Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В современной образовательной среде ФГОС на каждой образовательной ступени регламентирует не только формирование знаний и умений учеников по всем учебным предметам, но также предусматривает изучение лексики и грамматики при обучении иностранным языкам и развитие коммуникативных умений и иноязычного речевого взаимодействия субъектов.
Большую роль в этом процессе играет устная и письменная речь как особый вид речевой деятельности. Речь, прежде всего, идёт о формировании коммуникативной компетенции в иноязычной письменной речи.
Коммуникативная письменная речь - это экспрессивный вид речевой деятельности, который нацелен на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие навыка выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая опирается на технику письма.
Для этого необходимо сформировать у учеников графические и орфографические навыки. Современный процесс обучения иностранным языкам выстраивается на коммуникативной основе и на основе личностно ориентированного подхода, что также регламентировано требованием ФГОС на каждой образовательной ступени.
Становление личности школьника осуществляется в ходе формирования его иноязычного чтения и речевого поведения. Прежде всего, имеется в виду овладение умениями и навыками устной и письменной речи на английском языке. Чтобы достичь этих целей, педагоги в своей профессиональной деятельности используют различные приёмы и методы., в том числе, мультимедийные средства обучения.
Благодаря инновационным образовательным технологиям, педагог имеет возможность поддерживать учебную мотивацию школьников и активизировать их познавательную деятельность. Кроме того, использование педагогом различных активизирующих техник и методик даёт ему возможность разнообразить учебно-воспитательный процесс, что позволяет говорить о развитии познавательной активности и способностей ребёнка.
Знание иностранного языка даёт субъекту возможность дополнительных коммуникаций, поскольку это средство международного общения. Процесс изучения иностранного языка обладает большим потенциалом, как воспитательным, так и развивающим. Чтобы этот процесс можно было назвать успешным, педагогу необходимо создавать на уроках соответствующие педагогические и дидактические условия.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования мультимедийных средств обучения в процессе преподавания иностранных языков для формирования навыков устной и письменной речи.
Объект исследования: процесс развития навыков устной и письменной речи при обучении иностранному языку.
Предмет исследования: приёмы и методы в процессе развития навыков устной и письменной речи при обучении иностранному языку.
Задачи:
1. Теоретически обосновать формирование устной и письменной речи на иностранном языке посредством мультимедийных средств обучения.
2. Разработать конспект урока английского языка по формированию устной и письменной речи обучающихся.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению целостной картины мира. Актуальность данной проблемы обусловлена качественными изменениями сознания субъекта и с необходимостью совершенствования способности личности более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в этом мире [5].
Для успешного овладения устной и письменной иноязычной речью, учителю необходимо формировать различного рода коммуникативные компетенции у каждого субъекта. Способность субъекта грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме опирается на техники письма и чтения, а также на успешно сформированные орфографические и графические навыки. Учитель учит школьников воздавать различного рода и жанра тексты, письменные и устные, которые будут полезны школьникам для продуктивной и успешной коммуникации в образовательном процессе.
Под целостной картиной мира понимают совокупность мировосприятия и мироощущения человека, его знания и мнение о мире и мироздании как мыслящего субъекта. Целостная картина мира представляет собой основу миропонимания и определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений во внешней жизни. В зависимости от субъективного миропонимания человека, в течение жизни изменяются его жизненные приоритеты, социальная активность и направленность деятельности.
Главным средством познания целостной картины мира и приобщения субъекта к ценностям, созданным другими народами, выступает иностранный язык. Иностранный язык есть ключ, открывающий уникальность и своеобразие культурного наследия.
Одним из требований ФГОС является формирование языковой компетенции школьника. Формирование картины мира у школьников, которая представляет собой систему философских, социальных, политических, нравственных и эстетических взглядов на мир, есть одна из ведущих задач воспитания базовой культуры личности.
Чтобы это осуществлять в образовательных организациях, необходимо создавать соответствующие организационные и педагогические условия для формирования у школьников целостной картины мира в процессе обучения иностранному языку. Сформированная целостная картина мира субъекта будет отражать наиболее существенные стороны бытия и мышления, природы и общества.
