Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена святоотеческой экзегезе книги Иова. Изучение этой темы является особенно актуальным и интересным, поскольку книга Иова относится к числу ветхозаветных источников. Этот период связан с деятельностью и служением Моисея, благодаря которому народ Израиля обретает свободу от египетского плена, а также появилась ветхозаветная Церковь. Кроме того, пророческое служение в рассматриваемый период было тесно связано с действиями Святого Духа, пророческие чудеса прямо зависели от силы веры. В Ветхом Завете Святой Дух еще не пребывал на всех верующих, мог снисходить только на избранных, в частности, на пророков. Тем не менее, посредством Святого Духа Божественная Сила присутствовала среди людей. Одно из имён Святого Духа, которое мы встречаем в Ветхом Завете — это Дух Божий (Элохим). Это является свидетельством в пользу Божественности Святого Духа. Книга Иова и сейчас является примером праведности, а также источником тех мессианских пророчеств, которые затем нашли свое подтверждение в пророческих книгах Ветхого Завета.
Святоотеческая экзегеза книги Иова является весьма обширной, отражающей главные аспекты понимания этого пророческого текста. Обращение к святоотеческой экзегезе позволит на более глубоком уровне осознать те идеи, которые были прикровенно выражены в книге Иова.
Главная цель работы – рассмотреть особенности и традиции святоотеческой экзегезы книги Иова.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности книги Иова в ветхозаветном Писании и ее смысл согласно святоотеческой экзегезе.
2. Проанализировать основные мессианские пророчества и места в книге Иова, их подтверждение у пророков Ветхого Завета в контексте святоотеческой экгезезы.
3. Сформулировать выводы по исследованию.
Объект исследования – книга Иова.
Предмет исследования – книга Иова в святоотеческой экзегезе.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список литературы.
1. Книга Иова и ее значение
В первую очередь, обратимся к общей характеристике книги Иова, к тому, как именно Святые Отцы Церкви определяли смысл и место книги Иова в Священном Писании Нового Завета.
Святые Отцы Церкви отмечали, что до книги Иова в религиозной мысли не существовало четкого понимания того, что праведник может страдать, т.е., не существовало теодицеи и оправдания бога за «зло». Само собой, считалось, что благо человек обретает, если соблюдает все традиции и ритуалы, т.е., чисто магический и прагматический подход к действительности – если соблюдаются условия необходимо должен следовать результат, в дальнейшем в ходе наблюдения за материальной и духовной жизнью человек все больше и больше убеждался в недействительности такой позиции. В книге пророка Исаии, которая была написана существенно позже книги Иова, вопрос о страдании праведников при жизни от действия грешников ставится достаточно остро, но тем не менее преимущественно в контексте наказания грешников, от дел которых страдают праведники и невинные.
Также, говорится о том, что многим невинным людям предстоит пострадать в связи с грядущими катаклизмами.
Священник и философ Павел Флоренский утверждал, что книга Иова раскрывает противоречие между «Истиной» и формой ее восприятия человеком. В ней Бог показывает нам, что человек не есть мера творения, и что Вселенная устроена по плану, который превосходит способности человеческого разума. В связи с ограниченностью человеческого разума желания и дела Бога непонятны человеку и кажутся ему неразумными. Таким образом, воля Бога является для человека тайной. В 21 главе книги Иова показывается как тайна нравственного беспорядка поражает Иова своим величием, а его друзья оказываются не способными заметить ее . Иов, не понимая причины своего страдания тем не менее сохраняет веру в благого, любящего и справедливого Бога.
Иов сумел выдержать посланное ему Господом испытание и противостоять сатане, действующего по попущению Божьему. Сатане дана определенная власть над материальным миром, но он не способен прямым образом воздействовать на душу человека, т.е., попытки нравственного совращения с его стороны носят опосредованный характер, т.е., через мирские скорби, либо напротив искушение мнимой властью и благополучием. Следует отметить, что осознание возможности страдания праведников появляется в Ветхом Завете, прежде всего в контексте страданий и гонений, которые претерпели многие ветхозаветные пророки, о чем говорил Христос (Лук.13:33-34): «Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!».
