Фрагмент для ознакомления
2
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) занимает важное место в современной образовательной парадигме, способствуя не только усвоению учебного материала, но и формированию важнейших навыков межличностного общения, необходимых для целостного развития учащихся. Данное исследование посвящено изучению проблемы «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников при изучении геометрического материала» – научной проблемы, отличающейся своей сложностью и многогранным значением для раннего образования. Актуальность исследования обусловлена растущим признанием того, что коммуникативная компетентность является основой успешности обучения, особенно при усвоении абстрактных предметов, таких как геометрия.
Проблемное поле исследования охватывает несколько аспектов: во-первых, когнитивное развитие первоклассников (онтогенез способностей к абстрактному мышлению, необходимых для понимания геометрических концепций); во-вторых, педагогические стратегии, эффективно способствующие развитию коммуникативных навыков в процессе обучения геометрии; в-третьих, психологические аспекты (влияние когнитивного и коммуникативного развития друг на друга в период раннего школьного обучения). Эти направления объединяются вокруг основной цели: прояснить и усовершенствовать методы, с помощью которых коммуникативные универсальные учебные действия формируются у младших школьников на уроках геометрии.
В методологическом плане в исследовании используется сочетание качественных и количественных подходов, позволяющих уловить нюансы динамики учебных взаимодействий и их результатов. Через тщательный анализ педагогических технологий – от традиционной дидактики до инновационных образовательных технологий – исследование направлено на определение эффективных стратегий интеграции коммуникативных навыков с обучением геометрии. Исследование психологических основ позволит прояснить взаимозависимость между когнитивным развитием и коммуникативными навыками в контексте изучения геометрического материала. Этот синтез междисциплинарных перспектив подчеркивает стремление исследования к всестороннему пониманию предмета, тем самым внося существенный вклад в научный дискурс о методологии начального образования.
Объектом данного исследования являются сложные педагогические взаимодействия, присущие начальной школе, в частности, взаимодействие первоклассников с геометрическим материалом; предметом исследования являются коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД), играющие ключевую роль в этой образовательной среде, подчеркивая их формирующую роль как в коммуникативной, так и в когнитивной сферах. Цель исследования, направленного на глубокое понимание этой динамики, заключается в систематическом анализе и совершенствовании методик, с помощью которых коммуникативные компетенции интегрируются в учебный план по геометрии на начальном уровне. Для достижения этой цели задачи многогранны: Во-первых, определить существующие педагогические рамки, которые поддерживают развитие КУУД среди молодых учеников; во-вторых, изучить эффективность этих рамок путем эмпирического анализа, используя как продольные, так и поперечные исследования; в-третьих, разработать и проверить новые дидактические подходы, которые могут способствовать коммуникативной и когнитивной синергии во время обучения геометрии; в-четвертых, прояснить психопедагогические основы, которые способствуют или препятствуют эффективному формированию КУУД в контексте раннего математического образования. Данное научное исследование, используя диахронический анализ педагогических практик, призвано внести весомый вклад в развивающийся дискурс образовательных методологий, в конечном счете обогатив теорию и практику в области начального образования.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе – объединении педагогических, психологических и коммуникативных теорий – к выяснению процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в начальных образовательных контекстах, в частности в сфере обучения геометрии; данное исследование является пионером эмпирического анализа дидактических взаимодействий как катализаторов коммуникативного мастерства и геометрической концептуализации у первоклассников. Поэтому оно нарушает традиционные дисциплинарные границы, предлагая инновационную, многомерную структуру, которая тщательно исследует симбиотические отношения между коммуникацией и познанием в раннем математическом образовании. Выдвигая гипотезу о том, что структурированные, коммуникативно обогащенные педагогические стратегии значительно улучшают усвоение геометрических понятий и одновременно развивают коммуникативные навыки, данное исследование утверждает, что намеренная интеграция коммуникативных задач в уроки геометрии не только способствует пониманию геометрического материала, но и воспитывает базовую коммуникативную компетентность, тем самым задавая двойную образовательную траекторию, которая повышает эффективность начального образования. Через эту призму исследование стремится обосновать преобразующий потенциал коммуникативно-ориентированной педагогики в формировании когнитивного и коммуникативного аспекта младших школьников, внося существенный вклад в научный дискурс об инновациях в образовании.