Окружающая человека действительность чрезвычайно многообразна. Каждый соотносит себя с каким-либо определенным горизонтом мира и определенной стороной действительности. При целостном подходе мировоззрение субъекта постепенно проявляется в единстве внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.
У человека, достигшего определённого уровня развития, когда его можно называть личностью, все личностные свойства и качества приобретают определенную устойчивую структуру [17].
Большую роль в развитии мировоззрения и понимании субъектом целостной картины мира играют язык и речь. Человеку необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. «Язык человека есть система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации» [12, с. 5].
Развитию целостного образа мира школьника способствует активная позиция в его познании и учении. Если в учебном процессе присутствует проблемная ситуация, способная вызвать интерес и поиск, то противоречия между имеющимися знаниями и знаниями, вновь приобретёнными во время поиска, приводят к рождению новых ментальных смыслов.
Основным инструментом этого процесса являются язык и слово. Любые образы и понятия дают обобщённые знания о действительности, выраженные языком и словом. Это помогает рождению нового текста.
Потребность в общении, или коммуникации есть условие для успешного становления языковой личности школьника. В таких условиях должны быть предусмотрены ситуации, которые определяли бы мотивацию общения, речи и поставили бы ребёнка перед необходимостью логичных речевых высказываний.
Особые ситуации, созданные педагогом и возникающие при определённых педагогических условиях должны возбуждать интерес и желание рассказывать и делиться чем-либо [24]. Подобное понимание теоретического и практического осмысления действительности повышает требования к пониманию языка и речи любого человека.
Большую роль в этом процессе познания играют знаниевый и эмоциональный компоненты каждого субъекта. Здесь можно говорить о реализации специальных педагогических условий в современной образовательной среде.
К педагогическим условиям формирования у школьников представлений о целостной картине мира, с учётом лингводидактической проблемы, можно отнести:
1. Обогащение опыта взаимодействия учеников в ходе языковых коммуникаций в образовательном процессе.
2. Использование проблемных методов обучения на уроках иностранного языка.
Под знаниевым компонентом будем понимать имеющиеся у субъекта знания о способах коммуникации и сотрудничества, о взаимозависимости людей друг от друга и о способах сотрудничества при выполнении совместной работы, или совместных действий. Школьник, помимо владения предметным образовательным результатом, должен владеть соответствующими знаниями системообразующего характера, что сегодня называют личностным образовательным результатом.
Под эмоциональным компонентом понимают состояние личности и её переживания. От этого зависит удовлетворённость собой, своими действиями и отношениями. Эмоциональный компонент в образовательной среде рассматривается как элемент педагогического сопровождения учебного процесса.
Всё это предполагает реализацию целенаправленного эмоционального воздействия на школьников с целью развития у них определенных личностных качеств и формирования позитивного отношения к учебной деятельности [11].
Наука лингводидактика позволяет исследовать общие закономерности обучения языкам и формулирует закономерности, которые касаются способов усвоения иноязычных знаний, навыков и умений у субъектов образования.
При этом, методика обучения иностранному языку будет являться частной дидактикой, поскольку она занимается поиском эффективных путей обучения конкретному иностранному языку в определенных учебных условиях.
Под проблемами лингводидактики понимают неразрешенные вопросы в сфере обучения иностранным языкам, задающими направления новых исследований в рамках данной научной области.
Часто случается, что в учебно – воспитательном процессе внимание учеников бывает направлено на механическое заучивание содержательного аспекта иностранного языка, что сегодня признаётся малоэффективным. Очевидно, что возможности иностранного языка для развития личности каждого человека - уникальны. При этом всегда развиваются эмоциональная, интеллектуальная и волевая сферы субъекта.
Ю.Д. Апресян, Н.Ю. Шведова, В.А. Маслова и др., считали, что при обучении иностранному языку в сознании ребенка формируется целостная картина мира, выраженная через единицы языка, то есть, языковая картина мира. В.А. Маслова писала, что в сознании ученика формируется национально и индивидуально обусловленная картина мира.
Чем глубже ученик познаёт язык, тем шире и разнообразнее в его сознании становится целостная картина мира. При этом важно не допустить смешения языковых картин родного и изучаемого языка, что может способствовать возникновению языковой интерференции субъекта.
