Фрагмент для ознакомления
2
В первую очередь, дадим определение понятия «социализация личности». И.С. Коном в работе «Социология личности» рассматривается социализация в качестве усвоения индивидом социального опыта определенной системы социальных ролей и культуры. Человек обретает статус личности, объекта и субъекта общественных отношений, последовательно осуществляя прохождение различных стадий социализации . Социализация в том числе представлена и воспитанием - постепенным обретением индивидом посредством деятельности, общения и отношений таких элементов, как духовно-нравственные и личностные качества, социальный опыт, культура и богатство человеческих взаимоотношений, расширяется коммуникативная сфера, формируется самосознание, гармоничная жизненная позиция . Воспитание можно рассматривать в качестве процесса целенаправленной, сознательно контролируемой социализации . Каптеревым П.Ф. прослеживается линия социальной обусловленности воспитания . Согласно позиции Блонского, социализация личности ребенка протекает в рамках детского коллектива, который имеет большую воспитательную и формирующую силу . Л.И. Божович отмечала, что формирование личности ребенка и ее социализация определяются прежде всего тем положением, которое он занимает в системе доступных ему человеческих взаимоотношений . Г. С. Костюк также говорит о формировании в коллективе сложных жизненных отношений, выделении функции, закрепляемых за каждым членом коллектива, определении требований к поведению, выработке единого общественного мнения, составлении оценочных отношений, которым принадлежит ведущая роль в формировании моральных качеств. В условиях коллектива человек утверждает себя как личность, реализует свои возможности .
Одним из основных факторов социализации выступает социально-коммуникативная активность. Согласно теории Дж.Г. Мида, личность формируется в том числе и за счет многочисленных интеракций людей с окружающим миром, прежде всего в ходе межличностного общения, в результате чего она учится смотреть на себя глазами других, то есть думать о себе, как о других, а также понимать поведение окружающих людей и то, как они предполагают ее собственное поведение. Иными словами, в данной теории говорится о том, что социальные группы имеют основное значение в социализации личности .
Г.М. Андреева отмечает, что социализация является двусторонним процессом, представленным усвоением индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а также процессом активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду .
Социализация – это многоэтапный процесс. Здесь следует пояснить, что социализация может быть первичной и вторичной. Если мы говорим о первичной социализации, то здесь речь идет о социализации ребенка в социуме. Вторичная – это социализация более или менее сформированной личности в новом социуме.
Согласно позиции большинства исследователей, этапы социализации выглядят следующим образом.
Детство – это один из важнейших этапов социализации, в детские годы личность формируется примерно на 60-70 процентов. Соответственно, этот аспект следует учитывать особо в аспекте воспитания, так как любые нарушения грозят серьезными и подчас необратимыми последствиями для человеческой личности.
Далее следует подростковый период. Этот этап связан с большими психологическими и физиологическими изменениями.
Как показывают исследования, важнейшим фактором социализации становятся те противоречия, которые отличают подростковый возраст. Подростковый возраст - это возраст от 10-11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называется переходным возрастом, поскольку в этот период происходит своеобразный переход (от детства к зрелости, от незрелости к зрелости). В этом смысле подросток - наполовину ребенок и наполовину взрослый: детство уже прошло, а зрелость еще не наступила. Переход к взрослой жизни пронизывает все аспекты развития подростка: его анатомо-физиологическое, интеллектуальное и нравственное развитие - и все виды его деятельности. Исследователи отмечают, что подростковый возраст наполнен противоречиями. Также эти противоречия выявлены и подробно рассмотрены: 1.Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения. 2.Противоречие между типом образования и возможностями подростка (М. И. Махмутов). 3.Противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней. В начальной обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям, манере поведения. В средней – многопредметное обучение. Разные уроки ведут разные учителя, мнения которых об одном учащемся могут сильно различаться. Поэтому могут возникнуть конфликты с педагогами. 4.Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами. 5.Противоречие между старым и новым. Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности подростка и их отличия от уже имеющихся. 6.Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения . Особенно эта проблема актуальна для подростков из бедных семей, поскольку им не хватает денег на удовлетворение потребностей – на хороший телефон, музыкальный центр и т.п. Если говорить об учебной деятельности, то можно заметить, что она обладает в подростковом возрасте теоретическим характером. То есть, речь идет о появлении у подростка интереса к самим знаниям, их применению, происхождению, порождению. В процессе переживания кризиса идентичности в подростковом и юношеском возрасте происходит не столько накопление умений и изменение отдельных свойств интеллекта, сколько формирование индивидуального стиля мышления. А центральным возрастным новообразованием является окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни и перейти к практической самореализации .
