Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Если до недавнего времени важнейшей задачей школы было вооружить учащихся глубокими знаниями и понятиями, то теперь задачи общеобразовательной школы иные.
Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребенка умения думать, не учит тем мыслительным операциям, с помощью которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для умственного развития. Но, в настоящее время, в учебном процессе основным предметом умственной деятельности детей остается подлежащее усвоению содержание и недостаточно ведется работа по обучению детей общим способам умственной деятельности, т.к. отсутствует конкретная программа развития приемов умственной деятельности.
Обучение приемам должно осуществляться одновременно с формированием знаний. В традиционном начальном обучении распространенным остается организация действий учащихся по образцу, что не способствует формированию самостоятельности и активности мышления.
Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, развить потребность учеников к приобретению новых знаний. Решить эти задачи возможно только в том случае, если учитель знает, какова природа и происхождение умственной деятельности, из каких приемов она состоит, в каком порядке следует эти приемы формировать. Мышление нельзя формировать с любого приема, они связаны между собой внутренней логикой, поэтому могут быть сформированы только в определенной последовательности.
Программа по окружающему миру уже от первоклассников требует применения ряда приемов умственной деятельности, но у детей эти приемы еще не сформированы. Исходя из этого возникают следующие вопросы: каковы педагогические условия, позволяющие обеспечить успешное формирование приемов сравнения у младших школьников?
Таким образом, актуальность проблемы формирования у учащихся умения сравнивать обусловлена:
- необходимостью целенаправленно формировать у учащихся умения сравнивать;
- недостаточной разработанностью методики обучения приёму сравнения, согласованной с психологическими закономерностями, позволяющими целенаправленно формировать у школьников умения сравнивать.
Цель работы: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, необходимых для успешного формирования приемов сравнения у младших школьников в процессе обучения окружающему миру
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию умений применять приём сравнения;
2. Выявить содержание, структуру и функции умственного приема сравнения, установить его место и роль в процессе обучения окружающему миру;
3. Определить методические требования к проведению сравнения;
4. Проверить сформированность приема сравнения у учащихся в процессе опытно-экспериментальной работы;
5. Разработать комплекс заданий и упражнений для учащихся, направленный на формирование приёма сравнения.
Методы исследования: ведущие - метод теоретического анализа, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа; частные - наблюдение, беседа.
Гипотеза: формирование у учащихся приема сравнения на уроках окружающего мира будет проходить эффективно, если:
1. Целенаправленно включать в содержание уроков задания и игры связанные с применением приема сравнения;
2. Учитывать индивидуальные особенности младших школьников в процессе обучения;
3. Постепенно увеличивать сложность заданий на сравнение, придерживаясь следующих этапов:
- выделение признаков одного объекта;
- сравнение двух объектов по одному, затем двум и более признакам;
- сравнение по общим и различным признакам двух и более объектов.
Объектом исследования – процесс формирования умственных действий у младших школьников на уроках окружающего мира
Предмет исследования – формирование приёма сравнения на уроках окружающего мира у учащихся.
Практическая значимость исследования обусловлена разработанным и экспериментально апробированным комплексом заданий, упражнений и дидактических игр, направленным на формирование приёма сравнения у младших школьников на материале окружающего мира.
Глава I. Психолого-педагогические и методические основы формирования приёма сравнения у младших школьников
1.1. Сравнение как один из приемов мыслительной деятельности
Главная цель современной школы — обучить учеников, будущих профессионалов в различных областях, следующим навыкам: решение общих и специализированных задач, независимое и критическое мышление, поиск дополнительной информации, формирование и отстаивание своей позиции, постоянное пополнение, обновление и развитие своих знаний, применение их для творческого изменения реальности, быстрое ориентирование в вопросах науки, производства и искусства.
Применение проблемного подхода в школьном образовании — ключевого инструмента всестороннего развития учеников — стимулирует мыслительную активность, мотивирует поиск новых знаний, поддерживает интерес к познанию. Активность учащихся в учебном процессе повышает мотивацию к обучению, развивает творческие способности и научный потенциал, а также самостоятельность, благодаря чему знания усваиваются лучше [1, с. 9].