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном синтезе психологии образования, педагогической теории и когнитивной науки, в частности на изучении эффективности коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в контексте обучения геометрии первоклассников. Центральное место в этом исследовании занимает интеграция эмпирических и теоретических данных, почерпнутых из работ Н. Баклановой, Д. Соловьева, А. Пуига и других авторов, чьи исследования в области образовательных стратегий и когнитивного развития предлагают основополагающие перспективы для данного исследования.
Начиная с важнейшего вклада Н. Баклановой (2022), исследование опирается на ее анализ «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧЕНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОМУ МАТЕРИАЛУ В 5-Й ГЛАССЕ», в котором раскрывается преобразующее воздействие целевых коммуникативных задач в процессе обучения геометрии, https://doi.org/10.17513/spno.31595. ; аналогичным образом Д. Соловьев и А. Пономарева (2021) предлагают основы использования метода проектов для развития КУУД у учащихся основной школы, о чем подробно говорится в их работе https://doi.org/10.52013/2658-7556-53-3-6. Эти научные работы подчеркивают необходимость создания учебной среды, активно способствующей развитию коммуникации как вектора образовательной активности.
Дальнейшие методологические выводы можно почерпнуть из работы A. Puig et al. (2021), которые рассматривают интерактивные аспекты изучения геометрии с помощью цифровых инструментов, подчеркивая тем самым роль технологий в содействии коммуникативным учебным действиям, https://doi.org/10.1002/cae.22484. E. Mutaqin et al. (2021) расширяют этот диалог, выступая за реалистичный подход к обучению математике, подчеркивая совместный характер обучения и важность взаимодействия учителя и ученика в формировании результатов обучения, https://doi.org/10.1088/1742-6596/1987/1/012031.
Воплощая в себе перспективы развития М.И. Лисиной (2009), исследование признает глубокое влияние коммуникативного взаимодействия на формирование личности ребенка и его когнитивных способностей, что соответствует более широким образовательным задачам данного исследования. Использование передовых педагогических стратегий, о которых говорит Н.Ф. Виноградова (2016), еще более обогащает методологическую базу, демонстрируя практическое применение универсальных учебных действий на ранних этапах обучения https://elibrary.ru/item.asp?id=26499047.
В совокупности эти источники составляют прочный методологический спектр, который лежит в основе разработки и проведения данного исследования, обеспечивая богатый, многоаспектный подход к изучению интеграции коммуникативных умений в обучение геометрии учащихся начальной школы. Такая интеграция различных образовательных теорий и эмпирических данных создает основу для всестороннего исследования путей эффективного развития и использования коммуникативных действий для повышения когнитивной активности и успешности обучения в начальной школе.
Устанавливая надежные корреляции между коммуникативными действиями и успешностью обучения, это исследование использует сочетание теоретических и эмпирических методологий, которые ориентируются в многогранном аспекте обучения геометрии в начальной школе. На основе изучения эмпирических данных можно сделать вывод о том, что при коммуникативном взаимодействии учащиеся демонстрируют повышенную когнитивную восприимчивость к геометрическим концепциям; такой результат, если он будет постоянно воспроизводиться, может свидетельствовать о преобразующем потенциале коммуникативной педагогики. Для обоснования этих теоретических утверждений решающее значение имеют количественные анализы, включающие статистические оценки взаимодействия в классе и показатели успеваемости, которые предлагают конкретные доказательства в поддержку преимуществ коммуникативных стратегий обучения.
Параллельно с этим качественные методики, включая подробные кейс-стади и этнографические наблюдения, позволяют более тонко исследовать педагогическую динамику; эти методы особенно ярко показывают, как конкретные коммуникативные интервенции могут изменить образовательную траекторию первоклассников, изучающих геометрию. Опираясь на теоретические основы, предложенные такими учеными, как Н. Бакланова и А. Пуиг, в исследовании выдвинута гипотеза о том, что стратегическое включение коммуникативных задач в уроки геометрии может значительно улучшить понимание учащимися геометрических принципов; если это так, то последствия для разработки учебных программ будут глубокими, потенциально стимулируя педагогический сдвиг в сторону более интерактивных и коммуникативных методик обучения.
