Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государственное управление - важнейший процесс с точки зрения дублирования суверенных институтов страны, легитимности власти, решения политических лидеров проблем, связанных с развитием общества. В теории управления понимают функцию управления, направленную под контроль управления, чтобы обеспечить точную оценку реальной ситуации и тем самым создать предпосылки для внесения корректировок в запланированные показатели развития объекта управления, исходя из этого, в ходе проверки необходимо определить не только теневые стороны деятельности, но и соотношение положительных и отрицательных сторон. Одной из актуальных проблем государственного управления является совершенствование организации государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Важным остается контроль как на федеральном, так и региональном уровнях. Актуальность проблемы связана с тем, что несмотря на принимаемые меры со стороны органов законодательной, судебной власти, а также органов прокуратуры, усиление контроля в системе исполнительных органов продолжает иметь место нарушения прав и свобод человека и гражданина, неправомерные действия со стороны органов исполнительной власти. В настоящее время наблюдается значительное количество обращений граждан и организаций по поводу незаконных решений и действий органов исполнительной власти и должностных лиц. В связи с этим проблема совершенствования контроля за деятельностью органов исполнительной власти продолжает оставаться актуальной.
Целью работы является анализ особенностей государственного контроля за управлением системой таможенных органов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть понятие и сущность государственного контроля;
2.описать методологические основы построения механизма правового регулирования государственного контроля в Российской Федерации;
3.изучить виды государственного контроля, осуществляемого в области таможенного дела и общая характеристика контрольных функций, возложенных на таможенные органы ;
4.рассмотреть специфику административно-правового регулирования таможенного контроля в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
5.определить проблемы административно-правового регулирования и реализации государственного контроля таможенными органами в рамках Евразийского экономического союза;
6.разработать пути совершенствования функции государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате правового регулирования государственного контроля.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты правовое регулирование и формы осуществления государственного контроля.
Методы исследования: анализ, синтез.
Теоретическая основа исследования представлена перечнем учебной и научной литературы, используемой автором в процессе написания работы.
В структуру выпускной квалификационной работы входит введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.
1. Правовые и организационные основы государственного контроля в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность государственного контроля
Одним из основных видов деятельности государственной власти является контрольная деятельность на различных этапах осуществления государственной власти[ Алексеев, Д.Б. Система государственной контрольной деятельности / Д.Б. Алексеев // Административное и муниципальное право, 2015. – №11. – С. 1131-1137.]. Эксперты из различных областей науки, включая многих ученых-юристов, трактуют понятие «государственный контроль» по-разному. Моей задачей в данном параграфе является проанализировать популярные теории и подходы к определению данного термина и найти оптимальное, на мой взгляд, понятие, которое станет основой выпускной квалификационной работы.
Понятие государственного и муниципального контроля закреплено только в одном нормативном документе - ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [ Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс]/Компания «Консультант плюс».
].
Из представленных определений понятию «контроль», имеющихся в литературе видно, что в настоящее время не существует единого определения и данное понятие в разных отраслях знаний рассматривается с разных сторон, но в большинстве случаев понятие «контроль» является частью системы управления, процессов принятия решений и их осуществления, так как именно осуществление контроля позволяет определить результаты управленческой деятельности, допущенные отклонения и разработать мероприятия по исправлению допущенных отклонений для достижения поставленной цели. Связующим звеном изучаемых мною теорий и понятий «государственный контроль» являются два ключевых элемента: законность и обоснованность.
Сущность контроля состоит в том, что уполномоченные органы и их должностные лица при помощи установленных законом организационно-правовых форм, средств и способов определяют, соответствует ли данная деятельность органов и лиц положениям Закона, предусмотренными законом требованиям, правилам, регламентам; проводят анализ итогов взаимодействия субъектов управления и управляемых объектов, несоответствие целям их деятельности; принимают ли соответствующие меры по пресечению нарушений и привлечению к ответственности нарушителей.
Итак, рассмотрев общее понятие «контроль» и его сущность, мы можем дать такое определение государственному контролю, осуществляемого за таможенными органами РФ - это контроль уполномоченными государством органов за законностью действий в процессе подготовки к перемещению и самого перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, валютных ценностей и других предметов, а также в течении «пост-контроля» с целью осуществления эффективной таможенной политики в обществе для обеспечения прав физических и юридических лиц.
Термин «государственный контроль» взаимосвязан с терминами «государственная власть» и «государственное управление». Основной целью государственного контроля является достижение государственной властью заданных результатов ее работы, а также результатов деятельности различных государственных органов и систем. Предмет государственного контроля представляет собой деятельность государственных и муниципальных органов власти, организаций и граждан по выполнению ими действующих нормативно-правовых актов.
1.2. Содержание государственного контроля
Содержание государственного контроля представляет собой: [ Бахрах, Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2011. – 622 с.].
наблюдение за функционированием различных подконтрольных объектов, получение контролирующим субъектом объективной информаций относительно выполнения таковыми правил, поручений, по поводу их состояния;
осуществление анализа в отношении полученной и собранной информации, определение тенденций, а также причин и условий, разработка прогнозов;
внедрение мер и мероприятий, направленных на предотвращение нарушений законности, посягательств на дисциплину, пресечение вредных последствий, наступление ущерба и т.д.;
ведение учета применительно к допущенным конкретным нарушениям;
выявление и анализ их причин, условий, иных детерминант.
В основе принципов осуществления государственного контроля лежит Конституция Российской Федерации[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)]:
верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами при исполнении государственными органами своих полномочий и должностных обязанностей;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;
единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федераций;
гласность в осуществлении государственного контроля;
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур" (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)
2.Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
3.Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (последняя редакция) Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс]/Компания «Консультант плюс».
4.Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих производственную деятельность: Приказ ФТС России от 11.04.2016 № 732 // Таможенные ведомости. 2016. № 6
5.Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности: Приказ ФТС России от 25.03.2011 № 626 (ред. от 10.04.2013). Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФТС России от 19.03.2014 № 493 // Таможенные ведомости. 2014. № 5.
6.Об утверждении Порядка применения процедуры отложенного определения таможенной стоимости товаров: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.04.2016 № 32
7.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
8.Алексеев, Д.Б. Система государственной контрольной деятельности / Д.Б. Алексеев // Административное и муниципальное право, 2015. – №11. – С. 1131-1137.
9.Афонин, П.Н. К вопросу о нормативно-правовом обеспечении таможенного контроля после выпуска товаров / П.Н. Афонин, Р.А. Кузьмичева // Бюллетень инновационных технологий, 2020. – № 3. – С. 54-60
10.Баранов, М.Л. Нормативное правовое регулирование государственного контроля в системе федеральных органов исполнительной власти / М.Л. Баранов // Право и жизнь, 2011. – №11. – С. 174.
11.Бахрах, Д.Н. Административное право России. – М.: Эксмо, 2011. – 622 с.
12.Корняков К.А. Предварительное информирование и таможенный контроль: монография М.: Издво Российской таможенной академии, 2011. С. 5
13.Коробов А.А. Система управления рисками: проблемы внедрения и реализации в таможенных органах России // Молодой ученый. 2016. №10.1. С. 31-36;
14.Костин А. А. Управление рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС: состояние и перспективы // Таможенное дело. 2013. № 3;
15.Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 528 с.
16.Погодина Н.А. Таможенное регулирование частных и публичных интересов при производстве таможенного контроля (на примере системы управления рисками) // Право и экономика. 2009. № 6. С. 83-86;
17.Сорокин А.М. Перспективы использования системы управления рисками в целях совершенствования таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 3. С. 150-154.