Существенное значение книги Иова для христианства подтверждается наличием обширных толкований данных в частности Иоанном Златоустом и Василием Великим. Книга Иова имеет также литургическое значение в православной Церкви, которая, как и книга Исаии читается в дни Великого Поста (в дни страстной седмницы) призывая верующих к покаянию. В частности, епископ Виссарион (Нечаев), дает толкование на паримии из книги Иова. Виссарион толкуя Иов. 1:9-10, говорит, что сатана не отрицает благочестивой жизни Иова, но утверждает, что он почитает Его не из бескорыстной любви. Грехи гордыни и уныния направлены на то, чтобы лишить Иова его состояния и славы, и тогда праведник откажется от служения Господу, признав его суетным и бесполезным . Виссарион подчеркивает, что в мире существует много зла и неправды, но это недолжно смущать верующих и приводить их к ропоту против Бога.
Христианская Церковь всегда напоминала людям о том, что странствование во плоти в этом мире кратковременно, и покой будущего Царства и Вечной Жизни являются истиной целью человеческого существования. Воскресенье из мертвых произведет различные плоды соразмерно праведности человеческой жизни. Несмотря на то, что в иудаизме учение о Воскресенье из мертвых не было достаточно развито, в Ветхом Завете содержатся явные указание о нем. В книге Ис. 66:24 сказано: «И будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти». В то время, как произведение бессмертного плода Воскресенья характеризуется в Новом Завете как вечное блаженство и переход в «бесскорбынй век». Текст молитвы литургии Василия Велико содержит такие слова: «в рай веселия, откуда удаляются всякая печаль и воздыхание, – в свет святых». Павел Флоренский утверждает, что в христианстве идеи «оправдания-блаженства-бессмертия» противоположны идеям «греха-суеты-муки-смерти». Победа Христа представляет собой дарование жизни и осветление тьмы греха, освобождение от греховного блуждания. Во времена Ветхого Завета учение о нравственности носило еще незавершенный характер, и потому имело на себе отпечаток материальности и суетности бытия ветхого человека.
Книга Иова начинается с традиционного для ветхого завета описания благочестия и связанного с ним благосостояния человека. Иов имел много детей, был знаменит и богат. А.П Лопухин разделяет данную точку зрения и отмечает, что за: «За благочестие, по учению Ветхого Завета, человек награждался временными, земными благами» . Профессор утверждает, что благословление дел рук человека является выражением награды за его благочестие. Также он ссылается на Втор. 28:13, утверждая, что, наградой за благочестие является большая слава Иова. Таким образом, становится очевидным, что бедствия Иова не были следствиями греховности его жизни. Существенным обстоятельством, смягчающим тяжесть страданий Иова, является то, что ему все же было известно о грядущем Воскресении из мертвых (Иов.19:25-27), поэтому Иов уповал на милость Бога. Но все же он получил утешение при жизни. Как известно, книга Иова завершается тем, что Господь возвращает праведному страдальцу все, что у него было отнято. В книге Иова (Иов. 42:13) сказано, что Бог дал ему детей в двое больше прежнего, приумножил в двое его богатство, после чего он прожил 170 лет, т.е., даровал ему долголетие, кое считалось по ветхозаветному учению признаком праведности. О подобного рода компенсации праведником (Ис. 40:2, Ис.61:7) говорится в книги Исаии, что подчеркивает ее ветхозаветный дух учения о нравственности и грехе. Также о двойном воздаянии говорит пророк Захария (Зах.9:12): «Возвращайтесь на твердыню вы, пленники надеющиеся! Что теперь возвещаю, воздам тебе в двойне». Примечателен тот факт, что ветхозаветное учение о нравственности Исаии сохраняя существенным образом понимание греха в контексте закона, сочетает его с мессианским обетованием в новозаветном духе. В Ис.65:4 сказано, что иудейский народ оскорбляет Бога не только идолослужением, но и вкушением свиного мяса, что является нарушением закона Моисея. Далее Исаия (Ис. 65:17-23) говорит, что Господь сотворит новое небо и землю, т.е., совершит преображение природы. В новом мире не будет вражды и несправедливости, никто не будет трудится напрасно. В этом мире не будет ни малолетних, ни старцев: «ибо столетний будет умирать юношей, но столетний грешник будет проклинаем». Однако, судя по всему в данном пророчестве не говорится об окончательном искоренении смерти, т.е., установления вечной и блаженной жизни, говорится же скорее об установлении некоего «золотого века» - царства праведников, в котором более люди не будут испытываться Богом.
