Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс формирования правового сознания тесно связан с процессом реализации функций, который предоставляет возможность человеку активно участвовать в государственной жизни, широко использовать свои права и свободы. Каждый гражданин обязан иметь необходимый уровень знаний о праве, чтить законы своего государства и целенаправленно их соблюдать. В связи с тем, что становление правосознания личности не может происходить за рамками действия системы государственных институтов, государство должно создать условия для реализации гражданами своих основных прав и свобод.
На современном этапе развития России совершенствование демократизма, укрепление организованности и дисциплины зависят от понимания и восприятия населением существующих у него прав и свобод и умения их использовать. Исключительную важность приобретают вопросы формирования правовой культуры и правосознания общества, его готовности осуществлять свои гражданские и профессиональные обязанности и поступать в соответствии с законом, а также становления целостного механизма правовой социализации и правового воспитания молодёжи. Правовая культура общества формируется из правовой культуры каждого индивидуума, поэтому ключевым показателем правовой системы государства выступает состояние правовой культуры граждан. Построение демократического и правового государства невозможно без высокой правовой культуры населения и развития его правового сознания.
В этой связи, особую значимость принимает проблема формирования и укрепления здорового, целостного правосознания, как одного из ведущих факторов на пути формирования гражданского общества. Однако способность населения на сознательном уровне соблюдать законы, уважать права и свободы других граждан не всегда находит адекватное отражение на практике и нередко проявляется в распространении различных форм деформации правового сознания.
В современный период, когда конституционно определен курс на построение правового и демократического государства, право становится все более востребованным в обществе, а проблемы, связанные с деформацией правосознания и способами его преодоления становятся наиболее актуальными.
Объектом исследования являются общественные отношения, оказывающие влияние на формирование правосознания.
Предметом исследуемой темы являются современные проблемы правового сознания.
Целью работы является изучение особенностей правосознания как формы общественного сознания.
Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
изучить понятие, виды и структуру правосознания;
исследовать функции правового сознания;
проанализировать проблемы деформации правового сознания;
раскрыть причины деформации правосознания.
Методологическую основу работы составляют методы анализа и синтеза научных публикаций и литературных источников по рассматриваемой теме.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСОЗНАНИЯ
1.1 Понятие и структура правосознания
Субъекты в обществе наделены таким замечательным качеством, как сознание.
В науке есть утверждение, что правосознание определено как определенная сумма концепций, правовых идей и правовой психологии. Но считается, что развитое правосознание - это такое правосознание, которое сочетает правовые составляющие в большей степени выражены, чем эмоциональные.
И.А. Ильин русский философ посвятил большое количество своих работ определению категории «правознания». По мнению И.А. Ильина, сущность права - это в основном душевная и духовная составляющая.
Он относился к сторонникам нормативной теории права. По его мнению, «право стало основным атрибутом духа, его способом жизни, его самым основным проявлением. был ярким представителем этико-нормативной теории права» .
Человек с правосознанием - это гражданин своего государства. Совсем иначе рассматривается правосознание подданного. Гражданин чувствует себя абсолютно свободным человеком, он хозяин своего государства, он уважает себя и может уважать других. Его взгляд на государство и его руководителя такой как на инструмент проявления своих личных и общих интересов.
А вот человек, который является, подданным, он не чувствует себя свободным, он зависим он того государства, где находится, и конечно от его руководителя. Подданному для того, чтобы приобрети какие-либо благо, надо выполнять прихоти государства и руководства. Подданному не дана возможность уважать себя, он в основном преклоняет голову перед руководством, он считает его «Величеством».
В юридической правовой доктрине высказывались также мнения, в которых правосознание можно отождествить с правом . Такая позиция представляется спорной.
По мнению Г.В. Назаренко, «правосознание можно представить как определенную систему правовых знаний, умений, даже чувств и эмоций, которые выражают отношение к праву, к той юридической практике, которая существует» .
