Фрагмент для ознакомления
2
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) на каждой образовательной ступени, начиная с младшей школы, у школьников в урочной и внеурочной деятельности формируют понятие естественно-научная грамотность.
Понятие естественно-научная грамотность несомненно включает в себя понятие бережного отношения к живой природе. Это комплексное понятие, которое подразумевает наличие у субъекта биологических и экологических знаний, умений, навыков и компетенций [19].
Под естественно-научной грамотностью понимают компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность субъекта занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками.
Это интерес со стороны школьника к естественно-научным фактам и идеям. Такого рода грамотность позволяет человеку принимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественных процессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру в целом, включая понимание вопроса бережного отношения к живой природе.
С середины XX столетия отмечается активный рост фундаментальных открытий во всем комплексе наук о жизни. По убеждению президента английского Королевского общества П. Блэкетта, молекулярная биология в такой же степени революционизировала науку о живом, как квантовая теория революционизировала физику сорок лет назад [7]. Важно отметить те отличительные характеристики, которые определяют изменение места и роли биологии в системе современного неклассического естествознания:
1. Обращение к исследованию феномена жизни на всех уровнях его организации. Сегодня это рассматривается на микро-, макро-, и на мегауровне, во Вселенной.
2. В сферу биологического познания включаются надорганизменные образования. К ним относят:
-популяционно-видовые;
-биогеоценотические;
-биосферные;
-антропобиогеоценотические, а также, системы взаимоотношений в них.
В области биологии как науки, сегодня к традиционным методам биологического исследования, описательным, сравнительным, историко-реконструктивным, экспериментальным, добавились новые методы и приемы познания живого:
- идеализация;
-аксиоматизация;
-формализация;
-методы математического моделирования;
- информационно-вероятностные, кибернетические и синергетические подходы.
В результате усиления медико-биологической и генетической направленности исследований, углубляется понимание действия природных факторов. Здесь включаются наследственные и популяционно-видовые факторы. Важно отметить, что сегодня активно возрастает количество непосредственных контактов биологической науки и социальной практики. [20].
Можно говорить о том, что современная биология становится не только средством познания окружающего мира, но и мощной силой влияния на него. Как и в любой другой отрасли, в биологии возникают тенденции проектирования, конструирования и создания искусственным путем новых биообъектов. К ним относят рекомбинантные молекулы ДНК, генноизмененные вирусы, синтетические продукты питания.
Сегодня всё чаще речь заходит о конструировании и создании искусственных био- и агроценозов, или, инженерия ценозов. Актуализация генно-инженерных исследований в генной, хромосомной и клеточной инженерии позволила говорить о том, что во второй половине XX столетия биология вступила в новый этап своего развития – биоинженерный [13].
Таким образом, комплекс биологических дисциплин становится не только мощной производительной силой общества через развитие биотехнологий. Он сегодня выступает в качестве важнейшей основы учения об условиях существования производства и разработки системы рационального природопользования и возобновления природных ресурсов.
Этот процесс сегодня часто называют экологизацией современного производства. Основные идеи и принципы биологии, и, в частности, экологии, сегодня входят в духовную культуру общества. Они способствуют формированию новых мировоззренческих установок и принципов. Речь идёт о биоцентризме, биосфероцентризме, принципу благоговения перед Жизнью и др. Это позволяет говорить о выработке концептуально нового фундамента взаимодействия общества и природы.
Все эти направления развития биологии как науки позволяют говорить о необходимости формирования творческой деятельности тех обучающихся, которые демонстрируют способности к естественно-научным дисциплинам. Проектная деятельность в области биологии позволяет подтвердить наличие у обучающегося не только программного материала в рамках общеобразовательной школы, но и понимание иного, внепрограммного материала.
При необходимости учитель может каждому отдельно взятому ученику указать конкретный путь нахождения новой информации. Наиболее целесообразно решать такого рода познавательные задачи при выполнении проектов и исследований по биологии.
Расширение социокультурного статуса биологии выражается в развитии комплексных и междисциплинарных исследований. Это позволяет укрепить взаимосвязь биологии с точными и социо-гуманитарными науками. Для этого необходимо широко внедрять ценностные подходы и гуманистические начала биологического познания.
Важно понимать, как устроена научная теория, и можно ли в биологии отыскать сходные единицы, которые были обнаружены в структуре, к примеру, физического знания. Важно говорить о взаимодействии методов исследования биологии и других точных наук, а также, о соотношении теоретического и эмпирического в биологии.
Специфика рассматриваемых проблем такова, что они не надстраиваются как философские проблемы над биологией. Всё это, непосредственно выводится из проблем биологического познания. Именно биологические знания и познания требуют сегодня глубокого философского осмысления.
Философия рассматривает свой предмет не изолированно от конкретных форм познания, но как результат его, итог взаимодействия субъекта и объекта. Наука биология сама создает биологическую реальность в процессе исследования живых систем. Здесь можно говорить о том, что такую реальность исследует философия биологии с позиций общего характера и разрешения философских проблем [16].
В области науки биологии и ботаники повсеместно используется категория естественно-научная грамотность. К примеру, современный человек должен хорошо знать, что такое ГМО, почему нефть в водоеме - это плохо, для чего в природе нужны насекомые, растения и др. В формировании естественно-научной грамотности ученикам помогает учебный предмет биология.
В процессе изучения биологии педагоги часто предлагают ученикам решать задачи из реальной жизни. Большое внимание этим процессам уделяется в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности школьников.
Педагоги при этом говорят о необходимости формирования высокого уровня естественно-научной грамотности учеников. При высоком уровне сформированности естественно-научной грамотности ученики должны демонстрировать следующие умения:
- использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;
- выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;
- выявлять особенности естественнонаучного исследования;
- делать выводы на основе полученных данных;
- формулировать ответ в понятной для всех форме;
-уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;
- уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;
- понимать методы научных исследований;
- выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов и др.