Страдания Иова были посланы ему Богом в качестве испытания и назидания для других верующих. Однако, все же нельзя утверждать, что Иов был полностью безгрешен, т.к., греховность является неотъемлемой частью падшей природы человека.
Митрополит Макарий (Булгаков) в своем фундаментальном труде «Православно-догматическое богословие» уделяет существенное внимание рассмотрению понятия греха, в том числе в контексте учения Ветхого Завета и его соотношении с христианством. Он утверждает, что грех, совершенный прародителями человечества со всеми его последствиями, вошел в их потомство, т.е., в человечество и потому по мнению святых отцов Церкви называется первородным. Митрополит Макарий утверждает, что учение о первородном грехе чрезвычайно важно для христианского вероучения, поскольку если в человека нет греха и его нравственная природа не повреждена, то соответственно и искупление для него ненужно. Важнейшими последствиями первородного греха для человека стало помрачение его разума, извращение воли, телесные болезни и смерть. Православное исповедание учит, что воля человека была повреждена грехом, однако в следствии жертвы Христа для воли каждого человека открыта возможность сделать выбор: стать добрым чадом Божии, либо сделаться злым сыном дьявола. Таким образом, в настоящие время поврежденность воли человека отличается от первородного греха тем, что она суть «удобопреклонность ко злу», которой человек способен противостоять, имея веру в Бога.
Извращение свободной воли и ее склонность ко злу, превосходящая стремления к добру изображается апостолом Павлом (Рим. 7:18-23), который говорит: «знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне, но, чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Совершаемое зло совершает грех, живущий в человеке, поскольку, стремясь соблюдать Закон Божий, тело противоборствует закону ума и велению сердца, делает каждого человека пленником закона греховного. Однако, по учению православной Церкви неправильно утверждать, что прародительский грех истребил полностью свободу в человеке, и что человек не способен желать добра, поскольку все его естество сделалось злым. Таким образом, зло – грех не есть какая-либо сущность имеющая самостоятельное бытие, а является уклонением разумных существ (ангелов и людей) от естественного их блаженного состояния. Поэтому, Бог не является виновником зла, которое происходит от действия воли разумных существ, т.е., зло есть нравственное состояние, следствием которого является зло физическое, являющиеся по существу наказанием за грехи, а также как средство к исправлению грешников, в том числе испытание веры и нравственного состояния человека. Однако, Иов, а также иудеи эпохи пророка Исаии были в большей степени подвержены влиянию зла.
Страдания Иова (Иов 14:4-5) были обусловлены различными причинами, в частности он сам говорит: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один, если дни его определены». Ни один человек не свободен от «скверны» с самого своего рождения, которая по словам Иова является причиной бедствий жизни человека, который в любом случае повинен суду Божию. Митрополит Макарий, подчеркивает, что в данном случае имеет в виду скверна нравственная, а не физическое зло, поскольку оно само по себе не может сделать человека виновным перед богом, т.е., речь идет о греховности человеческой природы унаследованной от прародителей рода человеческого .
Иов страдал не потому что был грешнее других, но при этом он осозновал несовершенство человека по отношению к Богу. В книге Иова говорится (Иов. 4:17-18): «человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки». Ангелы по своей природе стоят выше человека, но тем не менее многие из них в пале в состояние полного греха, из которого они уже не в состоянии подняться. Именно поэтому, сатана стал врагом человечества и стремится погубить весь род людской. В книге Иова он упоминается в первые, и именно он выступает в роли искусителя Иова, посылая на него по попущению Божьему множество бедствий, что свидетельствует о том, что человек искушается не только материальными благами, но и посредством разного рода напастей, цель которых пробудить в человеке грех уныния, являющегося одним из смертных грехов по учению Церкви. Иов (Иов.7:21) просит Господа простить ему грехи, поскольку ему надлежит умереть.
Согласно большинству святоотеческих толкований, сам пророк не понимает причины постигших его бедствий, для него недопустимо понимания