Согласно мнению Р.К. Русинова правосознание это «такая система чувств и представлений, которые выражают определенное отношение людей к различного рода правовым явлениям, к общественной жизни вокруг них, которое происходит путем восприятие мыслительных и чувствительных образов» .
Согласно мнению М.И. Еникеева «правосознание определяется как определенная сфера сознания человека, связанная с отражением правозначимых явлений, также совокупность определенных взглядов и идей, которые выражают отношение людей, различных социальных групп к самому институту праву и законности, их представления о должном правопорядке, о правомерном и неправомерном» .
Самой важной составляющей сознания индивида, является правосознание, так как от него зависит возможность нормального и эффективного социального бытия, и реализации нравственного потенциала.
Правосознание также является одной из форм большого общественного сознания, оказывающую воздействие на различные факторы, в том числе социальные, культурные, политические экономические, помимо этого моральные, религиозные и другие .
Одним из общепризнанных считается определение понятия «правового сознания», данное Н. М. Юрашевичем. По его мнению, - это «система чувств, привычек, представлений, оценок, взглядов, теорий, идей субъектов права (носителей правосознания), отражающих правовую действительность и оценочное отношение к ней (социально-правовым установкам и ценностным ориентациям общества, к прошлому, действующему и ожидаемому праву) и выполняющих посредством этого роль своеобразного регулятора (саморегулятора) их поведения в юридических ситуациях» .
С. А. Комаров считает, что правовое сознание представляет собой «форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни» . Кроме этого, у С. А. Комарова есть еще одно определение правосознания: – «это сложное явление, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность навыков положительного правового поведения» .
М. М. Рассолов, В. О. Лучин, Б. С. Эбзеев в своем учебном пособии дают следующее определение для правосознания – «совокупность чувств, настроений, идей, представлений, взглядов и т.д., в которых выражено отношение к действующему праву, правовым явлениям, ко вновь создаваемым юридическим нормам» .
В результате обобщения трудов теоретиков, И. Ю. Лимаренко в научной статье изложил возможность определения основных признаков правосознания:
«правовое сознание существует внутри общественного;
в правовом сознании отражается правовая действительность;
составляет правосознание совокупность взглядов, идей, настроений, представлений, ценностных ориентаций, эмоций, знаний, теорий, установок, оценок, убеждений, привычек, чувств и переживаний;
определяет субъективное отношение к действующему праву;
определяет поведение субъектов в юридически значимых субъектах;
создает представления о желаемом праве» .
В целом, стоит заключить, что правовое сознание – «это очень сложный культурный феномен, в котором воедино связаны осознание установленных в обществе формальных границ правомерного и неправомерного и отношение к ним конкретного субъекта, оценивающего, критикующего, соотносящего свои ценности, потребности и надежды с возможностями и ограничениями, которые заложены в праве» .
В этой работе мы будем придерживаться точки зрения большинства авторов, которые полагают, что правосознание состоит из двух основных взаимообусловленных элементов, из двух уровней отражения правовой реальности: правовой психологии и правовой идеологии.
Правовая идеология – это «совокупность систематизированных теоретически обоснованных юридических знаний, идей и оценок права» .
Иными словами она представляет собой познавательную сторону (взгляды, идеи, знания). Правовая идеология есть результат обобщения уже существующих взглядов на право и государство. Проявляется это в следующих идеях:
каким должно быть право;
каким должно быть правовое регулирование;
какие принципы должны ложиться в основу правового регулирования;
что собой должна представлять структура права и т.д.
Если говорить о государствах с демократическим правовым режимом, то здесь правовая идеология имеет огромный нравственный потенциал, который находит свое выражение в усилении ценности прав и свобод человека и гражданина .
Такой элемент правового сознания, как «правовая психология» может быть рассмотрена как стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены . Она характеризует собой непосредственную реакцию людей на различные правовые явления или правовые факты. Процесс возникновения правовой психологии происходит стихийно, в результате взаимодействия людей под воздействием ежедневных жизненных условий.
