Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса к математике у младших школьников при изучении геометрического материала 6
1.1. Понятие познавательного интереса 6
1.2. Особенности формирования геометрических знаний у младших школьников 10
Глава 2. Анализ и обобщение опыта педагогов по развитию познавательного интереса к математике у младших школьников при изучении геометрического материала 15
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Изменения в современном мире требуют кардинального пересмотра всей системы образования. Сегодня школьник имеет неограниченный доступ к любому контенту, причем из разных источников. Не только ФГОС НОО, но и само общество требует от школьника не просто знаний, а умений критически мыслить, находить нестандартные решения, уметь взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно добывать знания, планировать и контролировать свою деятельность. Иными словами, это и есть умение учиться, которое потребуется школьнику не только на время учебы в школе, но и во взрослой жизни.
Для приобретения умений нужна энергия, которая рождается только внутри человека. Любопытство свойственно ребенку, но без внутренней энергии любопытство может остаться нереализованным. В педагогике принято внутреннюю энергию называть познавательной активностью. Это важнейшая структурная составляющая личности ребенка. Не удивительно, что познавательная активность вызывает такой интерес и является актуальным объектом изучения педагогов и психологов. Как возникает, что влияет на формирование и развитие познавательной активности, какие методы эффективней использовать – это далеко не полный перечень вопросов, на которые ищут ответы ученые и педагоги-практики. А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.М. Матюшкин, А. К. Маркова, М. Н. Скаткин, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, П. Я. Гальперин исследовали феномен активности личности, искали способы и методы для активизации познавательной и учебной деятельности школьника. Без познавательной активности самого ребенка учебный процесс будет долгим, трудным и малоэффективным.
Одним из источников развития познавательной активности является изучение геометрии.
Ключевые задачи изучения геометрического материала в 1-4 классах заключаются в том, чтобы создать у детей точные и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно – практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.
Проблема: как развивать познавательный интерес к математике у младших школьников при изучении геометрического материала в третьем классе?
Область – педагогика, методика обучения математике в начальной школе.
Объект – развитие познавательного интерса у младших школьников на уроках математики.
Предмет – методика изучения геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Цель: изучение возможности развития познавательного интереса к математике у младших школьников при изучении геометрического материала в третьем классе.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущность понятия познавательный интерес;
2) рассмотреть особенности формирования геометрических знаний у младших школьников;
3) проанализировать и обобщить опыт педагогов по развитию познавательного интереса к математике у младших школьников при изучении геометрического материала.
Уровень исследованности темы курсовой работы: Избранная нами тема изучалась следующими математиками и методистами, как М.А. Бантова, А.В. Белошистая, Н.Б. Истомина, Я.А. Коменский, М.И. Моро, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон, Л.П. Стойлова и др.
Методы, использованные для написания работы: теоретические методы (анализ, синтез), изучение литературы, изучение документов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса к математике у младших школьников при изучении геометрического материала
1.1. Понятие познавательного интереса
Проблемами познавательной деятельности и познавательного интереса занимались такие российские ученые, как В.В. Давыдов, Ю.М. Колягин, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская Д.Б. Эльконин и остальные.
Само определение «интерес» (в переводе с латинского «иметь значение») – весьма разноплановое, в понимании его сущности до настоящего времени нет единого убеждения. Так, в справочной литературе определение интереса рассматривается как: особое внимание человека, возбуждаемое по отношению к кому-либо или чему-либо значимому, полезному или кажущемуся ему таковым (Т.Ф. Ефремова), «внимание к чему-либо, желание разобраться в суть, узнать, понять предмет или явление» (С.И. Ожегов) [31].
В психологической литературе определение «интерес» рассматривается как отношение потребностей или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развёртывающейся предпочтительно во внутреннем плане [26].
С.Л. Рубинштейн указывает, что «интерес – тенденция, заключается в направленности или сосредоточенности её помыслов на каком-нибудь предмете».
Р.С.Немов отмечает, что «интерес – эмоционально окрашенное, усиленное внимание личности к какому-нибудь объекту или явлению» [29].
Значимая область проявления феномена интереса – познавательная сфера. Согласно большому психологическому словарю, «познавательной является сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [10].
Исследователь Н.В. Басова описывает, что познавательная деятельность по своей сути представляет собой осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения [8].
Как отмечают Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова, «учебно-познавательная деятельность – это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством, её предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает ученик» [42].
Г.И. Щукина в своих работах рассматривает понятия «учение» и «познавательная деятельность» как равные и определяет их как «деятельность в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование» [44].
В.А. Беликов считает, что в образовательном аспекте базовым понятием является понятие «учебно-познавательная деятельность», так как в образовательном процессе эти два вида деятельности неразрывны. По мнению В.А. Беликова «учебно-познавательная деятельность – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое внешне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности» [9].
