Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в сфере экологического образования наблюдаются новые тенденции и проблемы, что говорит о необходимости поднятия экологического образования на качественно новый уровень. Проблемы экологии стремительно проникли в отечественную образовательную науку и практику, причем во все звенья образовательного процесса: внедрение курсов экологической подготовки, создание детских экологических объединений, создание экологических центров, создание специализированных образовательных учреждений. Именно такая популяризация экологического вопроса обусловила актуальность данного исследования.
Объект исследования – экологическое воспитание.
Предмет исследования – теоретические основы экологического воспитания.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы экологического воспитания.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть сущность экологического воспитания,
2) Определить цель и задачи воспитания экологической культуры,
3) Рассмотреть методы и формы экологического воспитания.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «Педагогика» для студентов вузов и ссузов.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1 Сущность экологического воспитания
Созерцание прекрасных пейзажей природы и наслаждение ими перерастает в желание жить по законам красоты. Ребенок, не забывая о своем детстве, когда становится взрослым, создает красивые вещи и наслаждается прекрасными вещами, в результате чего сам получает силу творить. Поэтому ребенку необходимо знать и понимать, что каждое посаженное дерево – это не только труд, но и работа для людей, для будущих поколений.
По словам А.Н. Захлебного, "Экологическое образование должно быть направлено на развитие навыков и умений решать определенные экономические и экологические проблемы без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Оно выступает как одна из непременных характеристик личности, определяющая направление ее жизнедеятельности, накладывающая свой отпечаток на мировоззрение" [6].
По мнению И.Д. Зверева, "Экологическое образование – это процесс становления экологической культуры личности и социума в целом, которая также являет собой совокупность практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, которые призваны обеспечить его выживание и развитие" [7].
Д.Н.Кавтарадзе считает, что дефиниция экологического образования имеет связь с вопросами безопасности. По ее мнению, экологическое образование – это основа государства, которая ориентирована на обеспечение долгосрочных выгод общества посредством распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия человека и окружающей среды".
По мнению С.Н.Николаевой, ээкологическое воспитание дошкольников представляет собой не только процесс воспитания детей дошкольного возраста. воспитание осознанного и правильного отношения к природным явлениям и объектам, но и экологического подхода, то есть базовые знания экологии С целью того, чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, целесообразно наделить их багажом определенных знаний о живой природе и неодушевленных объектах.
Представляет интерес точка зрения Н.А. Рыжковой, которая определяет экологическое воспитание дошкольников как "непрестанный процесс воспитания и развития детей с целью вырабатывания системы экологических представлений и знаний, экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к состоянию окружающей среды, эмоционально позитивном отношении к природе".
По словам Е.Ф.Терентьевой, "Экологическое воспитание дошкольников целесообразно анализировать как процесс воспитания осознанно правильного отношения к окружающей природе".
Экологическое воспитание детей с позиции В.Г. Фокина предполагает воспитание гуманного отношения к природе, вырабатывание системы экологических знаний и убеждений, развитие эстетических чувств, вовлеченность детей в жизнеспособной деятельности по уходу за растениями и животными Экологическое образование интегрирует все остальные виды образования в единую функциональную систему и оно предполагает связь с созданием всесторонне развитой личности. Особое внимание важно уделять воспитанию таких качеств, как экономность, собранность, ответственность за свои поступки. Бережное отношение к природе можно считать показателем гражданственности и патриотизма каждого человека.
Г.А. Ягодин подчеркивает: «Экологическое образование - это воспитание людей, граждан Вселенной, которые могут жить безопасно и счастливо в мире будущего, не ставя под угрозу основы общества» [4, с. 150].
Согласно анализу, проведенному В.А.Ясвиным, выявлено, что "Экологическое воспитание дошкольников представляет собой сознательно организованный, целенаправленный, планомерный, последовательный и систематизированный образовательный процесс, который призван формировать систему экологических знаний, умений, установок, воззрений, нравственных качеств ребенка, обеспечивающий формирование и развитие ответственного отношения к природе как общечеловеческой ценности общества.
Целью экологического воспитания дошкольников является формирование ответственного отношения к окружающей среде на основе экологического сознания, то есть формирование принципов экологической культуры [4, с. 150].
Согласно дефиниции Б.Т. Лихачева, сущностью экологической культуры можно считать органическое единство экологически развитого сознания, эмоционального и духовных состояний, научно доказанной волевой и практической деятельности.
К компонентам экологической культуры относятся:
1) когнитивный
2) аксиологический
3) деятельностный
Когнитивный компонент реализует объяснительно-информационную функцию формирования мировоззрения, соответствующего актуальному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным запросам человека.
Функции аксиологического компонента заключаются в разработке представлений об общечеловеческих и экологических ценностях; формировании представлений о социально-экологическом идеале; толкования социально-природной действительности и критике ее структур, состояний и тех или иных социальных действий, воспитания у людей качеств культурной личности в области взаимоотношений с природой.
Функции деятельностного компонента заключаются в интеграции мировоззрения и сознания на практике, то есть в процессе взаимодействия с природой; вырабатывании у личности активной природоохранительной и природосозидательной позиции; практической экологической деятельности людей.
Актуальные проблемы взаимодействия общества и природы обозначили ряд новых задач перед школой и педагогикой.
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь нужно сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что подразумевает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе [4, с. 150].
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, которые готовятся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему:
• создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
• создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
• систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствования экологической пропаганды среди родителей;
• осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное её совершенствование;
• выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при её взаимодействие с природой, предметами людьми и оценках себя.