Два структурных компонента правосознания, правовая идеология и правовая психология, находятся во взаимной зависимости и тесной связи между собой. Взаимно дополняя друг друга, правовая идеология как синтез правовых знаний и правовая психология как отражение обыденного уровня жизни в немалой степени оказывают влияние на формирование правосознания личности.
Правосознание как форма общественного сознания определяет отношение общества к праву и закону в целом, правовой системе государства, юридической практике, государственной идеологии, нормам морали, национальной и общечеловеческой культуре.
Л. И. Петражицкий, основоположник психологической теории права, разработчик концептуальных основ для понимания связи права и психологии, учения о соотношении права и морали и роли права в регулировании
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации: федер. закон РФ от 21.11.2011 г. № 324-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.
3. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011. № 151.
Специальная литература
4. Абызов Р. М., Абызова Е.Р. Правовая культура и правовое сознание как признаки правового государства // Философия права. 2012. № 4 (53). С. 28-46.
5. Адаева О.В., Картыгин Н.С. Значение правового просвещения в правовоспитательном процессе как средства борьбы с правовым нигилизмом // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 6 (57). С. 107-111.
6. Бабаев В. К., Баранов В. М., Общая теория права: краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 1998. 524 с.
7. Баранов П.П. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Ростов-на-Дону. 2006. 328 с.
8. Батуркин В. Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. 2004. №5. С. 19–34.
9. Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. 232 с.
10. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учеб. Пособие для вузов / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; ред. В.А. Кучинский. - 2-е изд., доп. Минск: Интегралполиграф, 2009. 655 с.
11. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2011. 325 с.
12. Жулева М. С. Правовая культура: российские и зарубежные реалии: монография / М. С. Жулева, И. В. Изюмов, И. В. Шулер. Тюмень: ТИУ, 2022. 160 с.
13. Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. 322 с.
14. Китаев Д.В. Деформация правового сознания: юридические способы преодоления // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019. Т. 4. № 11-2. С. 90-94.
15. Кленина Е. А., Песков А. Е. Роль политической социализации молодежи в сохранении демократического потенциала общества // Вестник АГТУ. 2014. № 2 (58). С. 110 - 113.
16. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Москва, 1998. 496 с.
17. Лимаренко И. Ю. Существенные признаки правосознания // Общество и право. 2009. №4. С. 55–57.
18. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1978. 295 с.
19. Матузов Н.И. Правовой нигилизм в свете российского менталитета // Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. 382 с.
20. Моджина Н. В. Правовой нигилизм и правосознание россиян. // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 2. С. 455-459.
21. Назаренко Г.В. Теория государства и права. М., 2006. 456 с.
22. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М., 2007. 452 с.
23. Правовое воспитание и правосознание студентов неюридических специальностей (направлений подготовки). М., 2014. 278 с.
24. Радкевич А.Л. Социальные интернетпрактики россиян в условиях формирования информационного общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 32 с.
25. Сорокин В.В. Правосознание в переходный период общественного развития // Журнал российского права. 2012. №10. С. 59–70.
26. Теория государства и права /Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. Москва, 2000. 462 с.
27. Трофимов В. В. Правообразование в современном обществе: актуальные аспекты теории и методологии // Российский юридический журнал. 2010. №5. С. 50–57.
28. Шафигуллина, П. Р. Правосознание и правовая культура: современное состояние и проблемы / П. Р. Шафигуллина, К. А. Лягин // Педагогика, психология, общество : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 июня 2020 года. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. С. 186-189.
29. Шлепакова Н.А. Правовой нигилизм как разновидность социального нигилизма. В сборнике: Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции) материалы международной научно-теоретической конференции молодых исследователей: в 2 т. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2017. С. 185-187.
30. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. 2004. №2. С. 177.