Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Центральное место в этом исследовании занимает определение прототипического образа кандидата – какие атрибуты, навыки и компетенции составляют идеального медиапрофессионала в контексте современной динамики рынка? Это исследование не просто академическое, оно несет в себе значительные последствия для педагогических стратегий в медиаобразовании. В нем исследуется эволюция и трансформация ролей в СМИ в результате технологического прогресса и социально-экономических сдвигов (в частности, от эпохи СССР до современной России), а также то, как эти изменения меняют профессиональные ориентиры и стандарты.
Используя двойную аналитическую и эмпирическую методологию, исследование сопоставляет законодательную базу (в частности, Закон РФ № 2124-1) и профессиональные стандарты (Стандарты 11.003 и 11.006) с требованиями рынка труда в реальном времени, отраженными на известных платформах по трудоустройству (н-р., superjob, hh.ru, work.ru). Такое сопоставление позволяет провести детальный анализ соответствия – или отсутствия такового – между формальными компетенциями, закрепленными в законодательстве, и негласными ожиданиями работодателей.
Актуальность данного исследования возрастает в связи с быстрыми темпами цифровой трансформации в медиасекторе, что требует постоянной перестройки баз навыков и знаний. Данное исследование позволяет не только нанести на карту существующие компетенции, но и спрогнозировать направленные изменения в этих требованиях, что служит стратегическим руководством для образовательных учреждений, нацеленных на повышение трудоспособности своих учеников.
Объектом данного исследования является меняющийся ландшафт компетенций в медиаиндустрии с фокусом на динамике, формирующей ожидания работодателей в этом секторе; предметом, наоборот, является пересечение теоретических основ социологии труда и реальных требований, сформулированных в объявлениях о вакансиях в медиа. Цель данного исследования, основанного на аналитическом препарировании парадигм компетенций, – очертить контуры идеального профиля медиапрофессионала, как он представляется в соответствии с современными стандартами индустрии и развивающимися технологическими императивами.
Задачи многогранны и хитроумно разработаны для исследования различных аспектов: во-первых, деконструировать номенклатуру и последствия «компетенции» и «квалификации» с помощью тщательного семантического и контекстуального анализа; во-вторых, проследить историческое развитие медиапрофессий, прояснив трансформационное воздействие цифровых технологий и социально-политических потрясений, тем самым обеспечив диахроническое понимание профессиональных стандартов; в-третьих, систематически оценивать соответствие образовательных предложений компетенциям, которые сегодня требуются медиаиндустрии, используя эмпирическую методологию, которая тщательно изучает текущие объявления о вакансиях на нескольких ведущих платформах по трудоустройству.
Выполняя эти задачи, исследование представляет собой комплексный синтез теоретических представлений и эмпирических данных, стремясь преодолеть столь часто упоминаемый разрыв между академической подготовкой и профессиональными потребностями.
Научная новизна исследования заключается в интегративном подходе, объединяющем социологию труда с количественным анализом данных рынка труда в режиме реального времени, что позволяет выявить нюансы расхождений между академической подготовкой и ожиданиями работодателей в медиаиндустрии. Это исследование преодолевает традиционные границы, связывая законодательные рамки и профессиональные стандарты непосредственно с эмпирическими реалиями требований рынка труда, которые до сих пор были изучены лишь поверхностно. В дополнение к этому, в работе представлена методологическая инновация: разработка многомерной структуры для оценки соответствия образовательных программ, связанных с медиа, развивающимся отраслевым стандартам, тем самым предлагая прогностический инструмент для адаптации учебных программ.
Гипотеза, выдвинутая в данном исследовании, утверждает, что существует значительное несоответствие между компетенциями, которым обучают в учебных заведениях, и теми, которые требуются работодателям в медиасекторе, что усугубляется быстрым технологическим прогрессом и сменой экономических парадигм. Этот диссонанс, по мнению авторов исследования, можно смягчить путем целенаправленной рекалибровки содержания образования, которая, при надлежащем согласовании, существенно повысит трудоспособность выпускников.
Методологические основы данного исследования глубоко укоренены в разнообразных научных работах, которые обеспечивают надежную основу для анализа компетенций в медиасекторе. Основной опорой для нашей методологии стал подход синтеза, разработанный С.Б. Шахвари, Н.М. Ягуби и М. Вафадаром, который подчеркивает важность интеграции различных источников для создания комплексной модели компетенций. Их работа, опубликованная в «Международном журнале управления производительностью и качеством», предлагает глубокую основу для оценки управленческих компетенций посредством мета-синтеза, что является краеугольным камнем нашей аналитической стратегии (Shahvari, S.B., Yaghoubi, N.M., Vafadar, M., 2021).
