Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Современное образование ставит перед учителями и педагогами задачу формирования у учащихся не только знаний, но и умений, необходимых для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Важным компонентом такого образования является развитие познавательных универсальных учебных действий (УУД), которые помогают учащимся осваивать новый материал, анализировать информацию и применять полученные знания на практике.
Математическое развитие детей занимает значительное место в их умственном развитии. К ведущим принципам такого рода развития относят отбор содержания, формы организации математического развития детей и учет их возрастных особенностей в освоении математических связей и закономерностей.
Одно из ведущих направлений математического развития – это формирование представлений об алгебраическом материале. Под алгебраическими понятиями в начальной школе рассматривают числовые равенства и неравенства, уравнения, числовые и буквенные выражения. Школьникам необходимы сформированные познавательные УУД для более осознанного усвоения математических понятий и для установления преемственности с курсом математики в средней школе.
Наличие понимания алгебраического материала позволит младшим школьникам в будущем хорошо овладеть не только математикой, но и многими другими науками, где необходимо использование количественного похода.
Каким образом могут формироваться познавательные УУД у первоклассников при изучении алгебраического материала? Введение алгебраического материала уже на начальной ступени обучения является необходимым, поскольку она является основой для дальнейшего углубленного изучения математики. Однако, чтобы успешно освоить алгебраический материал, первоклассникам необходимо развивать определенные познавательные универсальные учебные действия.
Они представляют собой набор умений и навыков, которые помогают ученикам эффективно усваивать новый материал, анализировать информацию, решать проблемы и применять полученные знания на практике. В контексте математики, такие действия включают в себя умение анализировать и сравнивать числовые значения, находить закономерности и шаблоны, применять логическое мышление для решения задач, использовать символы и формулы для записи математических выражений и многое другое.
Таким образом, изучение способов формирования познавательных универсальных учебных действий у первоклассников при изучении алгебраического материала является актуальной темой, которая позволяет оптимизировать процесс обучения и развития детей на начальной ступени образования. Для успешного формирования познавательных универсальных учебных действий у первоклассников необходимо использовать разнообразные методы и приемы обучения.
Важно создавать ситуации, которые позволяют детям самостоятельно исследовать математические объекты, формулировать гипотезы и проверять их. Также необходимо активно использовать игровые элементы и задания, которые требуют применения математических знаний в реальных ситуациях.
Формирование познавательных универсальных учебных действий у первоклассников при изучении алгебраического материала – это важный этап их образовательного пути. Оно способствует развитию у детей логического мышления, абстрактного мышления и способности решать сложные задачи. Кроме того, оно является основой для дальнейшего изучения математики и других наук.
Область – педагогика, методика математики.
Объект – формирование изучения алгебраического материала на уроках математики в начальной школе.
Предмет – методика изучения алгебраического материала на уроках математики в начальной школе.
Цель: изучение алгебраического материала в первом классе в рамках формирования познавательных универсальных действий.
Задачи:
1. Изучить понятие «универсальные учебные действия».
2. Рассмотреть методику работы с алгебраическим материалом.
3. Проанализировать и обобщить опыт педагога по «Формированию познавательных универсальных учебных действий у первоклассников при изучении алгебраического материала».
Методологическая основа исследования:
-К.В. Бардин, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн и др. (изучение процесса обучения в начальной школе);
- М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина, И.И. Аргинская и др. (проблема формирования общеучебных умений и навыков в начальной школе).
- А.П. Усова, Е.И. Радина, Д.Б. Эльконин, А.И. Сорокина, В.Н. Аванесова, Л.А. Венгер и др. (вопросы теории и практики дидактических игр).
Методы: изучение и анализ научно-методической литературы по теме курсовой работы, проектирование, анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, сравнение и анализ результатов эмпирической обработки данных исследования и т.д., обобщение и опыт педагогов.
Структура работы: курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
1.1. Понятие и структура познавательных универсальных учебных действий
В образовательном учреждении учителю начальных классов для организации процесса обучения и воспитания детей младшего школьного возраста необходимо организовывать совместную деятельность, главная цель которой заключается не только в усвоении знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, а в постоянном формировании универсальных способов действий, которые помогут ребенку младшего школьного возраста развиваться и самосовершенствоваться в постоянно изменяющемся обществе.
Современный образовательный процесс в начальной школе регламентируют ФГОС НОО. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход и это в корне отличает современное образование от традиционного. Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют сегодня потребности учащихся в самовыражении. При личностно ориентированном подходе, который является сегодня чрезвычайно актуальным, школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания в рамках урочной и внеурочной деятельности [12].
Обучение младших школьников происходит по маршруту «педагог – ученик – наглядное пособие». Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение. Познавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников, относятся к метапредметному результату.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) - это один из приоритетов современного образования. Ранее все нормативные требования сводились к предметному содержанию образования. В основу обучения был положен объём знаний, умений, навыков, который должен был освоить ученик. Учителя и учебные программы определяли, что нужно знать ученику по тому или иному предмету.
Постепенно стало очевидным, что полученный объём знаний не означает его успешной социализации в дальнейшем. Сегодня ученику важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных учебных действий школьника [7].
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию. Именно эта компетенция обеспечивает способность учащихся самостоятельно учиться, или умение учиться.
Универсальные учебные действия подразделяются на следующие виды:
-регулятивные;
- познавательные;
- личностные;
- коммуникативные.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
-общеучебные логические действия;
-постановка и решение проблемы.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации. Он должен её перерабатывать и усваивать. Школьник должен хорошо понимать, какой именно ему информации недостаёт и должен самостоятельно осуществлять поиск недостающей информации. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы:
-представление о действии;
- первичный опыт и мотивация;
- приобретение знаний о способе выполнения действия;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С.299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 01.06.2024).
5. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 01.06.2024).
6. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 01.06.2024).
7. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 01.06.2024).
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 01.06.2024).
9. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 01.06.2024).
10. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 01.06.2024).
11. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 01.06.2024).
12. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 01.06.2024).
13. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 01.06.2024).
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 01.06.2024).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 01.06.2024).
16. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 No 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 01.06.2024).
17. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс].
URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 01.06.2024).
18. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный
ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 01.06.2024).