Фрагмент для ознакомления
2
Концепция лабораторных занятий в контексте профессиональной подготовки, имеющая ключевое значение для формирования практических компетенций, включает в себя динамичное взаимодействие традиционных методик и развивающихся педагогических инноваций [Zablotska, 2022, p. 27]; интеграция виртуальных физических демонстраций становится преобразующим средством для улучшения образовательного аспекта, особенно в физике, где такие методы способствуют более глубокому пониманию и формированию компетенций [Tkachenko, 2022, p. 99]. Центральное место в теоретическом дискурсе о лабораторном образовании занимает компетентностный подход, который выступает за структурированные и измеримые результаты в профессиональном обучении [Зимняя, 2004, с. 8]; здесь эмпирическая строгость, обеспечиваемая методологией педагогических исследований Кузьминой, предлагает основополагающую линзу, через которую можно критически оценить эффективность лабораторных занятий [Kuzmina, 1970, p. 112]. Более того, педагогическая интеграция, о которой говорят Новачек и др., подчеркивает необходимость целостной образовательной стратегии, гармонично сочетающей теоретические знания с их практическим применением, обеспечивая тем самым целостное развитие профессиональных навыков [Novacek, 2004, p. 164]. Благодаря такому методологическому анализу и адаптации лабораторные занятия могут превратиться из традиционных в более инновационные, технологически обогащенные среды, которые не только соответствуют, но и продвигают стандарт результатов, как отмечает Блинов [Блинов, 2010, с. 23], тем самым стимулируя формирование исследовательских навыков, необходимых для профессионального роста в технических областях, как подчеркивается в отчете Астрахани о лабораторных практикумах [Астрахань, 2008].
При сравнительном анализе методологических подходов в сфере профессионального образования выявляется резкая дихотомия между традиционными методологиями и инновационными технологиями. Традиционные подходы, характеризующиеся опорой на непосредственное практическое экспериментирование в контролируемой лабораторной среде, остаются основополагающими, но зачастую не обладают гибкостью и масштабируемостью, обеспечиваемыми современными технологическими достижениями. Инновационные технологии, напротив, создают «виртуальные лаборатории» и «симулированные эксперименты», которые не только повышают доступность, но и позволяют использовать более широкий спектр сценариев, с которыми студенты не могут столкнуться физически из-за нехватки ресурсов [Zablotska, 2022, p. 28]. Эти технологии, включая дополненную реальность (AR) и виртуальную реальность (VR), обеспечивают иммерсивный опыт, воспроизводящий физические лабораторные условия с поразительной точностью; кроме того, они позволяют повторять практику без материальных затрат и проблем с безопасностью [Tkachenko, 2022, p. 100].
Эффективность таких инновационных подходов не просто примерная, а эмпирически подтверждается улучшенными результатами обучения, особенно в развитии сложных когнитивных навыков, таких как решение проблем и критическое мышление – навыков, которые зачастую сложнее развивать традиционными методами [Novacek, 2004, p. 165]. Более того, интеграция цифровых инструментов способствует более индивидуализированному темпу обучения, позволяя студентам исследовать и экспериментировать в соответствии с их стилем и скоростью обучения, воплощая тем самым принципы «адаптивного обучения» [Kuzmina, 1970, p. 150]. Такое сопоставление методик не только подчеркивает трансформационный потенциал интеграции передовых технологий в лабораторное обучение, но и указывает на необходимость сбалансированного подхода, использующего сильные стороны как традиционных, так и современных образовательных практик для достижения оптимальных педагогических результатов.
1.2. Психолого-педагогические аспекты лабораторных занятий
Понимание психолого-педагогических аспектов лабораторных занятий требует изучения особенностей восприятия и обработки информации студентами во время практических занятий; здесь «когнитивная вовлеченность», термин, обозначающий активное умственное участие студентов, играет ключевую роль в успешном усвоении знаний [Zablotska, 2022, p. 30]. Подчеркивая результаты проведенных эмпирических исследований, становится очевидным, что иммерсивная лабораторная среда существенно влияет на когнитивные схемы-фреймворки или схемы мышления, которые студенты используют для организации и интерпретации информации [Tkachenko, 2022, p. 98]. Более того, содействие «опытному обучению», как утверждают Новачек и другие, когда студенты учатся через осмысление своей деятельности, имеет решающее значение для одновременного развития их практических навыков и теоретического понимания [Novacek, 2004, p. 164].