Образовательная практика показывает, что академических знаний недостаточно для того, чтобы быть успешным и понимающим во взрослой жизни [22]. Современное общество сегодня нуждается в специалистах, которые способны и готовы в течение всей жизни осваивать новые знания и применять их к новым обстоятельствам. Они не просто отвечают на вопрос в учебнике, или решают задачу по готовому алгоритму. Они решают возникающие проблемы и готовы предложить несколько вариантов решения имеющейся проблемы.
Естественно-научная грамотность школьников продолжает оставаться важным показателем качества современного образования. В системе деятельностного и индивидуального подхода в современном образовательном процессе акцент сделан на то, чтобы показать, каким именно образом полученные знания могут применяться на практике. В условиях требований ФГОС современные педагоги готовы к развитию естественно-научной грамотности школьников.
Метапредметные результаты обучения сегодня регламентированы требованиями ФГОС на каждой образовательной ступени, и формируются метапредметные результаты при изучении различных предметных областей.
Учебники и УМК разработаны таким образом, чтобы учитель имел возможность разработать цикл вопросов-заданий различного уровня сложности к каждому параграфу учебника. Лишь в этом случае можно будет говорить о формировании различного рода умений школьников. Они должны уметь работать с любой информацией, которая им предоставлена.
Школьники находят в тексте необходимую предметную информацию и формулируют собственные выводы. При необходимости, они интерпретируют информацию необходимым образом, и применяют ее в новых ситуациях. Процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий [4].
Данный процесс предусмотрен образовательной программой в целом и является её обязательной составляющей. Особо это можно отметить в рамках предметов естественнонаучного цикла. Дети осваивают в рамках, какого - либо УМК основной понятийный аппарат образовательной области. Они знакомятся с законами природы и алгоритмами применения этих законов в различных учебных модельных ситуациях.
Ни одна наука не стоит на месте. Если, к примеру, школьник увлечён областью естественнонаучных дисциплин и имеет для этого определённые способности и наклонности, он, несомненно, будет искать сам интересующую его информацию. При этом, появляются новые материалы, новые устройства, приборы и др. Всё это можно рассматривать как сферу для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Ресурсы дополнительного образования и внеурочной деятельности позволяют эти процессы расширить и углубить.
Можно также говорить, что естественно-научная грамотность – это умение человека входить во взаимоотношения с наружной сферой по максимуму и приспособиться взаимодействовать с ней. Владение естественно-научной грамотностью гарантирует нормальную жизнедеятельность субъекта в концепции социальных взаимоотношений [15]. О наличии естественно-научной грамотности можно судить лишь в том случае, когда имеет место факт её отсутствия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бобылева, Л.Д. Повышение эффективности экологического
воспитания /Л.Д. Бобылева. Биология в школе, 2018. N 3. С. 57-59.
2. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание школьников: проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова. М.: Академия, 2012. 842 с.
3. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы /Н.Ф. Виноградова. Начальная школа, 2009. N 4. – С.20-24.
4. Гирусов, Э. В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Э.В. Гирусов. Философия и общество, 2019. N 4(56). С. 56-72.
5. Голубев, И.Р. Окружающая среда и ее охрана / И.Р. Голубев М.: Наука, 2017. 488 с.
6. Деребко, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребко СПб.: Феникс, 2012. 632 с.
7. Ефремов, К.М. Теория и практика экологизации образования / К. М. Ефремовмов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 672 с.
8. Захлебный, А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование / А.Н. Захлебный. М.: Дельта, 2011. 559 с.
9. Захлебный, А.Н. Непрерывное экологическое образование / А.Н. Захлебный. М.: Прогресс, 2012. 598 с.
10. Захлебный, А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А.Н. Захлебный. М.: Академия, 2011. 456 с.
11. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников / А.Н. Захлебный. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 558 с.
12. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев. М.: Высшая школа, 2011. 499 с.
13. Зверев, Н.Д. Экология в школьном обучении / Н.Д. Зверев. СПб.: Феникс, 2016. 555 с.
14. Зверев, И. Д. Отношение школьников к природе / И.Д. Зверев. М.: Педагогика, 2017. 128 с.
15. Исаева, Н.Н. Научить понимать и любить природу / Н.Н. Исаева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 525 с.
16. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа - М.: Геотар - Медиа, 2012. 529 с.
17. Квасцова, Л.С. О некоторых аспектах экологического образования школьников / Л.С. Квасцова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 569 с.
18. Коржова, С.А. Экологическое образование во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / С.А. Коржова, С.В. Петров. Текст: непосредственный // Школьная педагогика. 2017. № 3 (10). URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2820/ (дата обращения: 02.06.2024).
19. Куприянова, С.Г. Реализация внеурочной деятельности эколого-биологической направленности в условиях ФГОС ООО. Из опыта работы / С. Г. Куприянова. Текст: непосредственный // Школьная педагогика. 2018. № 3 (10). С. 34-36. URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2762/ (дата обращения: 02.06.2024).
20. Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Л.В. Моисеева - М.: Просвещение, 2017. 430 с.
21. Философско-методологические проблемы биологии. Режим доступа: https://studbooks.net/861353/estestvoznanie/filosofsko_metodologicheskie_problemy_biologii (дата обращения: 02.06.2024).
22. Хошимова, Ч.С. Проектирование современной информационной образовательной среды на основе дидактических возможностей Web-технологий / Ч.С. Хошимова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 9 (143). - С. 34-36. - URL: https://moluch.ru/archive/143/40108/ (дата обращения: 02.06.2024).