Один из методов создания проблемных ситуаций — использование сравнений. Сравнение предполагает выявление сходств и различий между предметами и явлениями реального мира. Этот процесс стимулирует познавательную активность, улучшает абстрактное мышление и способствует осознанному и прочному усвоению знаний [4, с. 56]
К. Д. Ушинский (1824–1870) подчёркивал важность использования сравнений в процессе обучения. В своём письме он отмечает: «Если вы хотите, чтобы какой-либо предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нём сходство с самыми отдалёнными от него предметами, только тогда вы выясните все существенные признаки предмета, а это значит понять предмет. Поэтому нас напрасно упрекают в том, что мы везде настаиваем на сравнении, другого пути для понимания природы нет» [18, с. 111].
И. Ф. Паламарчук [11, с. 98] и В. Н. Осинская [10, с. 55] согласны с тем, что сравнение — это мыслительная операция, которая помогает определить сходства и различия между предметами и явлениями.
Сравнение — это метод умственной деятельности учеников, который включает в себя определение сходства и различия между изучаемыми объектами. В логике сравнение считается одним из ключевых инструментов познания материального мира и духовных ценностей. Оно играет важную роль в переходе от наблюдения к абстрактному мышлению.
Это метод интеллектуальной работы, предназначенный для определения сходства и различия между объектами. Он может быть ограничен только фиксацией сходства или различия, то есть происходить на уровне прямого восприятия этих объектов. Такое сравнение называется неполным.
Сравнение также может завершаться определёнными выводами — это полное сравнение.
Сравнение сходств называется сопоставлением, а различий — противопоставлением. Этот метод позволяет углубить и уточнить изучаемый материал, легче его запомнить и развить навыки систематизации и классификации понятий, отношений и явлений [3, с. 111]
В процессе мышления ученика сопоставление и противопоставление как формы сравнения происходят одновременно и служат инструментом анализа и синтеза изучаемых понятий, фактов и предметов. Однако в образовательном процессе эти мыслительные операции чаще всего выполняются поэтапно.
В зависимости от полноты выделяют полное и частичное, а также комплексное сравнение. Полное сравнение подразумевает установление как сходства, так и различия. Частичное сравнение заключается в определении либо сходных, либо отличительных черт. Если обнаруживаются схожие признаки, то это сопоставление, а если разные — противопоставление.
Частичное сравнение предполагает определение либо общих сходных свойств (сопоставление), либо общих отличительных свойств (противопоставление) однородных объектов с определённой целью. Полное сравнение состоит в установлении существенных общих (сопоставление) и несущественных отличительных (противопоставление) свойств однородных объектов с определённой целью.
Комплексное сравнение представляет собой сопоставление и противопоставление разных объектов или их составных частей на основе различных оснований [20, с. 9]
В учебном познании сравнение тесно связано с основными методами умственной деятельности, особенно с выделением главного и обобщением. Оно начинается с анализа и определения основного элемента и позволяет быстрее и эффективнее сформировать навык сравнения на более высоком уровне.
Сформированный навык сравнения способствует целенаправленному развитию умения обобщать, и каждое сравнение должно завершаться обобщением, то есть добавлением новых знаний к уже имеющимся. Те, кто умеет сравнивать, легко осваивают аналогию и доказательство.
Применение сравнения в обучении и развитии положительно влияет на результаты, если оно используется целенаправленно, осознанно и с учётом специфики материала, сравниваемых объектов, возраста и уровня развития учащихся.
Объекты можно сопоставлять по одному или нескольким критериям. Но на начальном этапе обучения рекомендуется рассматривать предметы и вещества, основываясь только на одном или двух признаках. Если сравнивать больше параметров, ученики могут запутаться и допустить много ошибок. Во время сопоставления дети изучают не только внешние характеристики, но и свойства. Сравнение помогает проследить изменения и развитие предметов и явлений.
В процессе сравнения ученики определяют индивидуальные и общие, важные и второстепенные характеристики предметов и явлений. Обобщение основывается на выделении общих и ключевых особенностей. Благодаря этому формируются понятия и понимание закономерностей и связей между объектами.
