Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Аристотель и Платон были философскими мыслителями, преподававшими в Афинской академии, основанной Платоном около 380 г. до н.э. Аристотель был учеником и коллегой Платона. Мыслители изучали и провозглашали свои взгляды на такие дисциплины, как этика, политика, философия, наука и другие смежные области. Аристотель стремился найти рациональное и логическое обоснование происходящего в мире, тогда как Платон был известен своей абстрактной точкой зрения.
Платон и Аристотель различаются в своем вкладе из-за своих идеологий. Платон обладал универсальным мышлением, которое давало ему идеалистическую точку зрения, тогда как Аристотель считал, что разные понятия и объекты имеют разные значения и не могут быть универсальными.
И Платон, и Аристотель основывали свои теории на четырех широко распространенных представлениях о познании:
- Знание должно быть о том, что реально.
-Мир, переживаемый посредством чувств, является тем, что реально.
-Знание должно быть о том, что фиксировано и неизменно.
-Мир, воспринимаемый органами чувств, не является фиксированным и неизменным.
Платон и Аристотель также имели некоторые сходства. Они оба считали, что мысли занимают в жизни большее место, чем чувства. Однако далее они разошлись во взглядах: Платон указывал, что чувства могут обмануть человека. Напротив, Аристотель объяснил, что чувства необходимы, чтобы помочь человеку определить истину и понять реальность. Точно так же Платон и Аристотель постоянно дискутировали по таким темам, как этика, наука, политическая теория и т. д.
Объектом исследования является период античной философии.
Предмет исследования - учения Платона и Аристотеля.
Цель исследования: рассмотреть различия в философии Платона и Аристотеля
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть ключевые понятия философии Аристотеля;
- проанализировать философию Платона;
- проанализировать главные отличия философии Платона и Аристотеля.
Методологию работы составили метод анализа, сравнения и классификации теоретических источников.
Теоретическая значимость исследования: данная работа может способствовать более глубокому пониманию изменений в основаниях человеческого бытия, формировавшихся в античной философии, которые привели к зарождению христианского мировоззрения.
Практическая значимость: выводы исследования могут быть полезны для разработки методик преподавания философских и гуманитарных наук.
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
1. 1. Ключевые понятия философии Аристотеля
Аристотель и его труды стали основой как религии, так и науки, особенно в средние века. В религии аристотелевская этика легла в основу трудов св. Фомы Аквинского, которые сформировали христианскую мысль о свободе воли и роли добродетели. Научные наблюдения Аристотеля считались последним словом в знаниях примерно до XVI века, когда мысль эпохи Возрождения бросила им вызов и в конечном итоге заменила большую их часть.
Аристотель был древнегреческим философом, который внес свой вклад в создание как символической логики, так и научного мышления в западной философии. Он также добился успехов в области философии, известной как метафизика, отойдя от идеализма своего наставника Платона к более эмпирическому и менее мистическому взгляду на природу реальности. Аристотель был первым философом, серьезно выдвинувшим теорию этики добродетели, которая остается одной из трех основных школ этической мысли, наиболее серьезно воспринимаемых современными философами.
Взгляды Платона и позднего философа Плотина считались более совместимыми с христианством, чем научные и, по сути, языческие взгляды Аристотеля. Ситуация изменилась, когда св. Фома Аквинский синтезировал взгляды Аристотеля со своим собственным католическим богословием, заново представив миру аристотелевскую философию и заложив основу для научных достижений эпохи Просвещения.
«Аристотель первоначально утверждал, что все состоит из пяти элементов: земли, огня, воздуха, воды и эфира. Аристотель также известен своими «четырьмя причинами», объясняющими природу изменения объекта. Когда дело дошло до биологии, Аристотель предположил, что вся жизнь зародилась в море, а сложная жизнь возникла в результате постепенного развития менее сложных форм жизни» . Эта гипотеза позже будет подтверждена Чарльзом Дарвином и огромным количеством биологических наблюдений и экспериментов.
Аристотель считал, что при попытке определить фундаментальную природу реальности следует начинать только с основных аксиом. Одной из таких аксиом был принцип непротиворечия, который гласит, что субстанция не может иметь качество и не обладать тем же самым качеством одновременно. Аристотель использовал эту концепцию не только как важную отправную точку для естественной философии и метафизики, но и как основу символической логики, которую он первым установил.
Аристотель написал два этических трактата: «Никомахову этику» и «Эвдемову этику». Сам он не использует ни одного из этих названий, хотя в «Политике» он ссылается на одно из них — вероятно, на «Эвдемову этику» — как на «ta êthika» — свои сочинения о характере. Слова «Евдемиан» и «Никомахиан» были добавлены позже, возможно, потому, что первое редактировал его друг Евдем, а второе — его сын Никомах. В любом случае, эти две работы охватывают более или менее одну и ту же тему: они начинаются с обсуждения эвдемонии («счастья», «процветания») и переходят к исследованию природы aretê («добродетели», «совершенство»).