Общая структура системы экологического образования дошкольников содержит в себе 5 взаимосвязанных блоков, которые охватывают все аспекты эколого-образовательных процессов в дошкольных образовательных учреждениях [4, с. 150].
Теоретический блок (подсистема А – основы экологии) призван раскрыть основные понятия экологии, основные концепты. Согласно ему, предлагается новый взгляд на природу, совершенно иное понимание окружающей среды, таким образом прослеживается взаимосвязь всех компонентов природы и место человека в ней. Именно поэтому этот блок считается системообразующим – он с точки зрения функций связывает все остальные блоки системы, "проникает" в них и наполняет нужным теоретическим содержанием.
На основе теоретических блоков строится дидактическая система экологических знаний о природе для детей - подсистема В. В программе экологического образования содержится информация из сфер биоэкологии, экологии человека и социальной экологии, которая отобрана и адаптирована к уровню развития дошкольников.
Такие программы, которые включают в себя экологические знания о жизни растений и животных, размещенных в пространстве жизнедеятельности дошкольников, они построены по иерархическим принципам, которые, в свою очередь, основаны на важнейших законах природы, представляют собой содержательный стержень всей эколого-просветительской работы в детских садах. Необходимо, чтобы дидактические системы обнаруживали различные аспекты взаимоотношений между живым организмом и внешней средой.
Реализация программ экологического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях допустима при присутствии соответствующих методов и методик воспитательной работы с детьми, а также специальных методов и методик организации экологического воспитания дошкольников. (подсистема С)
Функцией метода в системе экологического воспитания является вырабатывание экологических представлений и правильного отношения ребенка к природе при помощи различных видов деятельности.
Технологии (подсистема D)
Вместе с методами особое значение в реализации всей системы экологического воспитания имеют технологии. Технология – это система экологического воспитания, которая заключает в себе цепочку взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, которые планируются на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно олицетворяющее её главные идеи и положения. (Минбулатов В. М., Неверкович С. Д.)
В результате использования технологии на выходе (в конце года) поднимается уровень экологической воспитанности детей, что определяется с помощью специального диагностического обследования.
Организация и управление – являются следующими подсистемами (Е) общей системы экологического воспитания и нуждаются в теоретическом обосновании.
Для осуществления всей системы экологического воспитания детей в ДОО особое значение имеет 5-й блок – Организация и управление общей системы экологического воспитания.
Организация и управление экологическим воспитанием дошкольников обусловливаются особенностями административных уровней.
Федеральный уровень. Главная задача - создать центр, который будет иметь многофункциональное значение, в котором реализовывается изучение проблем, разработка пакетов практических материалов, их утверждение, внедрение и распространение. Значимым аспектом являются меры по стимулированию создания и лицензированию национальных и региональных программ. Разные формы и методики экологического воспитания дошкольников в контексте географического и социального многообразия в России не только рекомендуются, но и нужны.
Региональный уровень. На этом уровне к мероприятиям по повышению квалификации должны быть приглашены различные специалисты, представители крупных компаний Республики (региона), которые имеют ту или иную связь с экологическими аспектами (преподавательские состав университетов, медицинский персонал, лекторы общества "Знание"), комитеты по охране природы.
Регулярные научно-практические совещания по экологическому образованию имеют возможность оказать помощь и содействие в обнаружении и распространении лучших образовательных практик.
Районный - городской уровень. Администрация напрямую гарантирует жизнедеятельность конкретного учреждения. Своевременное организационно
Фрагмент для ознакомления
3
1 Абдуллаев М. М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ //Modern Science. – 2019. – №. 3. – С. 29-32.
2 Азарнов Н. Н., Жордания А. Д. Социально-психологические основы экологического воспитания личностей //IV Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция" Образование и педагогическая наука в XXI веке: теоретические и практические аспекты исследований. – 2022. – С. 19.
3 Аракелян К. А. и др. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста //Воспитание и обучение: теория, методика и практика. – 2019. – С. 85-88.
4 Апиш М. Н., Лобанова А. А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ //Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. – 2017. – С. 150-152.
5 Гордина М. А. Туристская деятельность как средство экологического воспитания личности старшеклассника //МА Гордина: дисс. канд. пед. наук… Санкт-Петербург. – 2005.
6 Захлебный А.Н. Научно - технический прогресс и экологическое образование / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина // Советская педагогика. - 2015. - № 12. - С.10 – 11
7 Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 2015, с. 173-183.
8 Зотов В. В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе //Московский пед. гос. ун-т–М.,–1998.–16 с. – 1998.
9 Маврищев В. В., Кулеш В. Ф. Теоретические основы формирования экологической культуры современного учителя //Весцi БДПУ. Серыя 3. Фізіка. Матэматыка. Інфарматыка. Біялогія. Геаграфія. – 2020. – №. 1. – С. 31-38.
10 Москвина А. С., Третьяков А. Л. Теоретические основы нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста //Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. – 2021. – С. 497-508.
11 Москвина А. С., Третьяков А. Л. Теоретические основы нравственно-экологического воспитания детей дошкольного возраста //Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. – 2021. – С. 497-508.
12 Симонова Л. Ю., Горожанкина Ю. И. Теоретические основы экологического воспитания в системе образования детей дошкольного возраста //Концепции и практические подходы в работе добровольцев и волонтеров. – 2018. – С. 288-290.
13 Стромова А. В. Научно-теоретические основы формирования экологической культуры подростков //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – №. 3. – С. 84-88.
14 Третьяков А. Л. Теоретические основы экологического образования детей старшего дошкольного возраста //Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2019. – №. 1. – С. 48-52.