При этом динамика обработки информации тесно связана с методологическим дизайном лабораторных занятий; дизайн влияет не только на то, чему учатся студенты, но и на то, насколько эффективно они усваивают эти знания, а методы с использованием «симулятивных цифровых инструментов» оказываются особенно эффективными для обогащения образовательного опыта [Egorov, 2008, p. 249]. Благодаря этим инструментам лабораторные условия выходят за традиционные рамки, способствуя более глубокой когнитивной связи с изучаемым материалом; т.о., образовательный процесс становится не просто передачей знаний, а воспитанием у студентов глубокого понимания и компетентности, повышающих их профессиональную готовность [Белозерцев, 2008, с. 342]. Эта методологическая эволюция представляет собой значительный сдвиг от пассивного получения знаний к активному участию, когда студенты становятся не просто получателями информации, а активными конструкторами своей базы знаний – трансформационный подход, который соответствует современным целям образования [Гаспарова, 2005, с. 190].
Лабораторные занятия оказывают глубокое влияние на развитие профессиональных навыков и компетенций; эти занятия, являясь интерактивными и динамичными образовательными аренами, не только распространяют знания, но и формируют практические навыки и критическое мышление, необходимые в профессиональной деятельности. Благодаря «практическому опыту» – занятиям, в ходе которых теоретические знания применяются в практических сценариях, – студенты развивают «техническую сноровку» и «аналитическое чутье» [Zablotska, 2022, p. 29], важнейшие навыки, которые выходят за рамки традиционной учебной среды в классе. Также лабораторные занятия способствуют развитию «способности решать проблемы» и «инновационного мышления» [Ткаченко, 2022, с. 100], поскольку студенты часто сталкиваются с проблемами реального мира, требующими немедленного и эффективного решения.
Итеративный характер лабораторных работ, когда задания многократно выполняются для достижения совершенства, способствует «закреплению навыков» – термину, который подчеркивает усиление приобретенных навыков путем повторения [Novacek, 2004, p. 165]. Кроме того, атмосфера сотрудничества, преобладающая на лабораторных занятиях, способствует развитию «навыков межличностного общения» и «командного взаимодействия» – важнейших компетенций в любой профессиональной сфере [Егоров, 2008, с. 250]. Соответственно, такие педагогические условия не только готовят студентов к техническим аспектам их будущей карьеры, но и прививают им «мягкие» навыки, необходимые для успешной работы в разнообразных и часто междисциплинарных командах.
Не менее важна роль инновационных технологий в этих лабораториях: интеграция цифровых инструментов и виртуальных симуляторов знакомит студентов с современными практиками в их областях, тем самым повышая их «технологическую беглость» – важнейшую компетенцию в современной рабочей силе [Белозерцев, 2008, с. 345]. Знакомство с современными технологиями не только развивает практические навыки студентов, но и обеспечивает их адаптивность и способность ориентироваться в быстро меняющихся технологических аспектах их соответствующих профессий. Итак, лабораторные занятия служат важнейшими каналами для развития как базовых, так и продвинутых профессиональных компетенций, позволяя студентам преуспеть в своей будущей карьере и внести эффективный вклад в развитие своих областей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Tkachenko, A., & Kulyk, L. VIRTUAL PHYSICAL DEMONSTRATIONS, INVOLVED IN LABORATORY-BASED PRACTICAL OF THE METHODOLOGY TEACHING PHYSICS, AS THE MEANS OF FORMING PROFESSIONAL COMPETENCES FOR FUTURE PHYSICS TEACHERS. Collection of scientific papers Kamianets-Podilsky Ivan Ohienko National University Pedagogical series, 2022. https://doi.org/10.32626/2307-4507.2022-28.96-101.
2. Zablotska, O., Hordiichuk, S., Nikolaieva, I., & Antonov, O. METHODS OF FORMATION OF COMPETENCES AND LEARNING OUTCOMES OF BACHELORS OF MEDICAL DIAGNOSTICS AND TREATMENT IN THE PROCESS OF STUDYING THE TOPIC «CALCULATION AND PREPARATION OF SOLUTIONS OF APPROXIMATE CONCENTRATIONS». Academic Notes Series Pedagogical Science, 2022. https://doi.org/10.36550/2415-7988-2022-1-204-25-31.
