Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование актуально, так как праздники тесно связаны с историей страны. Большинство из них возникло из-за определённых исторических событий национального или местного значения. Кроме того, содержание праздника отражает живую историю, которая становится частью повседневной жизни.
Правительственные круги поддерживают и развивают национальные праздники, учитывая их социальную значимость.
Анализ происхождения и содержания популярных праздников позволяет выделить несколько основных групп. Прежде всего, это Новый год и новогодний праздничный комплекс, который длится почти весь зимний сезон. С ним связаны многие другие празднования начала года, знаменующие начало нового жизненного и трудового цикла.
Праздники играют важную роль в жизни общества, обеспечивая отдых, общение и развлечение, а также социализацию и укрепление социальных связей. Русское слово «праздник» соответствует латинскому dies festus, fesia / feria и означает день, свободный от работы. С древних времён праздник воспринимался как возможность восстановить гармонию между людьми и природой и преодолеть отчуждение от неё и общества.
Объект курсовой работы – праздники Дальнего Востока.
Предмет курсовой работы - праздничная культура Дальнего востока.
Цель курсовой работы – рассмотреть интеграцию праздничных культур массовых праздников на Дальнем Востоке.
Задачи курсовой работы:
- определить роль массовых праздников;
- проанализировать развитие и проблемы массовых праздников на Дальнем Востоке;
- определить сценарий массового праздника на Дальнем Востоке.
- рассмотреть интеграционную природу праздника;
- изучить характерные особенности праздничных культур на Дальнем Востоке.
Методы исследования – анализ литературы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. История народа Дальнего Востока и их праздников
1.1. Общая характеристика регионов Дальнего Востока
Дальний Восток России - это обширный регион, занимающий 36,4% всей территории страны. В его состав входят несколько субъектов Федерации, таких как Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская (включая Корякский автономный округ), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская область. Все эти административно-территориальные образования объединены не только географически, но и экономически. Дальний Восток занимает стратегическое положение как на стыке России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, так и на пути из Западной Европы в страны АТР. Регион имеет доступ к Северному и Тихому океанам, а также примыкает к США, Японии, Китаю и КНДР. Благодаря незамерзающим портам и железнодорожным магистралям, проходящим через регион, Дальний Восток обладает огромными возможностями для международных транзитных перевозок, инфраструктурного развития и развития туризма.
В XIX веке Дальний Восток был освоен Россией и стал военным форпостом страны на Тихом океане. Экономическое развитие региона началось позже, благодаря Столыпинским реформам, которые позволили использовать земельные, минеральные и лесные ресурсы, а также рыбу и пушнину. В советский период Дальний Восток продолжал рассматриваться как военный форпост, и наличие природных богатств не считалось достаточным основанием для инвестиций. Только в начале XX века аграрная реформа стимулировала заселение региона, что привело к активному использованию и эксплуатации природных ресурсов. Таким образом, Дальний Восток начал играть важную роль в экономике страны, используя свои уникальные природные богатства.
Экономические последствия Первой мировой, Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке России (ДВР):
Изоляция ДВР от остальной части России из-за военных действий и интервенции.
Переориентация хозяйства ДВР на удовлетворение внутренних потребностей и установление экономических связей с соседними странами.
Развитие автономии в хозяйственной жизни региона из-за длительного периода изоляции.
Порождение определенных экономических возможностей, таких как использование местных ресурсов и укрепление торговых отношений с сопредельными странами.
1.2. Этнография Дальнего Востока
Дальний Восток России не является единым этнографическим регионом. Исторические данные свидетельствуют о том, что этническая картина региона была очень разнообразной. Сотни племён и родов населяли обширные территории от побережья Северного Ледовитого океана до границ Китая и Кореи.