Исследование исторических и современных стандартов медиапрофессий также будет опираться на идеи Т.Г. Скурихиной о взаимосвязи профессиональных компетенций и эффективности организации, отражающие важность согласования стратегических целей с возможностями человеческих ресурсов (Скурихина, Т.Г., 2019). Дискурс о компетенциях дополняется работами З. Биркнеровой и И. Ухера, которые исследовали согласованность между управленческими компетенциями и личностными качествами менеджеров – аспект, критически важный для понимания личностной динамики в медиапрофессиях (Birknerová, Z., Uher, I., 2022).
Для эмпирической составляющей исследования, в частности анализа вакансий и ожиданий работодателей, важна методология А.Н. Кирюхиной, Е.А. Морозовой и А.В. Мухачевой. Их подход к анализу интернет-источников данных о рынке труда обеспечивает структурированную методику извлечения релевантной информации о требованиях к компетенциям, которая будет иметь ключевое значение для сопоставления теоретических основ с реальными требованиями отрасли (Кирюхина А.Н., Морозова Е.А., Мухачева А.В., 2020).
Чтобы обеспечить научную строгость и новизну нашего подхода, мы используем передовые методы анализа данных, рассмотренные В. Лакшманананом и Дж. Тайджани в их исследовании Google BigQuery для работы с большими массивами данных, что позволит провести детальный и масштабируемый анализ тенденций на рынке труда (Lakshmananan, V., Taijani, J., 2021). Такое методологическое объединение, дополненное тщательным обзором современной литературы и интеграцией количественного и качественного анализа данных, обеспечивает всестороннее изучение компетенций, востребованных работодателями в быстро меняющемся медиаландшафте, закладывая тем самым прочный фундамент для предлагаемого исследования.
Теоретическая значимость исследования подчеркивается освещением «разрыва компетенций» – расхождения между навыками, предлагаемыми учебными заведениями, и теми, которые требуются медиаиндустрии; этот разрыв, подробно описанный в исследованиях А. Нонки и А.А. Борисовой, которые изучают кадровые стратегии, дополненные искусственным интеллектом (Нонка, А.Ю., Борисова, А.А., 2019), является важнейшей линзой, через которую можно оценить адекватность текущих образовательных парадигм. Кроме того, привлечение социологических теорий, касающихся динамики рынка труда, таких как теория М. Грановеттер, которая отстаивает социоструктурный взгляд на рынки труда (Granovetter, M., 2011), обогащает академический дискурс вокруг медиапрофессий и их эволюции в ответ на технологические и социально-экономические сдвиги.
Практическая значимость проявляется в применении полученных результатов в реальных условиях: рекомендации по корректировке учебных программ (вытекающие из выявленных в ходе исследования несоответствий) могут напрямую повлиять на образовательную политику и практику, потенциально повышая трудоспособность будущих медиапрофессионалов. Данное исследование, выявляя специфические компетенции, которые не учитываются в текущих образовательных программах, может стать катализатором изменения парадигмы медиаобразования, тем самым обеспечивая его соответствие стремительному технологическому прогрессу в отрасли.
Сочетая аналитический подход с эмпирическими данными, такими как критическая оценка профессиональных стандартов в сфере медиа и сопоставление их с анализом рынка труда (примером чего являются работы Е.А. Свердликовой, изучающей восприятие в российском сегменте интернета [Свердликова, Е.А., 2019]), исследование стремится представить нарратив, который не только строг в своей академической целостности, но и опирается на практические реалии. Это сочетание не только укрепляет теоретическую базу исследования, но и повышает его практическую применимость, делая его важным ориентиром для заинтересованных сторон как в образовательном, так и в медийном секторах.
Глава 1. Теоретические основы анализа ключевых компетенций в медиа сфере
1.1. Определение компетенций в контексте социологии труда
В контексте социологии труда компетенции определяют набор навыков и знаний, которыми должны обладать люди для эффективного выполнения рабочих функций; эта концептуализация имеет решающее значение для понимания профессиональных квалификаций как динамичных, а не статичных образований [Birknerová, Z., Uher, I., 2022].Различие между «компетенцией» и «квалификацией» заключается в сфере применения: в то время как квалификация часто относится к формальным требованиям, необходимым для получения профессии, компетенции охватывают практические навыки, необходимые для эффективной работы в рамках профессии [Кострова, Ю.С., 2018]. Такое разграничение крайне важно, поскольку оно подчеркивает меняющиеся требования медиаиндустрии, где традиционная квалификация может быть недостаточна без дополнительных компетенций, адаптирующихся к новым технологическим и социальным парадигмам.Анализ компетенций в медиасфере, особенно в управленческих ролях, выявляет значительное пересечение личностных качеств и профессиональных навыков; эта синергия особенно очевидна в управленческих компетенциях, совмещенных с личностными характеристиками, что говорит о более целостном подходе к оценке компетенций в медиаиндустрии [Смирнова А.А., Никулина И.Е., 2020]. Историческая эволюция медиапрофессий демонстрирует переход от жестких наборов навыков к более гибким и адаптируемым компетенциям, что обусловлено стремительным технологическим прогрессом, характерным для современных медиаландшафтов [Скурихина Т.Г., 2019].