3. Андреева, И. В., Безбородов, А. М., Грецова, Н. В., Никулин, Р. Н., Поляков, И. В., Шеин, А. Г. О применении тестирования на начальном этапе отчета лабораторных работ // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006.
4. Антошина, Л. Г., Неделько, В. И., Струков, Б. А. Повышение эффективности обучения студентов нефизических специальностей в общем физическом практикуме // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006. С. 39-40.
5. Апухтина, А. Г., Кузнецова, И. Ю., Ильченко, Л. И., Богданова, Л. А. Взаимодействие профессионально-педагогических работников учреждения профессионального образования при реализации компетентностного подхода в соответствии ФГОС // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 4 (8). С. 58-64.
6. Белозерцев, Е. П., Гонеев, А. Д. [и др.] Педагогика профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений ; под ред. В. А. Сластенина. 4-е изд. М.: Академия, 2008. 368 с.
7. Блинов, В. И. Стандарт результата (О новых федеральных государственных стандартах профессионального образования) // Образование. Карьера. Общество. 2010. № 2 (28). С. 18-25.
8. Вавилова, Л. Н., Гуляева, М. А. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждении профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового поколения / авт.-сост. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2012. 180 с.
9. Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 755-757. Available at: //moluch.ru/archive/110/26991/
10. Воробьёв, А. П., Воробьёва, Т. В., Красненков, М. А. Содержание дидактических принципов в формировании знаний, умений и навыков при обучении физике в условиях высшей школы // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006. С. 65.
11. Гаспарова, Л. Б. Педагогические технология проведения лабораторного практикума в системе подготовки инженеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Самара: 2005. 196 с.
12. Догадин, Н. Г. Усиление роли лабораторного практикума в теоретической подготовке студентов // Физика в системе современного образования: Труды седьмой Международной конференции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. Т.1. 199 с.
13. Егоров, В. В., Скибицкий, Э. Г., Храпченков, В. Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: Изд-во САФБД, 2008. 260 с.
14. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект). Проблемы качества образования: кн. 2: Ключевые социальные компетентности студента: материалы 14-го Всероссийского совещания / Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов. М.: 2004. С. 6-12.
15. Клещева, Н. А., Штагер, Е. В., Шилова, Е. С. Перспективные направления совершенствования процесса обучения в техническом вузе: учебно-методическое пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. 124 с.
16. Кожевников, Н. М. Исчезновение эмпирического компонента из учебных пособий по курсу общей физики // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006. С. 25-26.
17. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности: учеб. пособие. Ленинград: 1970. 183 с.
18. Надолинская, Е. Г., Беспальцева, И. И., Белоненко, М. Б. Повышение эффективности отчетных занятий по лабораторным работам // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006. С. 108.
19. Новачек, И., Поваляева, М., Чумичева, Р. Педагогическая интеграция в техническом университете // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 164-165.
20. Повзнер, А. А., Лобанов, В. В., Лобанов, П. Г. Общефизический практикум в крупном техническом вузе // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006. С. 41-42.
21. Проблема формирования исследовательских умений при проведении лабораторных практикумов. Астрахань, 2008. Available at: http://vuz-24.ru/nex/vuz-119299.php
22. Смирнов, В. В., Стефанова, Г. П., Анофрикова, С. В. Содержание, организация и принципы построения лабораторного практикума по общей физике в университетах // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006. С. 53.
23. Сытилина, Н. Г. Возможности оптимизации физического лабораторного практикума // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006. С. 49.
24. Чугунов, Е. А., Ермолаева, В. В. Сравнение методик преподавания общего курса физики на примере проведения лабораторных работ в технических вузах Швейцарии и России // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 569-571. Available at: https://moluch.ru/archive/64/10343/
25. Ясинский, В. Б. Инженерный физпрактикум для бакалавров // Современный физический практикум: сборник тезисов докладов IX-й Международной учебно-методической конференции. Москва: Издательский дом МФО, 2006. С. 93.