Ученые А.С. Белкин, Л.А. Венгер, М.Н. Емельянова и др. отмечают, что начальному периоду обучения отводится достаточно важное место в системе языкового образования. С психологической точки зрения изучение иностранного языка представляется сложным процессом формирования в коре головного мозга новой речевой системы.
Эта система начинает взаимодействовать с уже выработанной системой родного языка, испытывая на себе ее интерферирующее влияние. C педагогической точки зрения, обучение иностранному языку в начальных классах – это процесс формирования коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном уровне его речевой деятельности, т.е., аудирование, говорение, чтение и письмо [22].
Знание основных особенностей процесса обучения иностранному языку, и соответствующие педагогические условия позволят учителю миновать возникающие при обучении трудности и создать комфортные условия для того, чтобы достичь более высоких результатов, учитывая при этом индивидуальные потребности учеников.
Большим развивающим потенциалом для формирования целостной картины мира и языковой компетентности школьников обладают все виды их творческой деятельности, что, несомненно, должно быть учтено педагогами при реализации соответствующих педагогических условий.
Личностно ориентированный подход в обучении подразумевает подготовку к жизни способного и активного человека и это имеет отношение непосредственно к каждому ученику. Образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы школьник всегда испытывал потребность в непрерывном саморазвитии и самообучении.
Под видами письменной речи понимают написание рефератов, сообщений, тезисов, писем, эссе, протоколов, сочинений, инструкций и др. письмо и письменная речь не являются одним и тем же. Под письмом понимают сложное речевое умение, которое позволяет при помощи системы графических знаков обеспечить общение людей.
Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим участникам коммуникации. Продуктом такой деятельности является речевое произведение или текст, который предназначен для прочтения. Обучение письменной речи на английском языке является сложной дидактической задачей, как для педагога, так и для ученика. Письменная речь является результатом и средством обучения, которое занимает важное место в учебно – воспитательном процессе [10].
Чтобы владеть навыком письменной речи при изучении иностранного языка, необходимо формировать навыки иноязычной речи в целом. Практика показывает, что для решения этой дидактической задачи недостаточно существует разработанных дидактических и методических средств.
Человек, который выполняет письменную работу, предоставлен сам себе. Он лишён слушателя. Ему необходимо предугадать реакцию окружающих и действовать самому. Он не имеет возможности изменять свой голос в зависимости от того, о чем он пишет и всегда привязан к монологу. Пишущий человек не может использовать весь спектр вспомогательных выражений, которые доступны в устной речи, в частности, интонации, жесты, телодвижения и др.
В современной модели обучения иностранному языку преобладают различные техники чтения, различные типы заданий по грамматике. Обучению письму в английском языке не уделяется должного внимания и времени. Цель любого письма – это обучение письменной речи и выработка умений излагать собственные мысли в письменной форме.
Записывать ученику необходимо много. Важно уметь записывать лекции, составлять планы, писать рефераты, конспектировать литературу и др. Чтобы достичь в этих вопросах высоких результатов, ученикам необходимо владеть стратегией работы над письмом.
При выполнении заданий, ученик должен владеть следующими навыками:
1. Punctuating meaningfully.
2. Getting the grammar right.
3. Having a range of vocabulary.
4. Spelling accurately.
5. Using the conventions of layout correctly e.g. in letters.
6. Linking ideas and information across sentences to develop a topic.
7. Using a range of sentence structures.
8. Developing and organizing the content clearly and convincingly.
Начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи является техника письма. Это средство обучения иноязычной речи. Обучение письменной речи предполагает овладение речевыми упражнениями, которые позволяют формировать умения и навыки составления письменного сообщения [8].
Такие упражнения могут быть как отдельными дидактическими единицами, так и целыми комплексами упражнений для работы с той, или иной учебной темой. При работе с отдельной учебной темой целесообразно использовать кейс методики. Они позволяют системно формировать у учащихся необходимые графические автоматизмы, речемыслительные навыки и умения формулировать мысль в соответствии с письменным стилем.
Подходящие продуктивные техники и методики позволяют расширять знания и кругозор, овладевать культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи. Учитель обучает школьников устной и письменной речи таким образом, чтобы школьники могли пользоваться иноязычной речью и письмом как способом познания, общения и творчества. Если говорить об экспрессивной письменной речи, её рассматривают как письменную учебную речь и как письменную коммуникативную речь.