Вывод Аристотеля о природе счастья в некотором смысле уникален. Ни один другой писатель или мыслитель не сказал именно того, что он говорит о том, что значит жить хорошо. Но в то же время его взгляд не слишком далек от общей идеи. Как он сам указывает, одна традиционная концепция счастья отождествляет его с добродетелью. Теорию Аристотеля следует рассматривать как уточнение этой позиции. Он говорит не о том, что счастье — это добродетель, а о том, что это добродетельная деятельность.
Аристотель различает два вида добродетелей: те, которые относятся к той части души, которая занимается рассуждением (добродетели ума или интеллекта), и те, которые относятся к той части души, которая сама не может рассуждать, но, тем не менее, является способный следовать разуму (этические добродетели, добродетели характера). Интеллектуальные добродетели, в свою очередь, делятся на два рода: те, которые относятся к теоретическому рассуждению, и те, которые относятся к практическому мышлению. Он систематизирует свой материал, сначала изучая этические добродетели в целом, затем переходя к обсуждению конкретных этических добродетелей (воздержанность, мужество и т. д.) и, наконец, завершая свой обзор рассмотрением интеллектуальных добродетелей (практическая мудрость, теоретическая мудрость и т. д.).
Следует заметить, что все три этих недостатка — воздержание, невоздержание, порок — предполагают некоторый недостаток внутренней гармонии. (Здесь особенно очевиден долг Аристотеля перед Платоном, поскольку одна из центральных идей «Государства» заключается в том, что жизнь хорошего человека гармонична, а все другие жизни в некоторой степени отклоняются от этого идеала.) Злой человек может всем сердцем поддерживать некоторые злой план действий в конкретный момент, но с течением времени, полагает Аристотель, он пожалеет о своем решении, потому что все, что он сделает, окажется недостаточным для достижения его целей.
Современная наука основана на нескольких основных понятиях: масса, сила, элемент, эволюция и тому подобное. «Концепции Аристотеля — это функция, классификация и иерархия; он использует эти концепции, чтобы объяснить все. В то время как современная наука делает упор на законы, Аристотель делает упор на поиск точных определений вещей с точки зрения их существенных свойств. Он считал, что философия может находить ответы на вещи посредством наблюдения» . Другое отличие состоит в том, что современная наука рассматривает мир как машину, тогда как Аристотель видит его как организм. У всего есть функция или цель, и его основная природа — расти и достигать своей цели. Это касается этики, политики, искусства и мира природы.
1. 2. Философия Платона
Многие люди связывают Платона с несколькими центральными доктринами, которые отстаиваются в его трудах: или «идеи»), которые вечны, неизменны и в некотором смысле парадигматичны для устройства и характера мира, представляемого нашим органам чувств. Среди наиболее важных из этих абстрактных объектов (как их теперь называют, поскольку они не расположены ни в пространстве, ни во времени) — добро, красота, равенство, величие, подобие, единство, бытие, тождество, различие, изменение и неизменность. В философии Платона различие проводится между множеством наблюдаемых объектов, которые кажутся красивыми (добрыми, справедливыми, едиными, равными, большими), и одним объектом, который и есть то, чем на самом деле является красота (добро, справедливость, единство), из которого происходят эти многие красивые (хорошие, справедливые, единые, равные, большие) вещи получают свои имена и соответствующие им характеристики. Почти каждая крупная работа Платона так или иначе посвящена этому различию или зависит от него.
«Основная идея философии Платона состоит в том, что существует высшая реальность, выходящая за пределы той реальности, которую мы видим своими глазами, состоящая из идеальных форм или идей, которые объективны и вечны. Его теории идей и его диалектика заложили основу философской традиции, известной как платонизм» .
Метод преподавания Сократа оказал большое влияние на Платона. Использование им вопросов для проверки предположений оказало долгосрочное влияние на философский подход Платона. Это можно наблюдать в диалогах самого Платона, где он часто использует подобные методы для интенсивного исследования идей.
Платон продемонстрировал интерес к метафизике: его глубоко интересовали вопросы существования, реальности и природы бытия. Его дуалистический взгляд отмечал различие между телом и душой: физическое тело считалось преходящим и смертным, в то время как нематериальная душа представляла истинную сущность.
«Творчество Платона можно условно разделить на три периода. В его ранний период вошло многое из того, что известно о Сократе: Платон взял на себя роль послушного ученика, который поддерживает идеи своего наставника. Большинство этих работ написаны в форме диалогов с использованием метода Сократа (задание вопросов для изучения концепций и знаний) в качестве основы обучения» .
Что касается эпистемологии (теории познания), Платон верил в своего рода знание, хранящееся в душе. Он утверждал, что обучение на самом деле представляет собой процесс запоминания уже существующих истин, а не приобретения новой информации. Следовательно, истинная мудрость предполагает воссоединение с этим врожденным знанием посредством философских исследований. Одной из важнейших частей наследия Платона являются его диалоги. Платонические диалоги — уникальная форма литературы, посредством которой Платон представляет свои философские идеи в диалоговых формах, при этом Сократ является главным героем, ведущим беседы с разными людьми.
Второй или средний период Платона состоит из работ, в которых он исследует мораль и добродетель человека и общества. Он представляет длительные дискуссии о справедливости, мудрости, мужестве, а также о двойственности власти и ответственности. В этот период была написана самая