Познавательный интерес ребенка, который хочет понять, а также выучить какой-либо учебный предмет зависит от выбора методов запоминания: осмысление материала, механическое запоминание, выделение наиболее важных опорных пунктов. Огромная продуктивность произвольного или непроизвольного запоминания свидетельствует о присутствии познавательного интереса к исследуемому объекту. Восприятие младших школьников определяется в восприятии явлений или предметов. Они уделяют огромное внимание наименее важным деталям и не обращают особого внимания существенным признакам. Не весь материал в ходе обучения интересен детям. В этом случае возникает еще один довольно важный источник познавательного интереса – это процесс игровой деятельности. Для того чтобы у школьника появилось желание учиться, а у школьника необходимо воспитывать желание заниматься какой-либо познавательной деятельностью, т.е. ученик должен находить в данном процессе привлекательные стороны. У школьников младших классов активация познавательных интересов имеет некоторые особенности. Формирование познавательных интересов у учащихся младших классов необходимо осуществлять в доступной форме: через использование игровых технологий.
Проблема развития у учащихся младших классов познавательного интереса – это одна из наиболее больших психолого-педагогических проблем.
Данной проблеме было посвящено большое количество исследований, организованных зарубежными и отечественными педагогами, методистами и психологами. Развитие познавательного интереса к уроку со временем приучает школьников целенаправленно смотреть, а также слушать и развивать собственную наблюдательность. Для его формирования нужно выстраивать процесс обучения так, чтобы школьники на каждом этапе чувствовали продвижение к намеченной цели и видели практическую ценность в знаниях, которые он получает на уроке.
На настоящее время существуют различные понятия познавательного интереса, акцентирующие внимание на тех или иных его сторонах. Так, исследователь Г.И. Щукина познавательный интерес определяет как «избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аладьина, Т. В. Геометрический материал на уроках математики в начальной школе / Т. В. Аладьина // Лучший исследовательский проект 2023 : Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 13 декабря 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства "Новая Наука" (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 110-116.
2. Аладьина, Т. В. Методика проведения практических работ с геометрическим материалом в начальной школе / Т. В. Аладьина // Инновационный дискурс развития современной науки и технологий : сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 января 2024 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. – С. 65-70.
3. Арсланбаева В.Р. Ознакомление младших школьников с геометрическим материалом / В.Р. Арсланбаева, Н.Г. Шмелёва // NovaInfo. – 2017. – № 65. – С. 396-400
4. Аскарова А.А. Основные задачи изучения геометрического материала в начальной школе / А.А. Аскарова, Р.В. Канбекова // Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы: Сб. материалов V Международной заочной науч.-практ. конф. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2016. – 279 с.
5. Ахмедова, Д. Ю. Внеурочная работа по математике как средство формирования познавательного интереса младших школьников / Д. Ю. Ахмедова // НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ студентов и УЧАЩИХСЯ : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 февраля 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 144-147.
6. Бакланова, М. А. Формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения математике / М. А. Бакланова // Актуальные проблемы развития общего и высшего образования : XVIII МЕЖВУЗОВСКИЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ. – Челябинск : Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2022. – С. 224-226.
7. Баракина Т.В. Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения / Т.В. Баракина // Начальная школа плюс: до и после. – 2013. – №5
8. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://knigi.link/psihologiyapedagogicheskaya/pedagogika-prakticheskaya-psihologiya-rostov.html
9. Беликов В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография. – М.: Академия Естествознания, 2010. - 339 с.
10. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд. – М.: Прайм-Еврознак, 2013. - 632 с.
11. Борзенкова О.А. Формирование геометрических понятий в обучении младших школьников как показатель сформированности методико-математической компетентности будущих педагогов [Текст] / О.А.Борзенкова, Е.А. Тимоновская // Научное отражение. –2017. – №5-6 (9- 10). – С. 32-35.
12. Воронова, Т.С. Возможности создания и использования интерактивных заданий по географии в условиях «Московской электронной школы» [Текст] / Т.С. Воронова // Вестник МГПУ. Серия: естественные науки. – 2019. – №3 (35). – С. 81-89
13. Гальперин П.Я. Исследования интеллектуального развития ребенка / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1969. – №1. – С. 15-25.
14. Демурчян Г.А. О геометрической компетентности учителя начальных классов / Г.А. Демурчян, С.Ю. Щербакова // В сборнике: Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога, сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 184-188.
15. Довгоший, Т. В. Использование настольных игр, в частности игры Сет, в процессе обучения детей начальной школы / Т. В. Довгоший // Современное среднее профессиональное образование. – 2023. – № 3. – С. 70-74.
16. Заковряжина, А. Р. Использование дифференцированного подхода при изучении геометрического материала в начальной школе / А. Р. Заковряжина // Конструирование стратегических приоритетов развития образования как ответ на вызовы третьего тысячелетия : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Уфа, 01–02 ноября 2022 года / Отв. редактор А.В. Янгиров. – Уфа: государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан, 2022. – С. 25-29.
17. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. I-II классы / Л.В. Занков. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 292 с.