Учебная письменная речь – это выполнение специально подобранных языковых и речевых упражнений. Такого рода упражнения направлены на освоение лексико-грамматических навыков. Под коммуникативной письменной речью понимают экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленной на речевое общение в письменной форме. Как для устной, так и для письменной речи субъекту важно уметь правильно выражать свои мысли и иметь хороший словарный запас. Если говорить о речи письменной, в этом случае можно отметить как важный фактор технику письма и соответствующие навыки. Развитие экспрессивной письменной речи тесно увязывается с рецептивной формой письменной коммуникации – чтением [15].
Текст выступает в роли образца, подлежащего анализу и имитации. Типичная схема работы, которая сложилась в рамках текстового подхода к обучению связной речи – есть путь, от анализа текста-образца к созданию самостоятельного письменного сообщения. Заключительным этапом работы в этом случае будет написание учениками самостоятельных письменных сообщений, поздравительных открыток, писем другу и др.
При освоении письменной речи, на первый план выдвигается не речевой продукт – текст, а сложный творческий процесс. В центре внимания оказывается личность того, кто пишет, его коммуникативные и познавательные потребности и целевые установки на предстоящие виды письменных сообщений.
Эффективность обучения иностранному языку зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности школьников. Иностранный язык есть ключ, открывающий уникальность и своеобразие культурного наследия.
Интегративной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции школьника в основных видах речевой деятельности:
- аудирование;
- говорение;
- чтение;
-письмо.
Школьники должны осознавать явления действительности, происходящие в англоговорящих странах, если речь идёт об английском языке, через знание о культуре, традициях и истории этих стран. Как и на любом уроке, на уроке иностранного языка, в соответствии с новыми образовательными стандартами необходимо усилить мотивацию ученика к познанию в области иностранных языков, что, несомненно, можно обеспечить за счёт реализации кейс – методов и иных инновационных технологий [3].
Ученику необходимо знать, что именно он хочет сказать, и кому предназначено его письмо. Он должен владеть отдельными аспектами процесса написания текста, планированием, построением, сочинением и проверке написанного [23].
У школьников сегодня не получается выделять в материале необходимые для запоминания обобщающие признаки или ассоциировать слова тематически. Всё это и многое другое объясняется тем, что у них недостаточно развиты отдельные когнитивные функции. Каким же образом можно выстроить образовательный процесс обучения английскому языку, чтобы школьники могли и желали учиться, усваивая при этом весь необходимый материал, согласно требованиям ФГОС на каждой образовательной ступени.
Возможно, что однотипные уроки, одинаковые процедуры объяснения и оценки, отсутствие права выбора вида деятельности учеником – всё это может стать причиной неудач в обучении. Педагогическая стратегия учителя английского языка не обязательно должна совпадать со стратегией изучения или постижения предмета отдельно взятым учеником. Ученик создаёт свой язык сам, постепенно выстраивая собственную систему лингвистических представлений [10].
Обучение языку не может быть простой передачей знания или его переносом от учителя к ученику. Когнитивный подход к языковой практике, с использованием технологий - это не прихоть и не просто желание следовать модным инновационным тенденциям. Это реальная необходимость процесса обучения английскому, или любому другому иностранному языку.
Педагогу всегда важно понимать, в чем именно заключается лексический навык и каковы эффективные способы его развития. Одной из задач при изучении иностранного языка является пополнение словарного запаса. При этом, практика показывает, что знание эквивалента того или иного иностранного слова в родном языке не говорит о сформированности лексического навыка. Лексический навык подразумевает работу не только с конкретным словом. Должна проводиться следующая работа:
-с тематическими и семантическими группами;
-со словообразованием;
-с правилами употребления лексем в соответствии с грамматической
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2018. - N 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 02.06.2024).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/(дата обращения: 02.06.2024).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2017. С. 2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2018. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 02.06.2024).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2016. - N 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 02.06.2024).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 02.06.2024).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е.В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2016. – N 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
22. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М.С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 02.06.2024).
23. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
25. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.