, Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения / Н. М. Семененко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 840-843. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25119/ (дата обращения: 31.05.2024).
22. Солодкова, Ю. М. Применение технологий проблемного обучения на уроках в начальной школе / Ю. М. Солодкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6768/ (дата обращения: 31.05.2024).
23. Хасанова, Д.Р. Нетрадиционные формы урока на начальном этапе обучения - важный фактор эффективности. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-uroka-na-nachalnom-etape-obucheniya-vazhnyy-faktor-effektivnosti? (Дата обращения 31.05.2024)
24. Шерстова, Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка /Е.В. Шерстова // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
25. http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/innovacionnye-metody-obucheniya-novye-puti-razvitiya-vuzovskogo 3.
26. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/pedagogicheskie-tekhnologii-v-obrazovatelnom-protsesse