Учет профессиональных стандартов при анализе компетенций, н-р. тех, которые прописаны в различных отраслевых нормативных документах, позволяет оценить адекватность текущих образовательных программ в подготовке специалистов для медиасферы [Чуланова О.Л., 2016]. Подобный подход не только делает акцент на практическом применении компетенций, но и увязывает их со стратегическими целями организации, тем самым повышая общую эффективность и результативность работы медиапрофессионалов на своих должностях.
Компетенции и квалификации, хотя в разговорной речи они часто используются как взаимозаменяемые понятия, представляют собой разные концептуальные области в социологии труда; компетенции, определяемые как совокупность навыков, знаний и установок, необходимых для эффективного выполнения задач, являются динамичными, адаптированными к конкретным
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Birknerová, Z., Uher, I. (2022). Assessment of Management Competencies According to Coherence with Managers' Personalities. Sustainability. Vol. 14(1). Iss. 170. https://doi.org/10.3390/su14010170.
Hamid, Z., Muzamil, M., Shah, S.A. (2022). Strategic Human Resource Management. In I. Management Association (Ed.), Research Anthology on Human Resource Practices for the Modern Workforce. P. 1-16. IGI Global. https://doi.org/10.4018/978-1-6684-3873-2.ch001.
Carpio Camacho, A., Román Fábregas, V., Rodríguez Márquez, C. M. (Enero-Abril, 2022). Habilidades gerenciales en directivos: una experiencia para su formación y fortalecimiento. Revista Márgenes. № 10(1). Р. 40-59. Recuperado de http://revistas.uniss.edu.cu/index.php/margenes/issue/view/1403.
Mejía, N. (Enero-Abril, 2022). Liderazgo social corporativo como estrategia gerencial. Revista Global Negotium. Vol. 5. № 1. Р. 6-18. https://doi.org/10.0833/rgn.v5i1.225.
Кострова, Ю.С. (2018). Генезис понятий «компетенция» и «компетентность». Молодой ученый. № 12. Т. 2. С. 102-104.
Скурихина, Т.Г. (2019). Компетенция и компетентность в системе показателей качества человеческих ресурсов организации. Труды XIII МНПК «Управление организацией: Диагностика, стратегия, эффективность». СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. С. 732-736.
Смирнова, А.А., Никулина, И.Е. (2020). Комплекс компетенций, необходимых эффективному менеджеру. Сборник XXVIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». Город Гатчина. № 5. С. 32-38.
Shahvari, S.B., Yaghoubi, N.M., Vafadar, M. (2021). Developing a model of key managerial competencies using meta-synthesis approach. International Journal of Productivity and Quality Management. Vol. 32. Iss. 32021. Р. 279-306.
Чуланова, О.Л. (2016). Компетенции управленческого персонала организации как фактор повышения ее эффективности в соответствии со стратегическими целями. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Том 8. № 6. http://naukovedenie.ru/PDF/37EVN616.pdf (доступ свободный).
Лукашенко, М.А. Профессиональные компетенции руководителя // cfin.ru: корпоративный менеджмент [электронный ресурс]. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/ksao.shtml (дата обращения 07.03.2022).
Болдырева, Н.В. (2018). Личная эффективность руководителя в современном бизнес-пространстве. Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии. Сборник статей Международной научно-практической конференции. С. 28-35.
Болдырева, Н.В. (2018). Эмоциональная компетентность современного руководителя в бизнесе. Мировые цивилизации. № 2. https://wci.world/PDF/08PSMZ218.pdf (доступ свободный).
Аликина, А. В. (2021). Репрезентация гендера в российском дискурсе трудоустройства (на материале объявлений о работе и резюме). Вопросы психолингвистики. 3 (49): 30-45.
Гелих, О. Я., Соломин, В. П., Тульчинский, Г. Л. (ред.). (2011). Управление персоналом и человеческий капитал современной России. СПб.: ООО «Книжный Дом».
Грановеттер, М. (2011). Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд (перевод М. С. Добряковой). Экономическая социология. 2 (12): 49-79. URL: https://ecsoc.hse.ru/2011-12-2.html.
Кирюхина, А. Н., Морозова, Е. А., Мухачёва, А. В. (2020). Анализ интернет-источников информации о вакансиях на региональном рынке труда. Вопросы управления. 3 (64): 125-137.