Отметим, применение контент-анализа к учебным материалам и интервью с преподавателями дает возможность оценить эффективность текущих коммуникативных практик; если этот анализ выявит существенные пробелы в существующих педагогических подходах, исследование может способствовать целенаправленным инновациям в стратегии преподавания. В дополнение к этим подходам используются экспериментальные проекты, включающие контрольные и экспериментальные группы, для непосредственного измерения влияния новых коммуникативных методик на результаты обучения контролируемым и воспроизводимым способом.
Посредством взаимодействия этих разнообразных методологических направлений, каждое из которых обогащено умозрительным анализом и условными рассуждениями, в исследовании предпринимается попытка выработать комплексное понимание того, как формируются коммуникативные универсальные учебные действия и как их можно оптимально использовать для облегчения усвоения геометрических знаний учащимися начальной школы. Этот методологический синтез не только подчеркивает сложность образовательных вмешательств, но и выявляет потенциал для значительных педагогических достижений, основанных на эмпирических и теоретических знаниях.
Теоретическая значимость данного исследования обусловлена критическим анализом коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в начальном образовании; в частности, оно обогащает научный дискурс, проясняя симбиотическую связь между коммуникативными навыками и геометрическим пониманием – до сих пор малоизученная связь. Интегрируя теории когнитивного развития (в частности, те, которые утверждают, что раннее коммуникативное взаимодействие значительно стимулирует когнитивные способности) с педагогической практикой, исследование обосновывает теоретическую модель, которая подчеркивает центральную роль коммуникации в образовательных результатах; более того, оно утверждает, что структурированная интеграция коммуникативных задач может значительно улучшить когнитивное восприятие и обработку геометрических концепций.
Практические последствия данного исследования многообразны и далеко идущи: прежде всего, полученные результаты могут послужить основой для разработчиков образовательной политики и учебных программ, стремящихся пересмотреть методику преподавания геометрии в начальной школе. Если исследование подтвердит свою гипотезу о том, что коммуникативные педагогические стратегии значительно повышают уровень понимания геометрии учащимися, то эти данные будут свидетельствовать в пользу смены педагогической парадигмы, отдавая приоритет коммуникативному взаимодействию в раннем математическом образовании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Arvanitaki, M., Zaranis, N. The use of ICT in teaching geometry in primary school. Education and Information Technologies, 2020, 25, pp. 5003-5016. https://doi.org/10.1007/s10639-020-10210-7.
2. Astrecova, N., Zhuravleva, V., Strel'nikova, L. Cognitive Universal Learning Activities in the Structure of Metasubject Results. Standards and Monitoring in Education, 2021, pp. 35-39. https://doi.org/10.12737/1998-1740-2021-9-2-35-39.
3. Baklanova, N. DEVELOPMENT OF PERSONAL AND COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF TEACHING GEOMETRIC MATERIAL IN THE 5TH GRADE. Современные проблемы науки и образования (Modern Problems of Science and Education), 2022. https://doi.org/10.17513/spno.31595.
4. Baklanova, N. DEVELOPMENT OF REGULATORY AND COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING GEOMETRIC MATERIAL IN GRADE 5. Современные проблемы науки и образования (Modern Problems of Science and Education), 2021. https://doi.org/10.17513/spno.30910.
5. Gavrilina, O. Integration of mathematics and informatics by means of geometry in primary school. Science in School, 2020, pp. 142-156. https://doi.org/10.31862/1819-463x-2020-5-142-156.
6. Hristova, G. ANALYSIS OF THE THIRD GRADE STUDENTS’ ATTITUDE ON TRAINING WITH GEOMETRY VARIOUS PROBLEMS. KNOWLEDGE INTERNATIONAL JOURNAL, 2019. https://doi.org/10.35120/kij3002417h.
7. Hristova, G. APPLICATION OF EDUCATIONAL COMPUTER PRESENTATIONS ON GEOMETRY FOR STUDENTS-PEDAGOGUES. Knowledge International Journal, 2019. https://doi.org/10.35120/kij3201143h.
8. Mutaqin, E., Salimi, M., Asyari, L., Hamdani, N. Realistic mathematics education approach on teaching geometry in primary schools: Collaborative action research. Journal of Physics: Conference Series, 2021, 1987. https://doi.org/10.1088/1742-6596/1987/1/012031.