Кроме того, исследователи выделяют этап зрелости. И этот этап уже предполагает сознательный выбор окружения, профессиональной деятельности самой личностью. Это период создания собственной семьи, рождения детей. Неправильное освоение этого периода или неверное восприятие себя может обернуться психологическими проблемами в старшем возрасте: с противоположным полом, построением семьи. Личность реализуется через работу, стремится передать собственный профессиональный и жизненный опыт.
Наконец, такой этап, как старость определяется такими аспектами, как постепенное угасание физических возможностей, перед личностью встает необходимость физической и психологической адаптации к новому этапу. Многие люди уходят на пенсию, теряют привычный круг общения, приобщаются к новым для себя социальным ролям и статусам (например, роль бабушки, дедушки и т.д.). В случае успешного освоения этого этапа наступает полное осознание собственного Я.
Также выделим периодизацию А.В. Петровского. Им были выделены следующие этапы: 1. Адаптация. Период адаптации совпадает с детским возрастом. В этот период человек имеет статус объекта общественных отношений. Соответственно, здесь А. Петровский указывает на факт сильнейшего влияния агентов социализации – родителей, учителей. Базовая деятельность представлена обучением. Это этап становления личности (под влиянием семьи, ДОУ, школы – начальной). Соответственно, этот этап длится примерно до 10 лет. 2. Индивидуализация. Теперь человек является субъектом общественных отношений. Он воспроизводит социальные нормы, знания и навыки. Этот этап также связан с проявлением индивидуальности личности, он продолжается с 11 до 16 лет. 3. Интеграция. На данном этапе человек одновременно и объект, и субъект общественных отношений. Индивид достигает оптимального положения в обществе, что позволяет ему самореализоваться, добиваться гармоничного существования в обществе. Согласно позиции А. Петровского, этот этап начинается с 17 лет. Таким образом, человек к этому возрасту завершает обучение в школе, выбирает для себя профессию, соответствующее высшее или среднее специальное учреждение. А после обучения проходит через период интеграции в свою профессиональную среду. Также этот этап связан с самоопределением личности в плане создания собственной семьи, у многих появляются собственные дети, таким образом, человек начинает выполнять новые социальные роли .
Наконец, обратимся к еще одной позиции по вопросу этапов социализации. Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (0-1 год), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23года) возрасты, молодость (23-3-), раннюю зрелость (30-40лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70).
Таким образом, процесс социализации, как считают многие исследователи, непрерывен, он актуален для всех возрастных этапов в жизни человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Г.М. Социальная психология [Учебник для факультетов психологии университетов]. — М.: Изд-во МГУ, 1980. – 480 с.
2. Верховцев К.Н. Экзистенциальная педагогика : учебное пособие для вузов / К. Н. Верховцев, Н. А. Алексеев. — М. : Издательство Юрайт, 2022. — 272 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14651-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/478163 (дата обращения 01.06.2024)
3. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах — М.: Просвещение, 1981. - 128 с.
4. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. [Электронный ресурс] - URL: https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/ (дата обращения 01.06.2024)
5. Камбарова К.У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 1045-1047.
6. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967 - 383 с.
7. Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14492-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536002 (дата обращения: 02.06.2024).
8. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: Изд-во: Феникс, 2018. – 251 с.
9. Крившенко Л. П. Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 400 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07709-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/450442. (дата обращения 01.06.2024)
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2011
11. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. – М.: МГУ, 1986. – 340 с.
12. Пивоварова И.В., Пилипенко Л.М. Роль семьи в процессе социализации личности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. [Электронный ресурс] - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21403 (дата обращения 01.06.2024)
13. Подгорная Е. В. Воспитание нравственных качеств у дошкольников в комбинированном детском саду средствами искусства / Е. В. Подгорная, О. С. Воронкова, О. А. Пилипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 443-445.
14. Фомичева, О. А., Логоша, Г. Е. Игровая деятельность дошкольника // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 923-926.
15. Чупаха И.В., Белоцерковец Н.И. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста.//Мир науки, культуры, образования. 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-gumanisticheskoy-napravlennosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 01.06.2024)