Лакшманан, В., Тайджани, Дж. (2021). Google BigQuery. Всё о хранилищах данных, аналитике и машинном обучении. СПб.: Питер.
Нонка, А. Ю., Борисова, А. А. (2019). Кадровое обеспечение: поиск и привлечение персонала на основе технологий искусственного интеллекта. Экономика труда. 2 (6): 959-970. https://doi.org/10.18334/et.6.2.40559.
Рощин, С., Солнцев, С., Васильев, Д. (2017). Технологии рекрутинга и поиска работы в эпоху Интернета. Форсайт. 4 (11): 33-43. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.4.33.43.
Свердликова, Е. А. (2019). Восприятие социальных и психологических аспектов безработицы в российском сегменте Интернета. Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2 (25): 157-174.
Стерлигова, А. Н. (2003). Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? Логинфо. 12: 50-58. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/Логинфо_№12_2003.pdf.
Филясова, Ю. А. (2022). Перфекционизм как ожидаемое социальное качество соискателей при онлайн-рекрутинге персонала. Цифровая социология. 2 (5): 21-32.
Okros, A. (2019). Cognitive Capacities and Competencies. Management for Professionals. https://doi.org/10.1007/978-3-030-25726-2_4.
Haque, A., Kabir, S., Abdullah, K., Rahman, M., Tarofder, A. (2019). Competencies Analysis for Future Employees to Optimize Organizational Performance. The International Journal of Business & Management. https://doi.org/10.24940/theijbm/2019/v7/i10/bm1910-060.
Butyrina, M., Anikeienko, M. (2021). Professional Requirements for Journalistic Profession: Competency Approach. P. 80-88. https://doi.org/10.32840/CPU2219-8741/2021.3(47).11.
Wang, J. (2022). Competency Model of Digital Media Editors in New Media Environment. 2022 International Conference on Artificial Intelligence of Things and Crowdsensing (AIoTCs). P. 158-162. https://doi.org/10.1109/AIoTCs58181.2022.00030.
Harirchian, M., Amin, F., Rouhani, S., Aligholipour, A., Lord, V. (2022). AI-enabled exploration of Instagram profiles predicts soft skills and personality traits to empower hiring decisions. ArXiv, abs/2212.07069. https://doi.org/10.48550/arXiv.2212.07069.
Jerman, A., Bertoncelj, A., Dominici, G., Bach, M., Trnavcevic, A. (2020). Conceptual Key Competency Model for Smart Factories in Production Processes. Organizacija. 53. P. 68-79. https://doi.org/10.2478/orga-2020-0005.
Pondo, E. (2023). Social Competencies in the development of the Professional Potential of Young People. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-4-13-19.
Meganck, S., Smith, J., Guidry, J. (2020). The skills required for entry-level public relations: An analysis of skills required in 1,000 PR job ads. Public Relations Review. 46. P. 101973. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2020.101973.
Pendyala, V., Atrey, N., Aggarwal, T., Goyal, S. (2022). Artificial Intelligence Enabled, Social Media Leveraging Job Matching System for Employers and Applicants. 2022 International Conference on Recent Trends in Microelectronics, Automation, Computing and Communications Systems (ICMACC). P. 422-429. https://doi.org/10.1109/ICMACC54824.2022.10093323.
Yoganathan, V., Osburg, V., Bartikowski, B. (2021). Building better employer brands through employee social media competence and online social capital. Psychology & Marketing. https://doi.org/10.1002/MAR.21451.
Eger, L., Mičík, M., Řehoř, P. (2018). Employer branding on social media and recruitment websites: symbolic traits of an ideal employer. E & M Ekonomie A Management. 21. P. 224-237. https://doi.org/10.15240/TUL/001/2018-1-015.
Graczyk-Kucharska, M., Szafrański, M., Goliński, M., Spychała, M., Borseková, K. (2018). Model of competency management in the network of production enterprises in Industry 4.0 – assumptions. P. 195-204. https://doi.org/10.1007/978-3-319-68619-6_19.
Sutherland, K., Freberg, K., Driver, C. (2020). Australian employer perceptions of unprofessional social media behaviour and its impact on graduate employability. The Journal of Teaching and Learning. 10. P. 104-121. https://doi.org/10.21153/jtlge2019vol10no2art857.
Kamna, D., Ilkhanizadeh, S. (2022). Can high-performance work practices influence employee career competencies? There is a need for better employee outcomes in the banking industry. PLoS ONE. 17. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0264764.
Makhakova, L. (2022). Professional competencies of a TV journalist as evaluated by employers: Regional aspects (A case study of the Republic of Buryatia). Izvestiya of Saratov University. Philology. Journalism. https://doi.org/10.18500/1817-7115-2022-22-2-199-208.