18. Иванова, Е.Ю. Особенности содержания геометрического материала в курсе математики для будущих учителей начальных классов [Текст] / Е.Ю. Иванова // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации. – Материалы Международной научно-практической конференции «Математическое, естественнонаучное образование и информатизация». Ответственный редактор Клековкин Г.А. 2015. Издательство: ГАОУ ВО МГПУ. – С.198-205
19. Каменкова, Н. Г. Диагностика познавательного интереса младших школьников к изучению геометрического содержания / Н. Г. Каменкова, А. В. Голикова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2022. – Т. 13, № 1. – С. 49-56.
20. Капустина, В. М. Развитие пространственного мышления при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе / В. М. Капустина, Т. В. Цыгулева // ВСЕРОССИЙСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2023 : сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 26 октября 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 198-203.
21. Клецкова, В. В. Дидактическая игра на уроках математики в начальной школе как средство развития познавательного интереса к учебному процессу / В. В. Клецкова // Технологии образования. – 2023. – № 1(19). – С. 68-70.
22. Ковалева, И. В. Формирование математических понятий: методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ: материалы XV междунар. науч.-практ. конф., 12-13 мая, 2008, г. Челябинск. / Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2008 – С. 319-322
23. Короткая, А. Г. Внеурочная работа по математике в формировании познавательного интереса младших школьников / А. Г. Короткая // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-2. – С. 131-135.
24. Крайнева, С. В. Развитие познавательного интереса младших школьников посредством системы смешанных заданий по математике / С. В. Крайнева // Современное образование и педагогическое наследие академика А. в. Усовой : Международная научно-практическая конференция. Сборник материалов, Челябинск, 04–05 октября 2021 года. Том Часть 1. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра", 2021. – С. 205-214.
25. Леонова, М. С. Изучение геометрического материала в начальной школе / М. С. Леонова, Т. Е. Демидова // Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве : материалы II Научно-практической конференции студентов и преподавателей, Брянск, 02 июня 2022 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 99-103.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://btfr.cc/dt6
27. Лунькова, Е. Ю. Методическая подготовка учителя к обучению геометрическому материалу в начальной школе / Е. Ю. Лунькова // Информатика и прикладная математика. – 2022. – № 28. – С. 66-69.
28. Мухина Т.Г. Психология и педагогика. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 227 с.
29. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - Кн. 1: Общие основы психологии / Р.С. Немов. – 688 с.
30. Николаева, П. Н. Роль дидактической игры в формировании познавательного интереса обучающихся 3 классов на уроках математики / П. Н. Николаева // ЛУЧШИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса в 2 частях, Пенза, 12 июня 2021 года. Том Часть 1. – Пенза: Наука и Просвещение, 2021. – С. 144-149.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка; под общ. ред. Л. И. Скворцова. –М.: Мир и образование, 2015. – 1375 с.
32. Ошкина, Н. М. Возможности образовательной платформы Учи.ру в развитии познавательного интереса к математике в начальной школе / Н. М. Ошкина // Вопросы педагогики. – 2023. – № 4-2. – С. 89-97.
33. Перегуда, А. В. Формирование познавательного интереса младшего школьника во внеурочной работе по математике / А. В. Перегуда // Актуальные вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Кишинев, Молдавия, 11 мая 2022 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. – С. 69-74.
34. Пидкасистый П.И. (ред.) Психология и педагогика. – М.: Юрайт, 2010. – 714 с.
35. Покровская Т.А. Формирование у младших школьников представлений о геометрических фигурах: Пособие для учителя начальной школы / Т.А. Покровская. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
36. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр / Е.А. Стребелева. – СПб.: Владос, 2015. – 256 с.
37. Тихонова, Е. М. Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики / Е. М. Тихонова // Обучение и воспитание в период детства: познавательное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: актуальные проблемы теории и практики : сборник статей по материалам научного семинара Института дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», Оренбург, 18 ноября 2021 года. Том Часть 5. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2021. – С. 428-431.
38. Тонких, А. П. Использование нестандартных и занимательных задач на уроках математики в начальных школе для развития познавательного интереса младших школьников / А. П. Тонких // Проблемы образования: история, современность, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 16 февраля 2023 года. – Брянск: Общество с ограниченной ответственностью "Новый проект", 2023. – С. 160-166.
39. Трофименко, Ю.В. Методико-математическая подготовка учителя математики к формированию ключевых компетенций младших школьников в области изучения геометрических понятий [Текст]. / Ю.В. Трофименко // Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2015. – №1. – С. 50 – 54.
40. Туаева, К. В. Познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности / К. В. Туаева // Студенческий вестник. – 2021. – № 7-1(152). – С. 43-46.
41. Федосеева, А.Е. Организация практической деятельности при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе / А.Е. Федосеева // Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского. – 2022. – С. 332–337.
42. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
43. Шмакова, А.П. Методика преподавания геометрии в начальной школе: учебно–методическое пособие / А.П. Шмакова, Е.К. Селезнева // Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н. Ульянова», 2021. – 61 с.
44. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://obuchalka.org/tag/schukina