9. Odintsova, S., Pestsova, A., Shovkovich, O. LEARNING THE GEOMETRY ELEMENTS AT PRIMARY SCHOOL MATHEMATICS LESSONS. Международный журнал экспериментального образования (International Journal of Experimental Education), 2021. https://doi.org/10.17513/mjeo.12067.
10. Puig, A., Rodríguez, I., Baldeón, J., Múria, S. Children building and having fun while they learn geometry. Computer Applications in Engineering Education, 2021, 30, pp. 741-758. https://doi.org/10.1002/cae.22484.
11. Silchenkova, L. Formation Of Universal Academic Activities Of Schoolchildren In The Modern Educational Environment. 2018. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.80.
12. Skuratovskaya, M., Romanova, E. Development model of communicative ULA in primary school children with learning difficulties. E3S Web of Conferences, 2021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127312094.
13. Solovyov, D., Ponomareva, A. FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS STUDENTS IN THE BASIC SCHOOL USING THE PROJECT METHOD. Chronos, 2021. https://doi.org/10.52013/2658-7556-53-3-6.
14. Sorokin, S. Educational Robotics In Primary School. 2021. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.09.02.124.
15. Vaseva, E., Baskakova, A. Possibility of developing communicative universal learning actions of students at the informatics lessons while studying the theme «The processing of graphic information». Informatics in school, 2023. https://doi.org/10.32517/2221-1993-2023-22-4-50-57.
16. Zatona, D., Shatokhina, I. METHODICAL APPROACHES AND EXPERIENCE OF THE FORMATION OF THE COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING SKILLS OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN USING DIGITAL TECHNOLOGIES (LITERATURE REVIEW). 2022. https://doi.org/10.12731/2658-4034-2022-13-1-2-71-79.
17. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников. Начальная школа, 2012, №2, с. 74-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17542613 (дата обращения: 20.06.2018).
18. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, С.В. Молчанов. М.: Просвещение, 2008. 151 с. URL: http://docplayer.ru/42293-Pod-redakciey-a-g-asmolova.html (дата обращения: 20.06.2018).
19. Балашова, А.И., Ермолова, Н.А., Потылицына, А.Ф. К вопросу о развитии универсальных учебных действий. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2009, №5, с. 69-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16382365 (дата обращения: 20.06.2018).
20. Важнова, О.Г. Проектирование педагогической деятельности школы-комплекса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 1999. 21 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000241613 (дата обращения: 20.06.2018).
21. Виноградова, Н.Ф. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Начальное образование, 2016, т.4, №2, с. 3-5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26499047 (дата обращения: 20.06.2018).
22. Винокурова, Н.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения орфографии. Гуманитарные науки и образование, 2017, №1(29), с. 61-65. URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/caa/1_29_-_yanvar_mart.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
23. Гордиенко, Н.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Педагогический журнал, 2017, т.7, №3А, с. 200-210. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2017-3/21-gordienko.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
24. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 318 с.
25. Мамонова, Е.Б., Суворова, О.В., Персонова, А.А. Групповые и индивидуальные маршруты развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников. Наука и Мир, 2016, т.2, №4(32), с. 86-88. URL: http://scienceph.ru/d/413259/d/science_and_world_no_4_(32),_april,_vol._ii.pdf (дата обращения: 20.06.2018).
26. Поломошнова, С.А. Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2016, №2(93), с. 91-94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26084058 (дата обращения: 20.06.2018).
27. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального и общего образования. Федеральные Государственные образовательные стандарты. Раздел 3. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/09/06/programma-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-deystviy-u (дата обращения: 23.03.2016).
28. Санникова, Н.И. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий. Концепт, 2016, т.48, с. 8-19. URL: https://e-koncept.ru/2016/76604.htm (дата обращения: 20.06.2018).
29. Султанова, Г.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Обучение и воспитание: методики и практика, 2016, №27, с. 72-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26184973 (дата обращения: 20.06.2018).
30. Яковлева, Н.О. Проектирование как педагогический феномен. Педагогика, 2001, №6, с. 83-98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21851841 (дата обращения: 20.06.2018).