Сравнение позволяет обнаружить новые аспекты объектов, их взаимосвязи и свойства предметов и явлений, которые не видны при отдельном изучении каждого из них. В процессе сравнения ученики глубже понимают суть вещей, самостоятельно обнаруживают скрытые свойства и особенности явлений [7, с. 94]
Таким образом, сравнение является одним из приемов умственной деятельности. Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различие.
1.2. Психологические и дидактические основы использования сравнения при обучении младших школьников
Согласно А. И. Раеву [12, с. 98], сравнение включает следующие этапы:
- определение цели сравнения;
- выявление различных характеристик сравниваемых объектов;
- оценка степени значимости общих и специфических признаков по каждому аспекту сравнения;
- сопоставление полученных данных по всем направлениям;
- формирование заключений о сходствах и различиях рассматриваемых объектов согласно поставленной задаче.
Свойства объекта делятся на существенные и несущественные. Существенным считается свойство, которое характерно для этого объекта и без которого он не сможет существовать. Несущественные свойства — это те, отсутствие которых не влияет на существование объекта.
Логико-дидактические принципы сравнения требуют соблюдения следующих правил:
Сравнивать можно только однородные элементы, принадлежащие к одному классу.
Общность между объектами сравнения возможна только при наличии различий между ними, а определение разницы возможно только при наличии сходства.
Простые объекты сравнивать легче, чем сложные качества, признаки, процессы или категории. Поэтому объекты сравнения должны усложняться постепенно. Обучение сравнению лучше начинать с двух элементов, а затем постепенно увеличивать их количество. При сравнении сложных объектов необходимо добавлять третий, более контрастный элемент и активно использовать комбинацию вербальных и визуальных методов [6, с. 33]
Сравнение всегда имеет конкретную цель и выполняется с определённой точки зрения. Одни и те же объекты могут быть похожими, если рассматривать их с одной позиции, и различаться при смене «системы координат». В образовательном процессе учителя иногда ограничиваются определением общих черт сравниваемых объектов, что уменьшает значимость сравнения для познания и развития мышления учеников.
В учебной деятельности сравнение преследует разнообразные цели: обобщение и структурирование знаний, определение ключевых аспектов, поиск общих свойств при формировании понятий, обнаружение аналогий в учебном материале, выявление закономерностей методом индукции, создание гипотез, установление взаимосвязей между предметами и методами их изучения, предотвращение ошибок, основанных на аналогиях, и выдвижение вероятных предположений на основе аналогий.
Сравнение — один из эффективных методов запоминания и воспроизведения информации.
Приём сравнения используется повсеместно. Он применим на всех этапах познания в обучении: при знакомстве с новой информацией, её осмыслении, дополнении и углублении, систематизации и обобщении, использовании в различных ситуациях. Однако его роль и функции могут быть разными. Например, на этапе знакомства с новыми знаниями сравнение в форме логической задачи привлекает внимание учеников к основному содержанию. Задачи, поставленные на этапе подготовки к изучению нового материала, помогают ученикам лучше понять и усвоить суть предоставляемой информации.
Психологический аспект применения сравнений в обучении младших школьников предполагает, что педагог фокусируется на развитии логического и умственного потенциала детей. Использование сравнений помогает ученикам осваивать новые знания и улучшает системность их мышления.
Дидактические принципы применения сравнительного метода подразумевают развитие у учеников способности рассуждать, а также предоставление им информации о сути и порядке умственных процессов [9, с. 98]
Таким образом, сравнение как инструмент познания в обучении наиболее значимо на этапе осмысления информации, когда после изучения учениками нового материала и проведения наблюдений или практических действий учитель ставит перед ними задачу сравнить полученные знания с уже известными. Сравнивая на этапе понимания и осмысления, ученики устанавливают связь между теорией и практикой.
1.3. Использование приёма сравнения на уроках окружающего мира в начальных классах
Изучение предмета «Окружающий мир» имеет огромное значение для всестороннего развития ребёнка. В процессе познания природного и социального мира происходит улучшение умственных способностей. Наблюдая явления окружающего мира и взаимодействуя с его предметами и объектами, младший школьник получает не только богатый чувственный опыт, но и учится анализировать, устанавливать связи, обобщать и делать выводы, а также сравнивать объекты. Благодаря этому процессу легко создавать ситуации для сравнения.