Согласно записям русских исследователей XVII века, на Дальнем Востоке проживали такие народы, как коряки, чукчи, эскимосы, юкагиры, камчадалы, тунгусы, гиляки, алеуты, натки, гольдики, ачаны, солоны, дючеры, дауры, евреи и пр. Аборигены Дальнего Востока прошли долгий путь развития. Они были первыми, кто освоил тайгу и тундру, добрался до берегов Северного Ледовитого и Тихого океанов и создал уникальные культуры. Особенности исторического пути коренных народов Дальнего Востока и своеобразие их культур во многом определялись географическими особенностями местности, в которой они жили.
В этническом плане территория расселения дальневосточных аборигенов включала несколько крупных регионов, каждый из которых имел свои особенности, связанные с географическими условиями, историческим развитием народов, их принадлежностью к определённым языковым группам, экономической деятельностью и взаимодействием между ними.
Чукотско-Камчатский регион
Этот регион расположен на крайнем северо-востоке Азии и населён такими народами, как чукчи, коряки, ительмены и эскимосы. Формирование этих народов, согласно источникам, началось в период неолита. Чукчи, коряки и ительмены являются коренными жителями Чукотки и Камчатки. Их предки были охотниками на дикого оленя и морских животных, а также занимались рыболовством. Межэтнические и внутриэтнические связи были недостаточно развиты. В начале новой эры на северо-востоке появились эскимосы с их специализированной культурой морского зверобойного промысла. Они повлияли на экономическую деятельность, культуру и язык чукчей и коряков. В свою очередь, язык эскимосов включил в себя много слов из чукотско-камчатских языков.
Этнографическая область Приохотоморья
Тундровые районы Охотского побережья, северо-востока Азии и север Приамурья были местом проживания эвенов (эвэн, ороч), эвенков (тунгусы), юкагиров (одул), которые также находились на стадии первобытнообщинного строя. Их языки относятся к тунгусской группе языков.
Этногенез юкагиров, эвенов и эвенков сложен. Многие исследователи Сибири считают юкагиров потомками древнего аборигенного населения севера Дальнего Востока — охотников на северного дикого оленя и рыболовов. В середине XVII века на северо-востоке обитали три юкагирских племена: ходынцы, чуванцы, анаулы.
В этногенезе тунгусов (эвенов и эвенков) участвовали автохтонные племена Сибири. С юга и юго-востока в Прибайкалье пришли тюркские, монгольские, маньчжурские племена, которые смешались с местным населением и, возможно, дали начало эвенам и эвенкам.
В дальнейшем древние тунгусы мигрировали как на запад, так и на восток до Охотского побережья. Однако, по мнению исследователей, этнические признаки, отличающие эвенов от эвенков, сформировались после прихода русских в Сибирь.
К середине XVII века численность эвенов и эвенков составляла 8,5 тысячи человек. Все эти народы вели кочевой образ жизни и делились на оленьих и пеших.
Амуро-Сахалинская этнографическая область включает Приамурье, Приморье и Сахалин. Здесь проживают нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи, ороки, негидальцы, нивхи и айны.
Исследователи не имеют единого мнения относительно этногенеза народов Приамурья и Сахалина. Например, Л. И. Шренк считал нивхов исконными жителями Нижнего Амура и Сахалина, а их соседей, говорящих на языках тунгусо-маньчжурской группы, — ульчей, ороков и нанайцев — более поздними переселенцами, перенявшими хозяйственные навыки и образ жизни от нивхов.
Л. Я. Штернберг, изучая тунгусоязычные народы, пришёл к выводу, что ульчи, нанайцы, орочи и ороки представляют собой единую народность. Анализ сходства элементов жилищ у нивхов и народов Северо-Восточной Азии позволил сделать вывод о том, что предки нивхов пришли из более северных регионов.
А. П. Окладников полагал, что уже в эпоху неолита на Амуре и Сахалине начала формироваться культура предков современных нанайцев, ульчей и нивхов. А. П. Деревянко считал, что в начале новой эры земледельческое население мохэ оказало значительное влияние на народы Нижнего Амура, установив с ними обменные отношения. Все эти народы находились на стадии распада родоплеменных отношений.