На занятиях по окружающему миру много предметов, явлений и объектов, которые можно сравнивать, развивая, таким образом, эту умственную способность. Для этого подходят разные темы, например, «Мир вокруг нас» и «Планета Земля» [19, с. 198]
Прием сравнения на уроках Окружающего мира необходим, чтобы:
- усвоить учебный материал,
- развить память,
- сформировать верные представления об изучаемых предметах,
- систематизировать и обобщить полученные знания,
Используются основные этапы урока:
1. Ознакомление с новым понятием.
2. Разработка плана сравнения.
3. Изучение правил сравнения.
4. Выполнение действий согласно алгоритму.
5. Отработка упражнений.
6. Первичное закрепление навыка на аналогичном материале.
7. Закрепление умения сравнивать на более сложном материале.
8. Финальный этап закрепления умения сравнивать объекты [14, с. 23]
На уроках окружающего мира в начальной школе приём сравнения применяется для того, чтобы дети получили правильное представление о природных объектах и развили свою память. Этот приём помогает определить сходства и различия между предметами и явлениями, а также систематизировать и обобщить знания.
Процесс формирования умения сравнивать предметы у школьников проходит через несколько этапов:
Подготовительный этап: учитель определяет уровень знаний учеников о сравнении и отрабатывает с ними определение этого процесса как нахождения сходств и различий в объектах.
Введение правил сравнения: педагог знакомит учащихся с последовательностью действий, необходимых для проведения сравнения.
Проведение сравнения по плану: ученики анализируют объекты, основываясь на существенных признаках, указанных учителем, и делают выводы о сходствах и различиях между ними.
Отработка ориентировочной основы действия: учитель разделяет процесс сравнения на простые операции, доступные для учащихся, и опирается на их предыдущие знания, умения и навыки.
Тренировочные упражнения: ученики практикуются в сравнении, используя таблицу с правилами и ответами [17, с. 80]
Таким образом, использование приёма сравнения на уроках окружающего мира в начальных классах способствует развитию логического мышления учащихся, формированию правильных представлений об изучаемых предметах и систематизации знаний. Методика формирования умения сравнивать изучаемые предметы у школьников включает подготовительный этап, введение правил сравнения, проведение сравнения по плану и отработку ориентировочной основы действия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобылева, Л.Д. «Игровая экология в школе» [Текст] / Л.Д. Бобылева. – М., 2010. – 186 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Алитейа, 2012. – 218 с.
3. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора [Текст] / Н.В. Борисова - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2012. 566 с.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В.В. Давыдова. – М., АСТ, 2008 – 671 с.
5. Дмитриев, Н.Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 1-4 класс [Текст] / Н.Я. Дмитриева. – Самара, 2023. – 253 с.
6. Дьяченко, В. К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразоват. шк.: В 2 ч. / Новокузнец. ин-т повышения квалификации. - Новокузнецк: Изд-во ИПК 2014. - 333 с.
7. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов на Дону, 2015. – 384 с.
8. Лазарева,О.Н. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» [Текст] / О.Н. Лазарева. – Екатеринбург, 2012. – 116 с.
9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев . - М.: Просвещение, 2011.- 786 с.
10. Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя. - К.: Радянська школа, 1989. - 192 с.
11. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
12. Раев А. И. Избранные труды по педагогической психологии / А. И. Раев; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006 (СПб. : Тип. РГПУ). - 410 с.
13. Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с.
14. Сабаткоев, Р.Б. Теория и практика обучения дисциплины «Окружающий мир» [Текст] / Р.Б. Сабаткоев. – М.: Академия, 2014 – 234 с.
15. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 432 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2022. — 31 с. — (Стандарты третьего поколения).
17. Федотова, О. Н., Трафимова, Г. В., Трафимов, С. А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. В 2 частях. ; Академкнига/Учебник - М., 2013. - 128 c.
18. Ушинский, К. Д. Лекции в Ярославском лицее / К. Д. Ушинский. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 27 с.
19. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М., 2012. – 160 с.
20. Юркина, С.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников [Текст] / С.В. Юркина, Г.М. Соколова – Начальная школа плюс До и После. – 2011. – №7. – 3344 с.