В документах первопроходцев XVII века упоминаются дауры и дючеры, находившиеся на более высоком уровне общественного развития, ведшие оседлый образ жизни и испытавшие сильное культурное влияние со стороны маньчжуров и китайцев. Язык дючеров был близок к тунгусо-маньчжурскому языку, а дауров — к монгольскому.
Приамурская этнографическая область характеризуется проживанием коренных народов, таких как нанайцы, маньчжуры, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, орочи и удэгейцы. Тесное взаимодействие и взаимовлияние этих народов привело к определённой унификации культурных элементов, включая технику изготовления предметов быта и орнаментацию. Особенно тесные связи наблюдались между народами, проживающими вдоль реки Амур, такими как ульчи, нанайцы, эвенки и нивхи.
1.3 Антология праздников Дальнего Востока
Многовековой опыт жизни коренных народов Дальнего Востока нашёл своё отражение в их духовной культуре. Они создали уникальную духовную культуру и самобытное прикладное искусство, внеся бесценный вклад в мировую сокровищницу культуры.
Фольклор, включая мифы, сказки и легенды, занимал значительное место в духовной жизни этих народов. У всех народностей Крайнего Севера был миф о Вороне-творце, культурном герое. В чукотском фольклоре главный подвиг Ворона — добывание света. Ворон похитил Солнце у злых духов, создал горы, реки, людей и зверей, используя кости нерпы, щепки, траву и огниво. Эскимосские мифы рассказывают о сотворении Вороном суши, а в корякско-ительменских мифах много внимания уделяется семейной жизни Ворона, где фигурируют его жена, брат, сестра, дети и внуки.
Героические сказания народностей Крайнего Северо-Востока появились в эпоху разложения родового строя и начала расслоения первобытного общества. Главный герой этих сказаний — человек-волк-охотник, отличающийся физической силой и смекалкой.
Многие героические сказания основаны на реальных исторических событиях, таких как крупные столкновения и междоусобная вражда между общинами и семьями. Например, в чукотских сказках противниками являются коряки, а в корякских — чукчи. В ительменском фольклоре существует единый цикл сказаний о богатыре Тылвале.
У народностей юга Дальнего Востока встречаются космогонические, тотемические и другие мифы. Космогонические мифы рассказывают о возникновении Вселенной, например, мифы народов Приамурья об участии Лебедя и Орла в сотворении мира. Тотемические мифы повествуют о связях человека с животными, которые становятся покровителями рода. Орочи и нанайцы считали своим предком тигра, а нивхи — медведя. Все они верили, что животные могут снимать свою шкуру и становиться людьми, если захотят.
Народное декоративное искусство играло значительную роль в жизни и быте коренных жителей. Оно отражало самобытное эстетическое мировоззрение, социальный уклад, уровень развития хозяйства и межэтнические связи.
Петроглифы на скалах Сикачи-Аляна свидетельствуют о глубоких корнях традиционного декоративного искусства. Искусство тунгусов, маньчжуров и нивхов отражало окружающую среду, творческие устремления охотников, рыболовов и собирателей трав и кореньев.
Самобытное искусство народностей Амура и Сахалина вызывало восхищение у тех, кто сталкивался с ним впервые. Учёного Л. И. Шренка поразило мастерство нивхов в изготовлении поделок из разных металлов и украшении оружия фигурами из красной меди, латуни и серебра.
Культовая скульптура занимала важное место в искусстве тунгусо-маньчжуров и нивхов. Материалом для неё служили дерево, железо, серебро, трава и солома в сочетании с бисером, бусами, лентами и мехом.
Народности Амура и Сахалина славились своими аппликациями по рыбьей коже, росписью бересты и дерева. В искусстве чукчей, эскимосов, коряков, ительменов и алеутов нашла отражение жизнь охотников, морских зверобоев и тундровых оленеводов. Они достигли совершенства в резьбе по моржовой кости и изображении жилищ, лодок, животных и сцен охоты на морского зверя.
Академик С. П. Крашенинников, восхищаясь мастерством древних народов, писал: «Из всей работы этих народов, которую они делают каменными ножами и топорами, ничто мне так не было удивительно, как цепь из моржовой кости… Она состояла из колец, гладкостью подобных точёным, и из одного зуба была сделана; верхние кольца были у неё больше, нижние меньше, а длиной она была немного меньше полуаршина. Я могу смело сказать, что по чистоте работы и по искусству никто бы не посчитал её за труд дикого чукчи и сделанной каменным инструментом».
Песенное творчество народностей Дальнего Востока развивалось на протяжении всей истории. Древнейшие музыкальные традиции проявляются в медвежьих праздниках южных народностей региона. Юкагиры воспевали умного и храброго зайца в своих песнях и сказках. Легенды, мифы и предания сохраняли нормы морали, этики и права.
Традиции музыкального искусства передавались из поколения в поколение. Круговой танец, или хоровод, был наиболее распространённым видом танца. Песни и танцы сопровождались игрой на музыкальном инструменте ворган. Праздники заканчивались массовыми играми, где участники соревновались в борьбе, беге и стрельбе из лука.
Танцевальное искусство занимало важное место в культуре аборигенов. Игровые танцы были популярны среди эскимосов, чукчей, коряков и ительменов. Обрядовые танцы имели магический характер и были связаны с окончанием охоты, проводами душ убитых морских зверей в море или торжественной встречей добытых морских зверей. Пожилые женщины исполняли эти танцы под аккомпанемент бубна или пения, имитируя движения зверей и пытаясь их развеселить.
Эвенки и эвены отличались особыми танцами. У них были распространены хороводы, которые двигались по кругу вслед за солнцем под пение самих исполнителей.
Современное восприятие праздника во многом определяется изменениями, связанными с развитием средств массовой коммуникации в крупных городах. Ритм развлечений, шуток и игр, которые веками были неотъемлемой частью праздничных мероприятий, стал доступнее в любое время года. Это привело к снижению интереса к праздникам из-за обилия повседневных развлечений, таких как танцы, музыка и зрелища.
Тем не менее, праздники продолжают приносить яркие впечатления и эмоции, особенно когда они отмечаются. Средства массовой информации также играют важную роль, предлагая праздничные выпуски газет и журналов, радио и телепрограммы, которые поддерживают ожидание и подготовку к праздникам.
Однако в целом современный образ жизни снижает культурную и эмоциональную привлекательность праздничных дней.
ГЛАВА 2. Традиционные праздники Дальнего Востока
В течение последнего десятилетия XX века наше государство продемонстрировало готовность исправить ошибки прежней политики ассимиляции в отношении коренных малочисленных народов и следовать международным стандартам и принципам. Народы Дальнего Востока, проживающие здесь веками, сформировали уникальное культурное сообщество, которое сочетает в себе как древние шаманские обычаи, так и достижения социокультурной революции, а также смешивает различные культурные направления в разных пропорциях. Культура Дальнего Востока неразрывно связана с его этническим населением, которое развивалось в суровых климатических условиях и создало уникальные культурные формы, включающие религию, шаманские обряды, нравственные нормы, творческие инициативы. Культурные традиции народов Дальнего Востока объединяют в себе множество практик, а дальневосточная фольклорная группа представляет собой богатое собрание музыкального фольклора и традиционных песен. Несмотря на стремительное развитие современных технологий, проблемы социокультурных меньшинств остаются актуальными, и изучение их наследия, а также возможности интеграции древних культурных традиций в современное общество продолжают привлекать внимание.
Творчество народов Дальнего Востока представляет собой огромный пласт культуры, который является важным срезом этногенеза в его наиболее чистом и не разбавленном массовыми явлениями виде. Научное изучение ее, в различных областях и сферах, внимательное изучение народных традиций и культурного наследия позволяет углубиться в изучение таинственности Дальнего Востока. Это своего рода шаг на пути к своей душе. Современные мероприятия, связанные с экологией и защитой природы, были добавлены к традиционному ряду обрядов и торжеств.